Вверх

«Бруклин-Киев порт» идет на рекорд

01 мая 2009  

Порты Украины, № 04 (106) 2011
Владимир Пустоваров
Экономика и управление

 

В 2010 году самые высокие темпы роста в Одесском порту показала компания «Бруклин-Киев Порт». Этот контейнерный терминал обработал около 55 тыс. ТЕЦ почти в 5 раз больше, чем в 2009 году. Причем тенденция сохраняется, в течение нынешнего года планируется перевалить не менее 100 тыс. TEU. По крайней мере, уже в марте и апреле 2011 года компания установила рекордную месячную перевалку —по 11 тыс. TEU. Мы попросили генерального директора ООО «Бруклин-Киев Порт» Владимира Афанасьевича ПУСТОВАРОВА подробнее рассказать о проделанном пути, который привел к успеху. А начать с идеи создания нового комплекса в Хлебной гавани, где первоначально работу с контейнерами даже не планировали...

Перестройка на марше
Начало исходит к 2005 году, когда Кабмин Украины утвердил титул стройки на причале 29-а Одесского порта (сейчас причал 42). Порт брал на себя строительство причальной линии, остальную часть работы возложил на инвестора, который в сентябре 2006 года создал компанию «Бруклин- Киев Порт» и поручил ей отвечать за реализацию проекта.
Строительство продолжалось два года, для такой стройки это очень короткий срок. Территория была фактически отвоевана у моря. Когда-то на месте нынешнего терминала была бухта, часть ее засыпали, построили при
чальную линию длиной 240 метров, шириной 16 метров, создали территорию площадью в 2,7 га.
Изначально планировалось создать комплекс для обработки генеральных грузов. Но ситуация на рынке показывала — наиболее перспективны контейнерные грузы, они в то время на Черном море росли стремительно. Решено было под них создавать специализированный терминал. Мы перестраивались, что называется, на марше, вносили коррективы в проект, условия строительства.
В конце 2007 года проектом заинтересовалась французская компания СМА CGM — один из мировых лидеров по объемам перевозки и переработки
контейнерных грузов. Компания владеет рядом контейнерных терминалов, разбросанных по всему миру, начиная от Юго-Восточной Азии и заканчивая Европой, Южной Америкой, она была очень заинтересована в расширении своего присутствия в Украине. Забегая вперед, скажу, что у нас установились очень тесные контакты с одним из терминалов СМА CGM на Мальте «Мальта Фрипорт». Его специалисты помогали нам в вопросах становления, выборе методики работы, организации труда и продолжают делиться опытом — приезжают в Одессу, инструктируют и т.д.
В апреле 2008 года СМА CGM вошла на условиях 50-процентного участия в холдинг, владеющий и компанией «Бруклин-Киев Порт», и расположенной рядом территорией бывшего Одесского сахарного завода. Эта территория интересна тем, что граничит с городскими магистралями, имеет удобные въезды, а другой, тыловой стороной примыкает к территории Одесского порта. И что немаловажно, через нее проходит действующий железнодорожный путь. Генеральный проект полного развития контейнерного терминала предполагает создание на этой территории пункта обработки железнодорожных платформ для перевозки контейнеров и накопительной площадки, что позволит в перспективе довести мощность терминала «Бруклин-Киев Порт» до 350 тыс. TEU в год. На этой территории пока лишь произведен снос всех ветхих строений, дальнейшее ее освоение затормозилось, хотя с ростом объемов мы уже остро испытываем дефицит дополнительных площадей.

От малого к большому
Осенью 2008 года терминал был введен в эксплуатацию, и уже 23 октября мы приняли первое судно. А к концу года разразился экономический кризис, который наиболее сильно ударил именно по контейнерным грузопотокам. Мы не получили то, на что рассчитывали. За последние 2,5 месяца года было переработано всего 2,2 тыс. TEU, за весь 2009 год — 10,9 тыс. TEU.
Начинали работать с фидерными судами, в основном СМЛ CGM, небольшими, длиной 120—150 метров. Принимать максимальные для нашего региона 300-метровые контейнеровозы мы не могли: ограничивал малый разворотный круг у нашего причала. Для наращивания объемов надо было провести дноуглубительные работы. Они начались в 2009 году, были завершены к концу первого квартала 2010 года. Как только терминал стал принимать большие контейнеровозы, ситуация резко изменилась. Вместо 200—300 TEU, которые перерабатывались с фидеров, заходящие к нам суда доставляют и берут на борт почти в десять раз больше — до 2000 TEU.
Более того, расширение возможностей терминала позволили СМА CGM привлечь для работы на терминале «Бруклин-Киев Порт» линию компании MAERSK LINE, своего самого сильного партнера и конкурента на мировом рынке. Обе компании следуют совре
менным тенденциям на глобальном рынке — организуют композитные перевозки, создают совместные линии. Пример такого сотрудничества — еженедельный сервис «Bosphorus Express» на нашем терминале, когда по очереди обрабатываются (по средам) суда обеих компаний. В промежутках принимаем каждую неделю по одному фидеру.
Терминал обрабатывает все суда СМА CGM и MAERSK LINE, заходящие в Одесский порт, с сентября 2010 года. И это моментально изменило статистику. В 2010 году было переработано 54 885 TEU, при этом 40 % от годового объема, более 21 тыс. TEU, было сделано в последние месяцы года, когда к нам пришли суда MAERSK LINE.
Первый квартал 2011 года был непростым, достаточно вспомнить январскую остановку всех контейнерных терминалов контролирующими службами. Тем не менее, в этот период было обработано около 27 тыс. TEU, в марте почти 11 тыс. TEU, а в апреле — уже превысили эту цифру. Мы идем в нормальном темпе на 100 тыс. годовых.
Вне цепочки интересов
Терминал «Бруклин-Киев Порт» первым в практике отечественных портов начал работать в режиме трансшипмента: в сентябре прошлого года было
обработано по упрощенной схеме 58 транзитных контейнеров. Сегодня благодаря усилиям руководства Одесского порта это уже отлаженная практика.
То, что мы были первыми, делает нам честь и свидетельствует о том, что на нашем терминале более отлаженная система таможенного оформления. Однако внедрение трансшипмента, с точки зрения практической экономики, не вызывает у нас особой радости. Скажу больше, в условиях хронической нехватки территории, если мы отказываем линиям, то в первую очередь в обработке транзита. Нам выгоднее работать даже с порожними контейнерами. Это объясняется тем, что преимущества от новых условий трансшипмента получили только клиент и порт. Чтобы привлечь клиента к перевозкам в таком режиме, ему предоставляют скидку в 50 % за погрузочно-разгрузочные работы. Таким образом, стивидорная компания получает за ПРР в два раза меньше, но порту платит полноценный грузовой сбор, все 100 %.
В нынешней цепочке интересов отсутствует интерес того, кто стоит на производственном процессе. С этим согласился порт, как и с тем, что грузовой сбор при обработке контейнеров в этом режиме надо также ополовинить. Подготовили соответствующий запрос в вышестоящие органы. Никто не говорит «нет», но и решение вопроса пока не состоялось.

В поисках свободного места
Приход крупных контейнеровозов поставил перед терминалом новые проблемы. Наш причал не может вместить судно длиной 300 метров, оно почти на 100 метров выдвигается на соседний причал № 43 компании «Бруклин-Киев». Получается, что кормовая часть контейнеровоза выпадает из рабочей зоны, которую обслуживают два 50-тонных контейнерных перегружателей компании ZPMC.
Для решения проблемы компания «Бруклин-Киев» на своем причале продлевает крановые пути, по которым смогут прокатываться наши краны. Работы ведутся в сложных условиях, потому что 43-й причал невозможно вывести из эксплуатации. Для строителей создают специальные рабочие «окна». К тому же работы сопряжены с серьезными техническими трудностями. Поскольку путь с морской стороны будет общим для существующих кранов и тяжелого перегружателя, его пришлось усилить.
В ближайшее время мы объявим линиям, что можем обрабатывать судно по всей длине. Это улучшит привлекательность нашего терминала, не нужно будет составлять специальный карго- план и т.д. Более того, наш французский владелец обещает в ближайшее время поставить третий причальный перегружатель производства ZPMC.
Благодаря дополнительному крану увеличится скорость обработки контейнеровоза (сейчас двумя перегружателями мы обеспечиваем около 40 движений в час). В какой-то мере это разрешит неизбежное в будущем противоречие, в которое мы можем вступить с соседней компанией, как только та нарастит перевалку своих грузов. Впрочем, в перспективе не исключена возможность использования третьего перегружателя не только для переработки контейнеров, но и других грузов, в том числе металла на смежном 43-м причале.
Известно, производительность терминала зависит не только от того, сколько ящиков тебе подвозят, но и от того, какими темпами они вывозятся. С ростом объемов все очевидней необходимость быстрыми темпами продолжать развитие терминала, осваивать дополнительную территорию бывшего сахарного завода.
Нам уже хронически не хватает площадей, нередки абсолютно кризисные моменты, когда единственным решением кажется отказ в приеме судна. Но благодаря взаимодействию с руководством Одесского порта, находим свободные площадки в разных участках порта.
Когда строился терминал в Хлебной гавани, то главной его проблемой были складские площади. Понятно, что вписываться в территорию с развитой инфраструктурой весьма сложно. Тем не менее, за счет сноса цеха топливной аппаратуры завода удалось расширить заложенную при строитель
стве причала тыловую складскую площадь до 5,5 га. Часть этой территории мы используем совместно с компанией «Бруклин-Киев». Из двух площадок создана единая складская территория, объединенная единым ограждением, технологической схемой въезда-выезда автотранспорта, которая может вмещать порядка 4 тыс. TEU. Этого явно недостаточно при растущих объемах.
Столь же остро стоит проблема введения собственных железнодорожных подъездных путей — 30—40 % контейнеров от общего объема перевалки отправляются по железной дороге. Сейчас терминал использует мощности, которые находятся в районе Хлебной гавани и предназначены в основном для других грузов. Пока нас спасает «несчастье» других — отсутствие полноценных грузопотоков металла, зерна. Как только они вернутся в гавань, наши возможности по вывозу контейнеров железной дорогой могут значительно сократиться.
Мы не останавливаемся на достигнутом, уже сегодня наблюдается постоянный рост объемов перевалки контейнеров на терминале, трансшипмент также увеличивает обороты. В будущее весь коллектив предприятия смотрит с оптимизмом, тому доказательство, что за максимальный рост грузопере- работки в 2010 году терминал признан лидером Одесского порта. По итогам 2010 года решением совета Торгово- промышленной палаты Украины и оргкомитета Национального бизнес- рейтинга нашей компании присвоено звание «Лидер отрасли-2010».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать