Вверх

Безопасность на море требует совместных усилий

01 мая 2009  

В круг моих обязанностей входит контроль и координация деятельности государственного морского спасательно-координационного центра в Одессе и морских подцентров в Севастополе, Керчи, Мариуполе. Также обеспечение безопасности мореплавания нашего поисково-спасательного флота.Круг задач, которые предстоит решить, весьма велик. Много сделано за прошедшие годы, однако еще многое предстоит выполнить для выведения поисково-спасательной системы Украины на достойный уровень, соответствующий международным стандартам.

Порты Украины, № 01 (113) 2012
Игорь Грец
Безопасность

 

В круг моих обязанностей входит контроль и координация деятельности государственного морского спасательно-координационного центра в Одессе и морских подцентров в Севастополе, Керчи, Мариуполе. Также обеспечение безопасности мореплавания нашего поисково-спасательного флота.
Круг задач, которые предстоит решить, весьма велик. Много сделано за прошедшие годы, однако еще многое предстоит выполнить для выведения поисково-спасательной системы Украины на достойный уровень, соответствующий международным стандартам.
Главное — это формирование эффективной и устойчивой вертикали управления системой. Предстоит в кратчайшие сроки принять на баланс, переоснастить и унифицировать разрозненные элементы береговых спасательно-координационных центров, принадлежащие разным предприятиям отрасли, развернуть и оборудовать центр быстрого реагирования в городе Киеве.
Мы уже начали выстраивать вертикаль с единым подчинением всех элементов государственному СКЦ в Одессе, с единой документацией, унифицированными процедурами, четкими принципами взаимодействия, исключающими двоякое толкование и дублирование функций.
Морская поисково-спасательная служба испытывает острый дефицит необходимого специализированного флота, который мог бы круглогодично и при любых погодных условиях выполнять функции по поиску и спасанию в морском поисково-спасательном районе Украины.
Создание развитой, высокотехнологичной и эффективной системы поиска и спасания требует привлечения значительных материальных ресурсов.
Огромный прорыв в решении этой задачи сделан с принятием Кабинетом Министров Украины решения о направлении части корабельного сбора на цели поиска и спасания.
В настоящее время морская поисково-спасательная служба сосредоточила свои основные усилия на разработке и утверждении целого ряда нормативно- правовых актов общегосударственного порядка и на уровне Министерства инфраструктуры Украины в строгом соответствии с рекомендациями конвенции SAR, рекомендациями IMO.
Параллельно решается вопрос подбора кадров. Здесь мы также столкнулись с серьезной проблемой их отсутствия, а также отсутствия системы подготовки персонала поиска и спасания различных уровней. Эти пробелы приходится сегодня исправлять. Разрабатываются критерии подбора кадров по профессиональному, возрастному, психофизическому, психологическому и иным принципам, поскольку проведение операций по спасению человеческой жизни в море требует от персонала умения принять на себя ответственность, полной отдачи и предельной концентрации. Многие опытные капитаны не всегда готовы к этому. Критерии определены весьма высокие, а разрешение этой проблемы без помощи предприятий и профильных учебных заведений весьма затруднительно.
Не могу не остановиться еще на одном весьма важном вопросе — внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Разрабатываемые в настоящее время нашими специалистами нормативные документы закладывают основные принципы его построения, формируют необходимое правовое поле для привлечения к поисково-спасательным операциям дополнительных сил и средств, создают механизмы компенсации связанных с этим затрат участников взаимодействия.
Главным документом в этой цепи должен явиться Национальный план поиска и спасания на море, проект которого уже подготовлен. После утверждения Кабинетом Министров Украины многие вопросы организации, управления и финансового обеспечения элементов системы будут решены.
А сейчас многие вопросы решаются долго и тяжело. Всем известно, какие проблемы и обстановка сложились с наступлением аномальных холодов. У нашей службы на сегодняшний день нет специальных морских судов ледового класса. В этой связи хочу высказать огромную благодарность за помощь и понимание руководству Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Именно благодаря их помощи и налаженному взаимодействию между ГМСКЦ Морской поисково- спасательной службы Министерства инфрастуктуры Украины и воздушными судами МЧС были спасены 5 февраля 2012 г. 14 членов экипажа с горящего судна «Капитан Иван Викулов», 7 февраля 2012 г. 12 человек с получившего пробоину во льдах судна «ALAKA-1» и 9 февраля 2012 г. эвакуированы в тяжелом состоянии два члена экипажа с судов «Волгобалт 239» и «Капитан Чуднов».
Впереди у нас еще один огромный и сложный «кусок» работы — создание собственной службы безопасности мореплавания. Как и во многих других направлениях, все, что касается нормативно-правового регулирования этого предмета, либо чрезвычайно зарегулировано, либо вовсе отсутствует. В этой связи значительные усилия наших специалистов сконцентрированы на разработке эффективной системы управления безопасностью мореплавания.
В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что достичь желаемого результата мы сможем только совместными усилиями. В этой связи я рассчитываю на поддержку наших инициатив Министерством инфраструктуры Украины, Государственной инспекцией Украины по безопасности на морском и речном транспорте, предприятий и организациями, которые осуществляют деятельность на море, и помощь морского сообщества.


Игорь ГРЕЦ,
зам. директора МПСС по безопасности мореплавания


 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать