Вверх

Время изучать Гданьск

Игорь Гошовский, Шеф-редактор ports.com.ua
19 августа 2016

Польский менеджмент «Укрзализныци» намерен запустить три контейнерных поезда между портами Польши и Украины.

В 2013 году один уважаемый эксперт портового рынка из России настоятельно рекомендовал мне не писать о портах Гданьск и Гдыня, поскольку это вообще не интересно для украинских читателей и не имеет к экономике Украины ни малейшего отношения. Вместо этого он советовал писать больше о Новороссийске, а также об Усть-Луге. В этой дискуссии тогда все остались при своем мнении. Потом мы записали целую серию интересных интервью с польскими менеджерами, как портовой, так и железнодорожной отрасли. Геополитическая орбита Украины тем временем становилась все более акцентированной. Ну и жирную точку в вопросе, кто из нас тогда был прав, поставила победа Войцеха Бальчуна в конкурсе на главу УЗ.

Теперь перспективность именно польско-украинских экономических отношений не вызывает сомнения, но в железнодорожной и портовой отраслях точки возможного соприкосновения пока только начинают изучаться.

12 августа стало известно, что ПАО «Укрзализныця» и операторы польских железных дорог ведут переговоры об установлении единого тарифа для запуска контейнерных поездов между украинскими и польскими морскими портами. Об этом сообщил член правления госкомпании Марек Залесны во время своего визита в Одессу.

По словам Залесны, существует запрос на запуск трех контейнерных поездов по маршрутам между портами. В настоящее время «Укрзализныця» ведет переговоры об установке совместного тарифа на перевозку грузов с оператором наиболее протяженного ширококолейного пути в Польше LHS.

Польша является ключевым звеном сухопутного Шелкового пути «Китай-Европа». Если мы хотим реально конкурировать с так называемым «российским» маршрутом, то без Польши это не возможно.

По оценкам Залесны, переговоры должны завершиться в течение месяца, после чего будет обсуждаться процесс прохождения поездов от ширококолейного пути до портов Польши. Этот вопрос, в том числе — сооружение перехода с широкой колеи на узкую, «Укрзализныця» намерена обсудить с железнодорожным перевозчиком PKP Cargo.

Что будет означать для Украины, если эта идея увенчается успехом.

Во-первых, следует понимать, что именно Польша является ключевым звеном сухопутного Шелкового пути «Китай-Европа». Если мы хотим реально конкурировать с так называемым «российским» маршрутом, то без Польши это не возможно. Польша является точкой входа и выхода как для нашего транс каспийского коридора, так и для «российского». Вариант через Клайпеду – возможен, но логистически он сложен, поскольку предполагает еще одну (уже третью по счету) портовую перевалку на маршруте.

Контейнерное сообщение между Гданьском и Одессой по совместному с польскими перевозчиками тарифу переведет на украинские порты те польские грузы, которые шли на Констанцу, поскольку расстояние от польских к нашим гаваням существенно короче при приблизительно одинаковом уровне ж/д инфраструктуры.

Поэтому мне кажется, что украинцам самое время изучать, что из себя представляют польские порты и Гданьск в частности. Не только в целях поиска партнерства, но и с точки зрения понимания, куда движется украинская портовая отрасль. Ведь польские порты реформировались по похожему сценарию, но сама реформа стартовала намного раньше.

Например, между Гданьском и украинским портом Южный можно провести интересные параллели. Главная из них – это проведение дноуглубительных работ, что успешно отобразилось на стоимости логистики для грузоотправителей. Создан в Южном и контейнерный терминал, который впрочем в отличии от Гданьска, пока не глубоководный. Южный последние годы постепенно теряет российский транзит (в основном железная руда), так как поляки теряли российскую нефть. Если Гданьск рассчитывает нарастить через своей «Нефтепорт» перевалку саудовской нефти, то в Южном определенные надежды возлагают на проект Одесса-Броды и перевалку Каспийской нефти. Ну и главное – оба порта находятся в процессе передачи государственного стивидора под управление частной компании. Но если Гданьск уже продвинулся в этом процессе далеко и идет по пути приватизации, то Южный думает о концессии.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать