Вверх

Безопасности речного судоходства надежную финансовую основу

01 мая 2009  

Главная задача унитарного государственного предприятия «Укрводпуть» — создание безопасных условий судоходства на внутренних водных путях Украины.Для решения этой задачи ведется работа по обеспечению гарантированных габаритов водных путей и нормативному навигационному обустройству на всем их протяжении, работа по поддержанию в надлежащем техническом состоянии судоходных шлюзов на Днепре.

Порты Украины, № 01 (113) 2012
Водные пути
Николай Верещака

 

Главная задача унитарного государственного предприятия «Укрводпуть» — создание безопасных условий судоходства на внутренних водных путях Украины.
Для решения этой задачи ведется работа по обеспечению гарантированных габаритов водных путей и нормативному навигационному обустройству на всем их протяжении, работа по поддержанию в надлежащем техническом состоянии судоходных шлюзов на Днепре.
Важным условием успешного решения нашей основной задачи является постоянная информированность о фактических значениях контрольных параметров судоходного фарватера, знаков навигационной обстановки, гидротехнических конструкций и технологического электромеханического оборудования шлюзов, судов технического и специального флота. Именно по результатам анализа этой информации идет планирование и выполнение неотложных восстановительных, модернизационных, проектно-изыскательских работ с учетом требований действующих норм и правил.
С целью системного, жесткого мониторинга технического состояния фарватера, судоходных шлюзов, навигационного оборудования, технического и специального флота, на предприятии созданы, сертифицированы и эффективно работают специальные подразделения, признанные Регистром судоходства Украины. Это лаборатория технической экспертизы, задачей которой является мониторинг технического состояния судоходных шлюзов и их паспортизация. Это четыре русловые изыскательские партии, осуществляющие контроль габаритов и чистоты фарватера на всем его протяжении, определение объемов необходимых дноуглубительных и других путевых работ. Это девятнадцать обстановочных бригад, задачей которых является постоянное наблюдение за функционированием знаков навигационной обстановки и немедленное устранение выявленных недостатков.
Имеются также измерительная электротехническая лаборатория, выполняющая контрольные измерения судового электрооборудования, систем электроснабжения, всего электрооборудования шлюзов и других производственных береговых объектов, и участок по проверке и испытанию спасательных средств.
Как уже отмечалось, наличие постоянной объективной информации о фактическом состоянии всего путевого хозяйства позволяет немедленно реагировать на возникающие проблемы, а также своевременно планировать задачи средней и более далекой перспективы.
Такая организация производственного цикла на предприятии дает положительные результаты. В настоящее время в судоходном состоянии содержится 1935,5 км водных путей, в том числе 996,5 км — с гарантированными габаритами. На всем протяжении путей ежегодно выставляется и обслуживается 3098 знаков навигационной обстановки. Для выполнения дноуглубительных, дноочистительных, выправительных и других путевых работ эксплуатируется 101 единица технического и специального флота. Шесть днепровских судоходных шлюзов осуществляют беспрепятственный судо- пропуск (в навигацию 2011 года про- шлюзовано 9110 судов).
При этом особого внимания заслуживает то, что в 2011 году по вине ГП «Укрводпуть» не было допущено ни одной нештатной ситуации с участием судов, проходящих по внутренним водным путям.
Единственной проблемой, не позволяющей в полной мере гарантировать перспективную безопасность судоходства по внутренним водным путям Украины на всех его участках, является крайне неудовлетворительный уровень государственной финансовой поддержки предприятия. Достаточно сказать, что в текущем году бюджетная программа «Поддержка эксплуатационно- безопасного состояния судоходных шлюзов, внутренних водных путей» обеспечивает лишь 21 % нормативных затрат и вообще не предусматривает необходимых капитальных затрат. В целом в текущем году дефицит финансового обеспечения предприятия составляет 119 млн гривен (в том числе 71,8 млн гривен капитальных расходов).
В результате такого решения вынужденно прекращены все работы капитального характера, запланированные на текущий межнавигационный период, по ремонту подводных конструкций и оборудования на судоходных шлюзах, по ремонту технического флота и знаков навигационной обстановки, что не может не отразиться на их эксплуатационной надёжности в предстоящую навигацию. А эта навигация будет особенной, учитывая перспективы захода на внутренние водные пути иностранных судов в рамках проводимой под эгидой Евро-2012 туристической кампании.
При этом следует отметить, что «Укрводпуть» обеспечивает функционирование речной части национальной транспортной сети Украины, включающей судоходные шлюзы. Водные судоходные пути являются составляющими комплексов гидроэлектростанций Днепровского каскада, которые определяют устойчивое функционирование систем гидроэнергетики, мелиорации и водообеспечения Приднепровья, Донбасса, Крыма, экологической безопасности значительной части территории и населенных пунктов страны.
Однако в системе государственного управления преобладает мнение о возможности решения всего комплекса вопросов по созданию безопасных условий судоходства лишь усилиями одного предприятия. Отсюда — отсутствие должного финансового обеспечения решения этой общегосударственной задачи, прохладное отношение к накапливающимся проблемам без учета возможных их последствий.
В условиях рыночного ценообразования на выполняемые работы (услуги) предприятие в состоянии компенсировать за счет доходов от хозяйственной деятельности лишь малую часть финансового дефицита. При этом риск неполучения доходов из-за ограниченности круга потенциальных заказчиков и других причин является очень высоким.
Все это ставит ГП «Укрводпуть» в очень сложное положение, создает предпосылки для невыполнения предприятием даже минимально достаточных объемов работ по обеспечению надлежащего технического состояния водных путей и судоходных шлюзов.
Выходом из положения, по нашему мнению, было бы включение ГП «Укрводпуть», которое является субъектом государственной системы управления безопасностью судоходства, в перечень получателей части канального (портового) сбора. Мы надеемся, что эти инициативы найдут понимание и поддержку в Министерстве инфраструктуры.
Организацию и выполнение дноуглубительных работ на морских каналах и подходных каналах части морских портов, не имеющих на это достаточного количества средств, ГП «Укрводпуть» может выполнять в плановом порядке в рамках единого производственного плана, сформированного по ежегодным заявкам портов и утвержденного Укрморречинспекцией.
Получение ГП «Укрводпуть» части средств канального сбора позволит также сохранить и обновить государственный дноуглубительный флот предприятия, как основу для выполнения международных обязательств Украины по созданию безопасных условий судоходства в своей зоне ответственности.
Важным шагом в этом направлении может стать также скорейшее принятие и реализация разрабатываемой Укрморречинспекцией «Программы обеспечения безопасности судоходства на 2012—2013 годы». Предложения к проекту программы ГП «Укрводпуть» сделало.
Проект программы должен учесть необходимость финансирования из средств государственного бюджета, без привлечения которых достижение задекларированной цели программы в части безопасной эксплуатации внутренних водных путей будет нереально.
Пункт 7 «Положения о Государственной системе управления безопасностью судоходства», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 октября 2009 года, предусматривает финансирование мероприятий по созданию условий безопасного судоходства за счет средств государственного бюджета.
Это позволит трудовому коллективу ГП «Укрводпуть» не только своевременно открыть грядущую навигацию, но и возобновить работы по восстановлению работоспособности инфраструктуры внутренних водных путей Украины на долгосрочную перспективу.

Николай ВЕРЕЩАКА,
начальник ГП «Укрводпуть»


 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать