Вверх

5 достижений 2018 года: Национальный морской рейтинг Украины

29 марта 2019  

Создание и начало работы Государственной службы морского и речного транспорта Украины – Морской администрации, названо экспертами главным достижением 2018 года

5 достижений 2018 года: Национальный морской рейтинг Украины

4 апреля 2019 года в Одессе состоится торжественная церемония награждения победителей Национального морского рейтинга Украины по итогам 2018 года. Редакция журнала «Порты Украины» и информационно-аналитический центр «BlackSeaTrans» продолжает публикацию результатов наших подсчетов. 

Достижение года2018

Победитель в этой номинации определяется группой экспертов. По результатам опроса, в котором участвовало 80 экспертов (их полный список опубликован в журнале и на сайте Национального морского рейтинга Украины – www.UkrainianMaritimeRating.com), главным достижением 2018 года на водном транспорте Украины названо создание и начало работы Государственной службы морского и речного транспорта Украины Морской администрации. Этому достижению отдали свои голоса 24 эксперта.

Эксперты отмечали, что «многолетняя совместная работа большого количества профессионалов и патриотов отрасли по созданию  такого органа успешно завершилась», «создана Морская администрация – отдельный центральный орган исполнительной власти, которому переданы функции по организации и управлению системой безопасности в стране», «спустя немало лет после ликвидации во времена команды Януковича Укрморречфлота, наконец, морская отрасль получила свой орган управления», «следующий шаг – формирование такой морской администрации Украины, которая будет действовать по прозрачным профессиональным правилам, принятым во всем мире».

Как отмечал один из экспертов, «22 августа 2018 года можно считать днем рождения Морской администрации, поскольку Кабмин именно в этот день принял решение о возможности осуществления Морской Администрацией возложенных на нее полномочий и функций по реализации государственной политики в сферах морского и речного транспорта, торгового мореплавания, судоходства и внутренних водных путей, навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, а также в сфере безопасности на морском и речном транспорте».

На втором месте – успешное прохождение Украиной проверок международных организаций (аудита IMO и инспекции EMSA)

Эксперты отмечали, что сделать это удалось благодаря «структуре и нормативному обеспечению, разработанным специалистами отрасли в предыдущие годы».

Как отметил один из экспертов, «значимым для отрасли считаю факт успешного прохождения Украиной в июне 2018 года первого в истории страны аудита Международной морской организации (ІМО). Результатом стало формирование новой культуры взаимодействия с Международной морской организацией и повышение уровня наших взаимоотношений. Мы проанализировали полноту имплементации и качество выполнения международных обязательных инструментов ІМО, определили задачи на ближайшее время по изменению наших национальных нормативно-правовых актов, на среднесрочную перспективу – по присоединению к важным международным конвенциям и протоколам, а также на долгосрочную перспективу по созданию условий и присоединению к Парижскому меморандуму о взаимопонимании о контроле судов государством порта».

Как отметил другой эксперт, «успешно прошла инспекция национальной системы образования, подготовки и дипломирования моряков, медицинских стандартов Украины на предмет выполнения требований Директивы 2008/106/ЕС и Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (STCW), проведенной Европейским агентством по морской безопасности (EMSA) в апреле 2018 года. Одобрение EMSA дает возможность украинским морякам работать на судах под флагами стран Европейского Союза».

На третьем месте – введение в строй мощностей нового зернового терминала компании «М.В. Карго» в порту Южный

Эксперты отмечали, что «этот совместный проект компании «М.В. Карго» с компанией «Каргилл» на сегодняшний день самый большой из тех, что должны заработать в морских портах», что «годовая мощность нового глубоководного терминала при полной реализации проекта достигнет 5 млн тонн», что «общая сумма инвестиций в строительство терминала – 150 млн долларов», что «это хороший пример ГЧП, поскольку значительный объем работ для терминала, связанный с созданием акватории нового причала № 25 и подходного канала к причалу, выполняла АМПУ».

На четвертом месте два события, набравшие одинаковое количество голосов, создание Морской палаты Украины ирост речных грузоперевозок.

Эксперты отмечали «создание Морской палаты Украины как проявление активизации гражданских институтов в противодействии коррупции, в обсуждении и продвижении важных для отрасли проектов нормативных актов», «важность мобилизации профессионалов для решения проблем морской отрасли, чему должно послужить создание Морской палаты», «последнюю попытку «сеять доброе и разумное» в административно-правовом поле Украины в отношении морехозяйственного комплекса».

Как отметил один из экспертов, «МПУ может стать глотком свежего воздуха среди разлагающегося болота. Но это возможно лишь в том случае, если идею поддержат широкие круги морской общественности и спонсоры от еще не задушенного бизнеса, что позволит создать по-настоящему дееспособный орган. В конечном итоге это просто вопрос самосохранения и выживания морской транспортной отрасли Украины».

Эксперты отметили «существенное увеличение грузоперевозок по Днепру», «рост перевозок грузов по внутренним водным путям Украины».    

На пятом месте также два события года – рост контейнерооборота украинских морских портов и законодательное оформление принципа «единого окна» при оформлении грузов

Эксперты отмечали «рост контейнерооборота украинских терминалов на 17%», «продолжение роста контейнерооборота и его превышение в 2018 году уровня докризисного 2013 года», что «в 2018 году многие судоходные линии установили свои персональные рекорды по объемам грузов, переваленных через украинские терминалы – речь идет о росте числа груженых контейнеров».

Эксперты отмечали, что «принятие парламентом законопроекта №7010 положило начало внедрению принципа «единого окна» при оформлении грузов», «хотя к документу достаточно много вопросов, можно сказать, что это первый серьезный шаг к упрощению бюрократических процедур и повышению привлекательности украинских портов».

Другие достижения

Среди наибольших достижений эксперты отмечали также, что «инвесторы все еще хотят вкладывать деньги в нашу страну», «введение в строй в морском порту «Ольвия» нового зернового терминала компании «Евровнешторг», что привлекло в страну значительные иностранные инвестиции и привело к созданию около 150 рабочих мест», «выход на украинский рынок глобального портового оператора DP World Group», «развитие группы компаний ТИС в порту Южный, где в 2018 году установили ряд рекордов в перевалке грузов через свои причалы», «прекрасные результаты и высокая социальная активность группы терминалов ТИС», «старт проектов концессии морских портов «Ольвия» и «Херсон» и подготовку ТЭО с участием консорциума международных экспертов».

Наибольшими достижениями эксперты также называли «проведение обширной программы по дноуглублению в ряде морских портов с привлечением иностранных компаний на основе открытых конкурсов», «существенное увеличение перевозок по внутренним водным путям», «положительную динамику грузоперевозок по Днепру», «ввод в строй нового зернового комплекса «Нибулона» в Николаеве, постоянный рост и новаторство этой компании», «развитие программы судостроения «Нибулона», «запуск SHIPNEXT – первой работающей международной морской транспортной площадки, основанной на машинном обучении, автоматизации, основах линейного программирования и блокчейн-технологии», «завершение инфраструктурной части паромной переправы Орловка-Исакча», «открытие контейнерного сервиса «Оушен Нетворк Экспресс», «инвестпроект по расширению контейнерного терминала «Бруклин-Киев Порт» в Одесском порту и подписание меморандума о сотрудничестве с компанией CMA CGM», «либерализацию правил плавания по ХМК и БДЛК, значительно облегчивших работу флота и терминалов», «организацию работы ряда регулярных контейнерных поездов», «закрепление тенденции роста объемов перевалки украинского зерна на экспорт, когда уровень в 40 млн тонн стал «ординаром» грузопереработки этого вида груза», «отмену экологического контроля».

Эксперты также отмечали среди достижений «вступление в силу нового закона о приватизации, заложившего почву под возможную будущую приватизацию нестратегических объектов портовой инфраструктуры», «упрощение процедуры выполнения дноуглубительных работ в акваториях портов (путем включения их в перечень работ, не требующих оформления разрешительной документации на строительство)», «изменения в постановление КМУ №406 – теперь согласование строительных работ будет менее хлопотным и не требует наличия документов на земельный участок в акватории порта», «успешное завершение судебного спора, связанного с вопросом взимания платы за услуги при въезде- ыезде автомобилей с грузами в (из) Одесского порта», «одобрение правительством (постановление КМУ от 18.12.2018 № 1108) обновленной Морской доктрины на период до 2035 года», «создание Наблюдательного совета АМПУ», «решение о создании Научно-экспертного совета Национальной академии наук Украины при МИУ», «успешно проведенную аккредитацию инженерных специальностей Национального университета «Одесская морская академия» и другие.

Как отметил один эксперт, «в 2018 году, на мой взгляд, реформирование всей морской отрасли достигло какого-то пика, после которого стало очевидно, что возврата к прошлому или торможения не будет. И в этом я вижу определенный позитив. В факте бесповоротности. Другое дело, каковы последствия этих реформ. Участники разбиты на два лагеря – сторонники и проводники изменений и их противники и критики. Находясь скорее на стороне последних, я, тем не менее, признаю очевидное: отрасль функционирует, справляется с главной своей задачей – перевалкой грузов как для нашей страны, так и с остатками транзитных грузопотоков. Впечатляет строительство нового терминала MV Cargo, радует то, что уцелел и развивается порт «Ольвия», терминалы Николаевского региона, штатно работает Одесский порт и порт «Южный». Ведь стабильность сегодня можно приравнять к достижению».

  Рейтинг важнейших достижений 2018 года на водном транспорте Украины

 

Достижения

Число голосов

1

Создание и начало работы Государственной службы морского и речного транспорта Украины – Морской администрации

24

2

Успешное прохождение Украиной проверок международных организаций (аудита IMO и инспекции EMSA)

14

3

Введение в строй мощностей нового зернового терминала компании «М.В. Карго» в порту «Южный»

8

4

а) Создание Морской палаты Украины

б) Рост грузоперевозок по внутренним водным путям

по 6

5

а) Рост контейнерооборота украинских морских портов.

б) Законодательное оформление принципа «единого окна» при оформлении грузов

 по 5

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать