Вверх

10 фактов о доставке украинского зерна в порты во времена Речи Посполитой

09 ноября 2018   Игорь Гошовский

Западные инвесторы предлагали вложиться в инфраструктуру доставки украинского зерна еще в 16 веке. Почему у них не вышло и как развивали логистику в направлении черноморских портов подольские магнаты двести лет спустя.

10 фактов о доставке украинского зерна в порты во времена Речи Посполитой

На картине: погрузка в порту Гданьск 16 век

Дешевле не бывает

После первого раздела Польши 1772 года украинское зерно стало не выгодно экспортировать. Порты на Балтике (которые несколько сотен лет были единственным местом его перевалки) отошли Пруссии, установились высокие пошлины. При этом логистика из Подолья, или Киевщины в Гданьск сама по себе была не простая и недешевая, а логистика в порты Черного моря была еще не развитая. В результате, цены на зерно в Украине на десятилетия обвалились настолько, что стало выгоднее из него варить спирт, который тоже стал дешевым из-за переизбытка предложения.

В 1784 году один французский агент отмечал: «На Украине пшеница такая дешевая, что многие земледельцы отказываются ее выращивать». В восточных воеводствах зерно стоило в два раза ниже, чем даже в Варшаве.

Читайте также 10 фактов об экспорте зерна Украины XIX века, которые стоит знать

Транспортировка зерна волами дорого стоила и могла окупиться только при высоких ценах на него. Поэтому в урожайные годы прибыль от продажи зерна была незначительная. В такой ситуации только мелкопоместные владельцы продавали излишки хлеба, лучшие же хозяева и владельцы крупных поместий нередко формировали большие запасы. И для продажи их пытались выжидать время, когда в соседних губерниях или за рубежом появится потребность в хлебе и потребуется доставка его, а из-за этого повысятся и цены. Обычно сплавить эти запасы зерна им помогали войны - особенно России и Турции.

Вот таким оказался последний аккорд Речи Посполитой в Украине. А в это самое время где-то в другой галактике проходила промышленная революция.

Судно «Украина»

В 1783 году из Херсонского порта во Францию начало возить зерно судно под названием «Украина». Судно так назвал его собственник – Польская Черноморская торговая компания, созданная в Виннице. Ее основали крупные магнаты Речи Посполитой с Подолья. Самый известный среди них – Антоний Прот Потоцкий, который стал у ее руля в 24 года. В целом компания владела шестью судами и просуществовала недолго, так как Польша прекратила свое существование в 1795 году. Тем не менее, с деятельностью этой компании связаны первые поставки украинского зерна в черноморские порты после их занятия турками в 1484 году – почти за триста лет. Она же и кормила российскую армию в войнах с османами.

Лобби Гданьска и Днестр

До конца 18 века – почти 300 лет – главными портами для экспорта зерна из большей части территории Украины оставался Гданьск, куда зерно поставлялось реками. Например, волынский Устылуг на Западном Буге был крупным перевалочным пунктом.

Экспорт через Гданьск постоянно увеличивался. Так, в 1530 году через этот порт было вывезено 35,8 тыс. тонн зерна, в 1583 году – 133 тыс. тонн, в 1648-м году – 271 тыс. тонн.

Но в памяти оставались и воспоминания о том, что со времен Руси до конца 15 века крупные партии зерна из Украины удавалось отправлять по Днестру и Пруту в направлении портов Белгород и Килия. В 1497 году Польша вела с Турцией яростную войну за контроль над этими портами, но проиграла. После этого черноморское направление экспорта иссякло и переключилось на Балтику.

Но нельзя сказать, что попытки возобновить путь на юг не предпринимались. Во-первых, практически во всех мирных соглашениях с Османской империей был пункт о свободе торговли и мореплавания (1486, 1621, 1676, 1699 гг.). Особенно в этом были заинтересованы Венеция и Франция. Папский легат кардинал Коммендони в 1564 году посетил Волынь, Подолье и Галицию, после чего рекомендовал королю и старостам чтобы те основали на Днестре город-порт, привлекли купцов и обеспечили инфраструктуру для отправки грузов по Днестру в Черное Море. Часть магнатов, заинтересованная в сохранение монополии экспорта через Гданьск, стала блокировать какие-либо движения в этом направлении, указывая на высокую стоимость устранения порогов на Днестре. Что интересно, флорентийский купец Тедальдо пообещал сделать это за свой счет в обмен на восьмилетнее освобождение от налогов его торгового дома за операции по Днестру. Но этим проектам ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: pr@runsite.com.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать