Вверх

Брюссельская мозаика

01 мая 2009  

Евросоюз не возражаетНовое совместное предприятие под названием DP World Breakbulk может начать операции в порту Антверпена, как и было запланировано. Еврокомиссия сочла, что объединение усилий DP World из Дубая, Conti 7 из Бельгии и немецкой компании Rickmers ничуть не повредит конкурентной среде. Совместное предприятие займется переработкой навалочных грузов в крупнейшем бельгийском порту — тем, что делала до сих пор DP World в одиночку.

Порты Украины, № 2 (84) 2009
За рубежом
Марк Шевченко

 

Евросоюз не возражает
Новое совместное предприятие под названием DP World Breakbulk может начать операции в порту Антверпена, как и было запланировано. Еврокомиссия сочла, что объединение усилий DP World из Дубая, Conti 7 из Бельгии и немецкой компании Rickmers ничуть не повредит конкурентной среде. Совместное предприятие займется переработкой навалочных грузов в крупнейшем бельгийском порту — тем, что делала до сих пор DP World в одиночку.
Новый оператор в порту Антверпена ни в коем случае не сделается монополистом — просто часть операций, которыми занималась DP World, станет заботой нового предприятия. Следует иметь в виду, что ни Conti 7, ни Rickmers до сих пор переработкой навалочных грузов практически не занимались — это судоходные компании.

Судостроение Хорватии: предписана перестройка
Между Евросоюзом и Хорватией разгорелся нешуточный спор относительно будущего судоверфей этой балканской страны.
Хорватия, стремящаяся войти в Евросоюз, должна отказаться от оказания государственной помощи своей судостроительной отрасли, которая без нее попросту не выживет. С 2000 года государство выделило своим судостроительным заводам примерно 6 млрд евро, при этом критики утверждают, что закаченные деньги были брошены на ветер — уже достаточный повод для Еврокомиссии пристальнее рассмотреть вопрос о хорватских судоверфях (вспомним аналогичную ситуацию в польском Гданьске).
Законы Евросоюза о государственных субсидиях подобную государственную поддержку очевидным образом запрещают, разве что она может осуществляться в рамках непродолжительного переходного периода, в течение которого должен завершиться процесс реструктуризации и приватизации предприятий. Еврокомиссар Оли Ренн, занимающийся вопросами расширения ЕС, обращает внимание на то, что в Хорватии вообще самый высокий уровень государственных субсидий на душу населения в Европе.
Проблема осложняется тем, что судостроение в Хорватии является предметом национальной гордости (около 15 % хорватского экспорта!), а долг судоверфей банкам, составляет примерно 1,1 млрд евро.
Что намерены предпринять в Загребе? Запланирована приватизация государственных верфей, таких, как, например, верфь в Пуле. Профсоюзы категорически против, указывая на то, что этот процесс связан с массовыми увольнениями. Сегодня непосредственно на судоверфях занято 12000 человек, еще около 150000 человек так или иначе связаны с судостроением. Эксперты полагают, что закрытие (приватизация) верфей грозит Хорватии серьезным социальным взрывом, что в свою очередь может отбить у хорватов желание присоединиться к Евросоюзу.

Больше прав у путешественников
Морские пассажиры и пассажиры автобусов в будущем получат права, аналогичные уже предоставленным Брюсселем для путешествующих по железным дорогам и авиатранспортом. Антонио Таяни, еврокомиссар, занимающийся транспортными вопросами, полагает, что ни одна категория пассажиров не должна подвергаться дискриминации: «Пассажиры смогут выбирать вид транспорта, будучи уверенными, что их права защищены в равной степени независимо от способа передвижения».
Еще в 2005 году Еврокомиссия занялась урегулированием положений о правах путешествующих поездами и самолетами, в частности, в ситуации, когда поезда или самолеты опаздывают или отменяются рейсы. Антонио Таяни полагает, что в будущем и судоходные компании, и предприятия, осуществляющие автобусные перевозки, должны в вышеназванных случаях нести ответственность перед пассажирами, как и при утрате багажа — подобно тому, как это происходит при воздушных перевозках.

Единый сертификат для судов
С 2009 года речные суда, чье техническое состояние соответствует общеевропейским требованиям, имеют право перевозок по всем без ограничения водным путям объединенной Европы, включая Рейн (в прошлом навигация по Рейну регулировалась особыми правилами), что фиксируется в выдаваемом судовладельцам сертификате единого образца.
Впрочем, все не так просто. Все водные пути ЕС разделены на четыре зоны. В зависимости от зоны, страны-члены Евросоюза имеют право выдвигать дополнительные требования к техническому состоянию судов. Естественно, отклонения от предписаний допускаются и в связи с навигационной обстановкой на тех или иных водных путях Европы.

Новый порт в Вильгельмсхафене
Брюссель дал «зеленый свет» строительству новой гавани в Вильгельмсхафене. Еврокомиссия не нашла никаких причин запретить оказание запланированной помощи в развитии немецкого порта. Как сообщают из бельгийской столицы, строительные мероприятия немецких федеральных земель Бремен и Нижняя Саксония не противоречат положениям Евросоюза об оказании государственной помощи национальным проектам.
Речь идет о финансировании развития базисной инфраструктуры — доступе к морю и прокладке железнодорожных путей, а также о создании необходимой инфраструктуры для строительства нового контейнерного терминала.
Европейские чиновники, часто «вставляющие палки в колеса» в случаях, когда национальные правительства своими субвенциями влияют на состояние конкурентной среды в Евросоюзе, на этот раз были благосклонны: в конце концов, строительство новой гавани вполне соответствует заявленным стратегическим целям объединенной Европы — развитию европейских портов.

Эстония и Италия «проштрафились»
Эстония и Италия должны предстать перед Европейским судом. По мнению Еврокомиссии, эти страны нарушают нормы европейского морского права. Речь идет о взаимном признании странами Евросоюза сертификатов, выдаваемых морякам. Эта общеевропейская законодательная норма до сих пор не нашла отражения в национальном законодательстве названных стран, как утверждают в Брюсселе, несмотря на четко установленные ЕС сроки — до 20 октября 2007 года.
Введенные Евросоюзом правила должны способствовать большей мобильности европейских моряков, давать им возможность найти работу во всех странах Евросоюза, обладающих морским флотом. Разумеется, необходимым условием в данном случае является взаимное доверие стран ЕС к выданным в этих странах свидетельствам квалификации моряков.
Нужно сказать, что в случае, если Еврокомиссия выиграет процесс против Италии и Эстонии, последним грозят весьма болезненные штрафы, причем выплачиваться они будут вплоть до момента, пока общеевропейские нормы не станут частью национальных законодательств — речь идет о ежедневной «пене».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать