Вверх

Буксиры Черноморского судостроительного

11 марта 2003  

Порты Украины, № 03 (41) 2003
Сергей Хальнов

Государственная акционерная холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод», куда входит проектно-конструкторский центр, оснащенный системой автоматизированного проектирования «Foran», за последние два года выиграл тендеры на проектирование и строительство буксиров для украинских портов — Феодосии, Южного, Херсона и прибалтийских — Таллина и Риги.

Спроектированы, построены и сданы в эксплуатацию буксир «Бриз-Юг» упором 45 т для порта Феодосия, буксиры «Львов» и «Укртранснафта» упором 50 т для порта Южный и буксир-ледокол с эскортными и противопожарными возможностями «H. Kanter» с упором 55 т для порта Таллин. Строятся буксирно-лоцманское судно упором 7,5 т для Феодосии и буксир упором 30 т для Риги. В стадии проектных разработок портовый буксир ледового класса длиной 24,5 м и упором 30 т и разъездной портовый катер.

Все буксиры многоцелевые, предназначены для буксировочных и кантовочных операций при швартовке судов, в том числе нефтеналивных к нефтяным терминалам, для ввода судов в порт и вывода из порта на открытый рейд, для буксировки несамоходных плавсредств в море, для тушения пожаров на других судах и причалах с помощью мониторов, для доставки лоцманов и других целей.

Завод и его проектный центр наладили надежные связи с ведущими зарубежными и отечественными компаниями — поставщиками комплектующего оборудования. Многие изделия судового машиностроения, брашпили, лебедки, битинги, клюзы, судовая мебель, электрощитовая продукция изготавливаются предприятиями холдинга и успешно конкурируют с аналогичными образцами зарубежного производства.

При проектировании и строительстве буксирного флота применяются самые современные методы: модельные испытания в опытовом бассейне, трехмерное проектирование с созданием информационной производственной модели судна, агрегатирование механизмов, изготовление труб по эскизам, сборка судов под крышей с окраской всего корпуса в специализированной окрасочной камере первоклассными красками, панельная декоративная зашивка, встроенные модульные санблоки, «плавающие» настилы жилых и служебных помещений для снижения уровня шума и вибрации, полная автоматизация управления с макетированием навигационной рубки под индивидуальные требования заказчика и т. д.

Соотношение главных размерений, упора и конструкции позволяет нашим буксирам одинаково эффективно работать в стесненных портовых акваториях и в открытом море, развивать достаточную скорость при сопровождении судов.

Архитектурно-конструктивный тип — однопалубное судно с удлиненным полубаком, с машинным отделением в средней части, с ходовой рубкой кругового обзора, с четырьмя поперечными переборками, которые делят судно на пять водонепроницаемых отсеков, с носовым и кормовым буксирными комплексами.

Основные элементы конструкции судна оптимизированы для эффективной работы, легкого обслуживания механизмов и оборудования, безопасной работы и отдыха экипажа.

Развитый днищевый скег обеспечивает судну устойчивость на курсе (особенно на заднем ходу), успокоение качки, рациональное размещение точки бокового сопротивления корпуса.

Скорость на переднем и заднем ходу практически одинакова. Судоводителю достаточно развернуться на кресле — и управление ничем не отличается от обычного хода. Это очень важно при заводке судов в стесненных акваториях.

Основная конструктивная особенность буксиров — винто-рулевой комплекс, состоящий из двух поворотных винто-рулевых колонок, способных изменять направление упора в пределах 360° и тем самым обеспечивать маневренность и широкий диапазон методов буксировки.

Привод винтов колонок осуществляется от двух высокооборотных или среднеоборотных двигателей мощностью 1000—1850 кВт, при 1000—1800 оборотах в минуту каждый.

Какой тип пропульсивных двигателей предпочесть — среднеоборотные или высокооборотные? Это очень важный вопрос для оператора, пытающегося сэкономить средства и остаться конкурентоспособным на рынке. В последние годы наметилась явная тенденция в пользу высокооборотных пропульсивных двигателей для буксиров. Их популярность вполне понятна, если учесть многочисленные преимущества: лучшее исполнение двигателя, низкое потребление топлива по сравнению со среднеоборотными двигателями, низкие выхлопы и работа фактически без дыма, простота установки, меньшие габариты и масса, чем у среднеоборотного с той же мощностью, обслуживание топливной системы, не требующее регулирования, низкая начальная стоимость и конкурентоспособные расходы на протяжении эксплуатации.

Новинка для моряков — охладители основных механизмов «ящичного» типа, то есть использующие воду за бортом. На судне нет забортной воды, нет ледовых ящиков, охладители не боятся ила, коррозии.

Потребности судна в электроэнергии обеспечиваются двумя дизель-генераторами мощностью 100—120 кВт каждый.

Буксирный комплекс судна, как правило, состоит из кормовой буксирной гидравлической лебедки тяговым усилием 200 кН, имеющей барабан емкостью 700 м стального буксирного каната, носовой якорно-буксирной гидравлической лебедки тяговым усилием 100 кН, имеющей барабан емкостью 150 м специального носового высокопрочного синтетического каната, буксирного гака, рассчитанного на тяговое усилие 65 т, кормового буксирного клюза, вращающегося рола, носового и кормового битингов, а также сплошной резиновой кранцевой защиты. Для борьбы с пожарами над ходовой рубкой размещены два лафетных ствола, управляемых дистанционно. Вода к стволам в смеси с пенообразователем подается от дизель-насоса производительностью 250 м3/час.

На буксирах есть все необходимое для труда и отдыха. Каждый член экипажа обеспечен спальным местом в каюте. У старшего комсостава — одноместные каюты с индивидуальным санузлом, с душем. Есть оборудованный камбуз, уютная кают-компания.

Система водяного отопления поддерживает необходимую температуру в жилых помещениях, система вентиляции обеспечивает приток свежего воздуха.

Управление буксиром и его основными системами производится из рулевой рубки при помощи автоматизированной системы управления и контроля. Конструкция рубки имеет сплошное остекление и обеспечивает практически круговой обзор по горизонту судоводителю, находящемуся за пультом управления.

Наши буксиры показали в эксплуатации очень высокие мореходные качества и управляемость. Достаточно сказать, что буксиры для Балтики совершают переходы вокруг Европы, как полноценные морские суда. Разворот на месте на 360° они делают за 22—24 секунды, что очень важно для работы в портах.

Мы располагаем хорошими отзывами портов, капитанов, моряков, эксплуатирующих наши суда или видевших их в действии. Есть уже публикации о наших буксирах в журналах Швеции, Германии, Эстонии, Украины. Это действительно очень надежные, маневренные, мощные, остойчивые суда, которые смогут на высоком уровне обеспечить буксировочное обслуживание флота, в том числе в отечественных портах.
 

Сергей Хальнов,
главный конструктор — начальник проектно-конструкторского центра
ГАХК «Черноморский судостроительный завод»

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать