Вверх

А завтра был кризис...

01 мая 2009  

За последние годы мы уже привыкли к позитивным новостям об экономике и морском транспорте нашего южного соседа и подчас не без зависти говорили о Турции, где реформы последних полутора десятилетий превратили страну в одну из наиболее развитых в Восточном Средиземноморье.

Порты Украины, № 2 (84) 2009
За рубежом
Марк Шевченко

 

За последние годы мы уже привыкли к позитивным новостям об экономике и морском транспорте нашего южного соседа и подчас не без зависти говорили о Турции, где реформы последних полутора десятилетий превратили страну в одну из наиболее развитых в Восточном Средиземноморье.
Помимо прочего, Турция быстрыми темпами пополняла состав своего флота и улучшала его качественно. Совершенно необходимые меры, если учесть, что 90 % внешнеторговых операций страны обеспечены именно морскими перевозками. Если же принять во внимание, что ВВП Турции рос в последние годы примерно на 6,5 % в год, станет очевидным, что никакая забота о пополнении торгового флота не была излишней. Он и рос: с 1980-го по 2007 год включительно общий дедвейт флота страны увеличился в 3,5 раза — с 2,032 млн тонн до 7,244 млн тонн. Способствовали этому и устоявшиеся традиции ведения морского бизнеса — дело это в Турции издавна «семейное» (например, компания Люсьена Аркаса известна по всему миру). Так что можно было бы рассчитывать если не на бурный, то уж, во всяком случае, на устойчивый рост флота и в дальнейшем.
К сожалению, общемировой финансовый и экономический кризис не обошел и наших соседей. В этом году турецкие экономисты и бизнесмены прогнозируют рост ВВП в стране лишь на уровне 0,4 %. Эти предположения основаны на еженедельном обзоре Центрального банка Турции, опубликованном на официальном сайте Центробанка. Обратите внимание: двумя неделями ранее прогнозируемый уровень этого показателя составлял 1,1 %, а разработанный правительством план бюджета на 2009 год предусматривал вообще экономический рост в 4 %.
Естественно, что кризисные явления отразятся на объемах перевозимых грузов и поставят под вопрос планы пополнения флота. Однако давайте бросим взгляд на состояние турецкого флота, каким оно было в последний относительно благополучный для судоходства год — 2007-й. Тем более что данные за 2008 год еще не опубликованы.
По данным на 1 января 2008 года, мировой флот судов брутто-тоннажем от 300 т составляли 44553 единицы общим дедвейтом 1079,519 млн тонн. Этот тоннаж распределен между 158 странами, причем турецкий флаг в списке по общему дедвейту флота занимает почетную 25-ю позицию. Впрочем, следует сказать, что в последние 8 лет страна постепенно опускалась в рейтинге — в 2000-м году флот страны занимал 18-ю строчку списка. Однако, если считать и суда под иностранным флагом, которые контролируют турецкие судовладельцы, страна в рейтинге выглядит более чем достойно — 17-я позиция. 30 стран, занимающих в рейтинге первые строчки, владеют львиной долей общемирового тоннажа в 950 млн тонн.
По общему дедвейту, на 1 января 2008 года турецкий флот находился на втором месте среди всех черноморских стран — 7,39 млн тонн и на четвертом среди стран Черного моря и Восточного Средиземноморья (после Греции, Кипра и России). Как сообщает Судоходная палата Турции (Turkish Chamber of Shipping), по данным на конец 2007 года, турецкий торговый флот был представлен 1473 судами, из которых 407 судов (5,2 млн DWT) были построены на зарубежных судоверфях, а 1066 судов (1,9 млн DWT) — на отечественных. Легко подсчитать, что средний тоннаж построенных в Турции судов, составлял 1782 DWT, приобретенных за границей — 12776 DWT.
Из 1473 судов под турецким флагом 29,94 % составляли сухогрузы, 11,95 % — рыболовные суда, 8,62 % — нефтеналивные суда, 6,59 % — балкеры, 8,01 % — буксиры, 34,89 % — суда прочих типов.
Разумеется, речь идет о количестве судов. Если же подсчитать их тоннаж, то окажется, что наиболее мощным являлся флот балкеров. Из 7,2 млн DWT общего тоннажа Турции 46,92 %, или 3,378 млн DWT, приходилось на балкеры, 20,3 %, или 1,462 млн DWT — на сухогрузы, 15,51 %, или 1,117 млн DWT — на танкеры, 17,27 %, или 1,243 млн DWT — на суда другого назначения.
Турецкий торговый флот на 47 % (693 судна) состоял из судов, зарегистрированных в национальном судовом регистре. 53 % (780 судов) были зарегистрированы в международном судовом регистре Турции. Но если взглянуть на флот с точки зрения тоннажа, то окажется, что львиная доля тоннажа страны была зарегистрирована в международном судовом регистре Турции — 90 %.
Большая часть флота, зарегистрированного в национальном регистре (721146 DWT), состояла из балкеров, и это 26,8 % всех зарегистрированных в национальном регистре судов. На втором месте сухогрузы (26,2 %), нефтеналивные суда (15,8 %) и суда прочих типов (31,2 %).
Большая часть флота, зарегистрированного в международном судовом регистре Турции (6,5 млн DWT), это балкеры (49,1 %), нефтеналивные суда (15,4 %), сухогрузы (15,4 %) и суда иных назначений (15,8 %).
Турецкий флот насчитывает 587 судов вместимостью, превышающей 1500 DWT, пригодных для международных перевозок. 62 судна из этого числа были построены на зарубежных судоверфях, 525 судов — на судоверфях Турции. Общий дедвейт этих 587 судов составлял 978209 т, их общий брутто-тоннаж — 4571204 т.
Основной объем этого тоннажа, если говорить о вместимости, занимали балкерные суда — 48,7 %, затем сухогрузы — 19,2 % и нефтяные танкеры — 15,3 %.
Общий средний возраст торгового флота Турции (суда, брутто-тоннажем не менее 150 т) на 31.12.2007 года составлял 23,14 года. Средний возраст сухогрузов составлял 28 лет (20,3 % всего флота). Средний возраст балкеров — 21 год (46,9 % флота). Средний возраст контейнеровозов не превышал 10 лет (5,7 % флота), а нефтеналивных танкеров — 25 лет (15,5 % флота).
Из 1473 судов общим дедвейтом 7244062 т:
— 374 судна общим дедвейтом 2700763 т имели возраст до 9 лет (или примерно 37 % всего флота);
— 275 судов общим дедвейтом 601925 т имели возраст от 10 до 19 лет (или 8 % всего флота);
— 412 судов общим дедвейтом 2858223 т имели возраст от 20 до 29 лет (или 40 % всего флота);
— 412 судов общим дедвейтом 1083151 т старше 30 лет (или 15 % всего флота).

Если же говорить о среднем возрасте турецкого флота в соответствии с типами судов, то наиболее старыми судами являлись танкеры-асфальтовозы и, как это ни странно, научно-исследовательские суда. Совершенно естественно, что наиболее молодыми судами были контейнеровозы: турецкий экспорт, в значительной мере представленный продукцией легкой промышленности, перевозимой именно в контейнерах, достиг серьезных объемов именно в последние 10 лет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать