Вверх

Закон о ГЧП нуждается в изменениях

Александр Кифак, Управляющий партнер ЮФ «АНК», Адвокат
21 мая 2016

Новый закон о государственно-частном партнерстве лучше прежнего. Но он тоже несовершенен, считает управляющий партнер ЮФ «АНК», Адвокат Александр Кифак

Украине стоило бы еще упростить процедуры реализации инвестпроектов в портовом секторе. Инвесторов вполне устроило бы, если бы проекты находились в компетенции исключительно Министерства инфраструктуры. Чтобы не нужно было бы дополнительно их согласовывать с непрофильными министерствами. Если такие законодательные изменения будут внесены, инструменты ГЧП могут начать функционировать. Пока же на практике как единственная форма инвестирования в порты применяется в основном аренда государственной недвижимости. 

Из истории изменений

В ноябре 2015 года Верховная Рада приняла законопроект №1058 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и стимулирования инвестиций в Украине». Документ вносит изменения в Закон «О государственно-частном партнерстве», а также в некоторые другие законодательные акты, с целью создания более лояльных и привлекательных условий для инвестирования в развитие государственных отраслей экономики (в том числе и портовой отрасли).

В феврале 2016 года закон подписал президент Петр Порошенко, после этого документ был опубликован в официальных источниках (далее – «новый Закон»). Вступление нового Закона в силу ожидается 24 мая 2016 года.

Прежняя редакция законодательства о ГЧП

В 2010 году в Украине был принят Закон «О государственно-частном партнерстве» (далее – «Закон о ГЧП»). Документ был призван урегулировать правила сотрудничества между частными субъектами и государством. Закон о ГЧП направлен на реализацию инвестиционных проектов в государственном секторе экономики.

Специалисты компании АНК неоднократно обращали внимание на то, что правовая система государственно-частного партнерства, предложенная Законом о ГЧП, содержала в себе целый ряд недостатков, а именно (применительно к портовой сфере):

  • Очень сложная и неэффективная процедура заключения договора. Предусматривалось, что договор заключается между частным партнером и Министерством инфраструктуры как органом управления по решению Кабинета Министров (по результатам согласования Министерства экономики и Министерства финансов, с проведением конкурса по выбору инвестора и т. д.).
  • Не предусматривалась возможность непосредственного участия государственного предприятия (АМПУ или государственной стивидорной компании) в отношениях государственно-частного партнерства. В связи с этим отсутствовала возможность как возложить на такое предприятие любые обязанности, связанные с реализацией инвестпроекта (например, проведение дноуглубительных работ), так и предусмотреть его права (например, на получение части дохода от реализации проекта).
  • В противоположность передовому международному опыту новые объекты, построенные силами и за счет частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства, могли согласно прежней редакции Закона о ГЧП находиться исключительно в государственной собственности. Это значительно снижало привлекательность механизма государственно-частного партнерства для инвесторов, поскольку не отвечало требованиям последних по капитализации объекта, а также создавало существенные препятствия для привлечения финансирования под реализацию проекта.

Принятие Закона о ГЧП привело к фактическому блокированию реализации инвестиционных проектов в портовом секторе, что требовало неотложных мер, направленных на улучшение законодательных условий инвестирования в государственный сектор экономики.

В этой связи принятые изменения к Закону о ГЧП, предусмотренные новым Законом, можно считать первым шагом на пути решения описанной выше проблемы.

Изменения, предусмотренные новым Законом

Новым Законом предусмотрены следующие основные положения:

  • Предусмотрено упрощение процедуры принятия решения об осуществлении государственно-частного партнерства в отношении объектов государственной собственности. Полномочия по принятию такого решения отнесены к функциям органа управления (применительно к объектам портовой инфраструктуры – Министерства инфраструктуры), а не Кабинета Министров, как это было предусмотрено прежней редакцией Закона о ГЧП.
  • В договоре о государственно-частном партнерстве могут участвовать государственные предприятия на стороне государственного партнера, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого государственного предприятия. Это позволяет учесть права и обязанности государственных компаний в портовых инвестиционных проектах.
  • В рамках государственно-частного партнерства могут заключаться не только договора концессии и совместной деятельности, но и новый для подобных правоотношений вид договора – договор управления имуществом. Согласно такому договору, государство может передать определенные государственные активы инвестору для предоставления платных услуг по управлению такими активами в интересах государства. Кроме того, новым Законом предусмотрено, что договор в рамках государственно-частного партнерства может содержать элементы различных договоров (смешанный договор).
  • Объекты, созданные или приобретенные частным партнером в рамках договора о государственно-частном партнерстве, могут принадлежать ему на праве собственности (с последующей передачей в государственную собственность не позднее даты окончания договора). Также договором может быть предусмотрено возникновение совместной долевой собственности государственного и частного партнеров на создаваемые или приобретаемые объекты (с определением порядка выделения соответствующих долей в договоре о государственно-частном партнерстве). Это нововведение может позволить частным партнерам привлекать кредитные средства для реализации проектов.

Эффективность принятых изменений

Принятие нового Закона и описанные выше нововведения в целом можно считать положительным фактором, который может существенно улучшить инвестиционный климат в отечественной портовой отрасли. В то же время новый Закон устраняет не все недостатки правового регулирования государственно-частного партнерства в Украине.

В частности, новый закон существенным образом не упрощает саму процедуру заключения договора о государственно-частном партнерстве, а именно не отменяет необходимость согласования решения органа управления о заключении такого договора с двумя непрофильными министерствами: Министерством финансов и Министерством экономики, что на практике может потребовать большого количества времени и бюрократических волокит.

Следует также отметить, что, по имеющейся у нас информации, опыт положительного согласования портовых проектов государственно-частного партнерства в указанных непрофильных министерствах на сегодняшний день отсутствует.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Все мнения автора

Комментарии


Комментировать