Вверх

10 фактов об экспорте зерна Украины XIX века, которые стоит знать

14 июля 2016   Игорь Гошовский

В XIX веке экспортеры украинского зерна испытывали те же проблемы, что и сегодня. Пытались убедить власти снизить тарифы на логистику, страдали от дефицита мощностей перевалки в пиковые периоды и с трудом добивались разрешения на дноуглубление рек.

10 фактов об экспорте зерна Украины XIX века, которые стоит знать

Тарифы и таможня

В 1884 году на европейский рынок зерна с большими партиями зашли США. Это вызвало тревогу у украинских производителей. Они стали требовать от правительства льгот, чтобы противостоять зерновой «оккупации» Европы Америкой. Одним из ключевых требований было уменьшение стоимости перевозок. «Пуд американского зерна, доставленный из Чикаго в Ливерпуль, стоит 28 копеек, тогда как столько же мы платим за пуд зерна, перевезенного из Гайсина в Одессу», — писал подольский предприниматель Бонавентура.

Росту торговли через черноморско-азовские порты Украины способствовало предоставление ряда привилегий. Так, в 1782 году царское правительство издало распоряжение об уменьшении таможенных сборов в этих портах на четверть. Манифестом от 1817 г. Одессе «подарено» на 30 лет порто-франко, то есть право беспошлинного вывоза и ввоза товаров.

Пуд американского зерна, доставленный из Чикаго в Ливерпуль, стоил 28 копеек, тогда как столько же платили за пуд зерна, перевезенного из Гайсина в Одессу

Lois Dreyfus

«Луи Дрейфус» стала первой компанией из четверки ныне здравствующих крупнейших мировых зернотрейдеров, которая зашла в украинские порты. Французы в 1898 году открыли представительство в Скадовском порту, который в то время был заметной зерновой гаванью.

43% мирового урожая

Соотношение урожайности зерновых Украины и стран западной Европы за 200-300 лет почти не изменилось. Украина по этому показателю с XVI-го  до начала XIX века отставала от Англии в 2,1 раза, Франции – в 1,5 раза и проигрывала даже Скандинавии(!) – в 1,3 раза. Но этот недостаток компенсировали огромные площади возделывания земель. Так на украинских землях собирали 43% мирового урожая ячменя, 20 процентов пшеницы и 10% кукурузы. Для сравнения сейчас в Украине производится только 3% мирового производства кукурузы и 2,5% пшеницы.

Фрахт и логистика

Вопрос состояния дорог и пригодности русла рек для судоходства был чрезвычайно болезненным. До постройки железной дороги 25% зерна поступало в причерноморские порты реками. На середину 19 века чумаки поставляли в Одесский порт ...

Продолжить чтение...

Качественная независимая журналистика может существовать благодаря поддержке читателей, поэтому продолжение этого материала доступно только нашим подписчикам.

Если вы уже подписаны Войдите в систему
Для юридических лиц Заполните форму
Консультация: [email protected]
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать