Вверх

Американские санкции и рынок танкерных перевозок

05 июня 2018   Марк Шевченко

Последние обострение отношений между США и Ираном может осложнить ситуацию на рынке танкерных перевозок в значительно большей степени, чем это было предшествующие годы.

Американские санкции и рынок танкерных перевозок

В ситуации, когда США возобновляют санкционный режим в отношении Исламской Республики, компании, участвующие в транспортировке иранской нефти, рискуют потерять доступ к американской финансовой системе – именно с этой проблемой сталкивались перевозчики последние десять лет, до того, как было заключено соглашение между Западом и Ираном о снятии санкций – в обмен на прекращение разработки режимом аятолл ЯО.

Отметим, сегодня перевозчики рискует большим: они могут быть отрезаны от бурно развивающегося бизнеса по транспортировке сырой нефти из американских сланцевых месторождений в Техасе или скважин в Мексиканском заливе. Такой точки зрения придерживаются в брокерской фирме Braemer ACM.

Стоит напомнить, что США начали продавать рекордные объемы сырой нефти на мировом рынке после того, как в конце 2015 года окончился запрет на экспорт углеводородов, продержавшийся в Америке несколько десятилетий – всего через несколько месяцев после смягчения иранских санкций. После того, как президент Дональд Трамп вышел из соглашения по ядерной программе Ирана, объемы американских поставок подскочили. Это обстоятельство заставляет владельцев танкерных флотов хорошенько подумать, прежде чем связывать себя с государством-изгоем какими-либо обязательствами. «Если вы являетеся операторами нового современного тоннажа, который может взять груз в США, вам не стоит портить отношения с американцами из-за связей с Ираном», - считает Ануп Сингх, аналитик Braemer ACM из Сингапура. – Судам, перевозящим иранскую нефть, вероятно, будет запрещено участвовать в транспортировке американской нефти в течение 2-х лет.

Судовладельцам придется принимать решение - транспортировать иранскую нефть и нефтепродукты или избегать сделок с третьим по величине производителем ОПЕК - в то время, когда они пытаются оживить свой бизнес после многих лет неблагоприятной рыночной ситуации, связанной с наличием на рынке избыточного тоннажа и сомнительной прибыльности бизнеса. Кроме того, в самом близком будущем они столкнуться с новыми расходами, связанными с новыми правилами относительно выбросов, загрязняющих атмосферу. Операционная маржа компаний – владельцев танкерных флотов может вообще обнулиться… 

Бесспорно, сегодня американские производители нефти не являются крупнейшими клиентами танкерных перевозчиков, однако едва ли последние могут себе позволить повернуться спиной рынку, демонстрирующему устойчивый и быстрый рост экспорта как сырой нефти, так и нефтепродуктов. Уже сегодня в американские порты все чаще заходят танкеры самых разных классов – в связи с ростом сланцевой выработки вблизи Мексиканского залива и наращиванием производства топлив на американских нефтеперерабатывающих заводах – из той же сланцевой нефти.

«Всплеск производства и экспорта американской сырой нефти и топлив привел к необходимости нарастить и скорость, и объемы ее перевозки», - рассказывает Сингх. – Кстати, это подтолкнуло осуществление значительных дноуглубительных работ в американских неглубоких гаванях в целях удовлетворения спроса на судозаходы как небольших судов, так и супертанкеров, способных взять на борт до 2 млн баррелей сырой нефти для ее транспортировки, например, в Азию.

В частности, крупнейший мировой импортер мира Китай приобрел в США приблизительно 3,9 млн метрических тонн только за первые три месяца этого года, что в 8 раз больше, чем объем импорта КНР из Соединенных Штатов в первом квартале 2017 года, согласно таможенным данным. Южная Корея импортировала в два раза больше нефти США в феврале по сравнению с февралем 2017 года, свидетельствуют данные Управления энергетической информации США.

Абсолютно очевидно, что иранские поставки сырой нефти сократятся из-за возобновления санкций США – даже если американцы окажутся в полном одиночестве, что маловероятно. Выше говорилось о том, что санкции могут заставить судоходные компании, которые в течение шести последних месяцев перевезли более половины экспортируемой иранской нефти, отказаться от дальнейшего участия в этом бизнесе. В результате стране придется положиться в основном на собственный танкерный флот, считает аналитик нефтяного рынка Джулиан Лии, пишущий для Bloomberg.

За последние недели цены на сырую нефть значительно выросли из-за спекуляций на тему о возможном сокращении поставок на мировой рынок в связи с напряженной геополитической ситуацией. 31 мая 2018 года фьючерсы марки Брент торговались на уровне $77,56 за баррель. За год стоимость Брента выросла почти на 50%. Это самые высокие цены с осени 2014 года.

«Мы уже увидели, как некоторые судовладельцы отказались от предварительно объявленных чартерных контрактов на перевозку иранской нефти за последние пару недель, непосредственно после объявления Трампа о выходе из ядерной сделки с Ираном», - сказал Сингх. Он же дает некоторые рекомендации: «Перевозчики могли бы поторговаться с Исламской Республикой за более высокие ставки или в качестве меры предосторожности пока забрать свои суда – в ожидании инструкций от своих P&I групп».

Cудовладельцы в этом году уже взимали от 7,5 до 10 дополнительных пунктов за связанные с Ираном чартеры

По словам Сингха, судовладельцы в этом году уже взимали от 7,5 до 10 дополнительных пунктов за связанные с Ираном чартеры, ожидая, что американские санкции будут возобновлены – по сравнению с контрактами на перевозку нефти из других стран Ближнего Востока в Европу. Он отмечает, что с тех пор стоимость иранского фрахта выросла еще на более чем на 20 пунктов.

«Большая премия оправдывала бы политические и экономические риски, которым перевозчики подвергаются. Она могла бы хоть отчасти компенсировать рынки, на которые эти компании потенциально могут потерять доступ», - сказал Сингх.

В случае потери американского рынка, как нам представляется, никакая компенсация не будет достаточной.

В любом случае, американские санкции могут значительно усложнить ситуацию на глобальном рынке танкерных перевозок, и без того находящегося под серьезным давлением. Эта точка зрения главного аналитика BIMCO Питера Сэнда озвучена в статье, опубликованной в World Maritime News.

Дисбаланс спроса и предложения, вызванный не только наличием избыточных мощностей, но и ограничениями, наложенными на производство нефти странами ОРЕС, усугубился в связи с массированными поставками нового тоннажа c начала 2018 года и значительным пополнением портфолио мировых судоверфей, причем речь идет о VLCC, главным образом. Всего этих гигантов было заказано в нынешнем году 24 единицы. Сэнд полагает, что санкции не принесут индустрии пользы.

National Iranian Oil Company (NIOC), Naftiran Intertrade Company (NICO) и National Iranian Tanker Company (NITC) непосредственно попадут под действие санкций – вместе с Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL), South Shipping Line Iran и прочими дочками государственной иранской линии.

Кстати, санкции затронут и энергетический, и финансовый секторы Ирана.

Сэнд также говорит о том, что «для международного танкерного перевозчика невозможность вести дела на американском рынке – большая проблема». Новая волна санкций может заставить европейских покупателей отказаться от покупки иранской сырой нефти, что приведет к сокращению экспорта. Впрочем, экспорт в Китай, Индию, Южную Корею и Японию едва ли будет затронут – как это было в случае с предыдущей санкционной волной.

Естественно, возникает вопрос о том, где европейские покупатели намерены приобретать необходимые им нефтяные объемы. По мнению Сэнда, они смогут этот сделать на том же Ближнем Востоке; альтернативой может стать нефть из Ирака, и это смягчит удар по глобальному танкерному рынку. В конце концов, как это ранее объясняли многочисленные аналитики, по-настоящему для этого рынка имеет значение общий объем нефти, экспортируемой из региона Ближнего и Среднего Востока, не только из Ирана. Прочие страны Персидского залива вполне могут компенсировать потерю иранской нефти, нарастив собственные поставки.

Сэнд рекомендует набраться терпения и подождать. В конце концов, США, возможно, и не удастся выйти из сделки по Ирану: как напоминают европейские союзники Вашингтона, это было не двухстороннее соглашение.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать