Вверх

Анаклия: зачем Грузии порт-гигант

18 сентября 2018   Андрей Петров

Заместитель гендиректора Консорциума по развитию Анаклии Саломе Келенджеридзе расказывает о том, как в Грузии на территории в 340 га будет построен глубоководный морской порт мощностью 100 млн тонн грузов в год

Анаклия: зачем Грузии порт-гигант

На фото: Церемония начала строительства глубоководного порта

В конце мая 2018 года участники международной конференции представителей стран «Вышеградской четверки» и Украины, а также Ukrainian Ports Forum-2018 ознакомились с проектом строительства крупнейшего в Грузии глубоководного морского порта Анаклия. Презентацию провела заместитель гендиректора Консорциума по развитию Анаклии Саломе Келенджеридзе.

Привлекательное место

Саломе Келенджеридзе отметила, что само географическое положение Грузии на важнейших с древних времен путях из Европы в Азию обуславливает необходимость крупного глубоководного порта на восточном берегу Черного моря, через который могли бы проходить растущие транзитные потоки. А для этих потоков маршрут через Грузию весьма привлекателен прежде всего тем, что он является самым коротким. Из Северо-Западного Китая в Европу по этому маршруту груз можно доставлять за 11 суток, что значительно быстрее, чем доставка с использованием океанских путей. По оценкам экспертов, к 2020 году потребность в дополнительных транзитных контейнерных перевозках на транскавказском направлении может вырасти на 200 тыс. TEU.

В то же время, Грузия не располагает такой портовой инфраструктурой, которая могла бы соответствовать растущим запросам рынка. Поэтому правительство Грузии приняло решение о строительстве в районе курортного городка Анаклия нового глубоководного морского порта. И в феврале 2016 года Консорциум по развитию Анаклии (Anaklia Development Consortium LLC – ADC) выиграл тендер на строительство нового порта и его концессию на 52 года. В основу концессии был положен известный принцип Built – Own – Transfer. Консорциум основали грузинская компания TBC Holding и известная американская компания Conti International LLC, занимающаяся проектами в сферах инфраструктуры и капитального строительства.

Параметры будущей гавани

Предусматривается, что на территории в 340 га будет построен морской порт полной мощностью по завершении проекта 100 млн тонн в год. Эта мощность предположительно может быть достигнута к 2050 году, а общая сумма инвестиций в объект оценивается в $2,5 млрд.

Строительство разбито на девять очередей. Первая очередь проекта должна быть завершена к концу 2020 года, когда ожидается прием первого судна. К этому сроку планируется построить волнолом длиной 1590 м, подходной канал с глубинами 18 м и два терминала: для контейнеров – мощностью 900 тыс. TEU и навалочных грузов – мощностью 1,5 млн тонн.

Появятся два причала общей длиной 650 м с глубинами 16 м, которые позволят принимать суда класса post-Panamax, в том числе контейнеровозы вместимостью до 10 тыс. TEU. Планируется приобретение на первом этапе 4 современных причальных перегружателей и 12 RTG для обслуживания тыловых площадей контейнерного терминала. Будут также построены здания для администрации порта, таможенных и других структур.

В рамках планируемой свободной экономической зоны (СЭЗ) начнет развиваться логистический и индустриальный парк.

Строительство началось в декабре 2017 года после всех необходимых подготовительных работ. В качестве будущего оператора порта была привлечена американская компания SSA Marine, которая является оператором 250 терминалов портов по всему миру и специализируется на морских и железнодорожных операциях.

Инфраструктура

Государство, отметила Саломе Келенджерадзе, обязалось провести к новому порту необходимые автомобильную и железную дороги. Консорциум сегодня очень плотно работает с международными финансовыми институтами. Инвестиции в первую очередь строительства оцениваются в $540 млн. Планируется, что финансовые институты вложат $400 млн, а остальное – частные инвесторы и государство, которое будет вести дорожное строительство.

На вопрос, не окажется ли без загрузки, например, новый контейнерный терминал мощностью на первом этапе 90 тыс. TEU, Саломе Келенджерадзе ответила, что сегодня грузопотоки через грузинские порты стабильно растут. В 2017 году, например, контейнерооборот через терминалы страны вырос на 20%. Это вызвано, прежде всего, развитием экономики самой Грузии, которая является одной из самых быстро растущих в регионе. И связано это с результатами проведенных реформ, благодаря которым сегодня Грузия занимает 16-е место в мире по уровню экономической свободы, 9-е место в мире по легкости ведения бизнеса и стала весьма привлекательной для иностранных инвесторов. Рядом с Грузией активно развиваются Армения и Азербайджан. Эти три закавказские страны с суммарным населением в 17 млн человек, с ежегодным ВВП более $102 млрд образуют тот «первичный» рынок, который призвана обслуживать Анаклия.

Кроме того, в азиатском направлении находится еще более активно развивающийся рынок Средней Азии с населением 146 млн человек и ежегодным ВВП порядка $769 млрд, требующий выхода в Европу для своих товарных потоков. А значит, без загрузки мощности нового порта не останутся.

Очень важный момент, что новый порт будет расти и развиваться вместе со специальной экономической зоной. Именно эта идея совместного развития порта и СЭЗ помогла консорциуму выиграть тендер. «Законодательство Грузии предусматривает возможность для Анаклии специальной экономической зоны, и мы сейчас работаем над тем, чтобы в этой зоне действовали юридические нормы, максимально облегчающие ведение бизнеса, в частности нормы английского правосудия», – отметила Саломе Келенджерадзе.

Одновременно ведется поиск инвесторов, которые могут использовать территорию СЭЗ для производства, дистрибуции их продукции. Такие инвесторы уже есть.

Сам город Анаклия – небольшой. Но он расположен в густонаселенном районе, где есть заметная безработица. И важной социальной задачей проекта будет предоставление населению значительного числа рабочих мест. Подсчет эффекта, который может иметь реализация проекта на развитие региона, показал, что общее число новых рабочих мест может достичь в порту и у смежников 20 тыс. человек.

Подробности из СМИ

Анаклия – небольшой пока еще курортный городок, расположенный у реки Ингури, почти на границе с Абхазией. Именно здесь после Революции роз задумали реализовать «проект века» для Грузии – построить город и порт Лазика, о котором много говорилось несколько лет назад. В городке построили гостиницы, перекинули длинный пешеходный мост через реку Ингури, восстановили разрушавшуюся 300-летнюю крепость.

Но уход в 2012 году в отставку президента Михаила Саакашвили, смена властей на несколько лет отложили планы развития этого региона. Позднее они были реанимированы в проекте под другим названием.

План глубоководного порта Анаклия был разработан Консорциумом по развитию Анаклии совместно с международной компанией Maritime & Transport Business Solutions (MTBS) и одобрен грузинским правительством в октябре 2017 года. Церемония закладки первого камня порта Анаклия состоялась 24 декабря 2017 года. На церемонии закладки премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что порт Анаклия – как место, где Европа встречается с Азией – утвердит позицию Грузии на карте Шелкового пути. Строительство глубоководного порта Анаклия – самый большой проект Грузии в ХІХ веке, который является началом преобразования Грузии из транзитной страны в страну производства, логистики и индустриального развития.

Одновременно с портом на территории СЭЗ будет активно развиваться городская застройка. Консорциумом по развитию Анаклии уже создал компанию для строительства города – Anaklia City. Планируется, что в порту будут работать около 6,4 тыс. человек, которые будут жить в новом городе.

Город Анаклия, по словам директора компании Anaklia-City Кетеван Бочоришвили, будет привлекательным как для легкой индустрии, так и для сферы услуг. Он будет открыт для глобальных корпораций, финансового сектора, исследований в сфере новейших технологий.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать