Вверх

Частный сектор набирает силу

01 мая 2009  

Негосударственные стивидорные компании (с учетом данных по Одесскому порту) сегодня обеспечивают грузооборот около 60 млн т, то есть более 40 % общего объема грузооборота, достигнутого в Украине в 2004 г. 

Порты Украины, № 02 (52) 2005
Константин Ильницкий
Экономика и управление

 

Негосударственные стивидорные компании (с учетом данных по Одесскому порту) сегодня обеспечивают грузооборот около 60 млн т, то есть более 40 % общего объема грузооборота, достигнутого в Украине в 2004 г.
 

В общем объеме грузоперевалки в Украине (144 млн т в 2004 г.) доля государственных морских торговых портов, входящих в структуру Минтранссвязи, в последнее время снижается — с 81 % в 2003 г. до 77 % — в 2004-м. Их начинают все активнее теснить порты, причалы, перегрузочные комплексы других ведомств или частные.

Если в 2004 г. государственные морские торговые порты переработали 111,4 млн т, то порты, терминалы и причалы иных ведомств и негосударственных форм собственности — уже 32,6 млн т. При этом если грузооборот государственных морских торговых портов в прошлом году вырос всего на 0,7 %, то грузооборот иных портов, терминалов и причалов — на 34 %. Попробуем расшифровать составляющие их грузооборота. Во-первых, это объемы речных портов, во-вторых, — морских рыбных и в-третьих, — тех предприятий, которые в отчетах Госкомстата относятся к разряду «прочие».

Морские рыбные порты в прошлом году поработали не слишком удачно, за исключением Севастопольского. Их общий грузооборот составил 4,3 млн т (86,8 % объемов 2003 г.). Отметим, что на долю Севастопольского рыбного порта пришлось 3,248 млн т (+7,1 %).

В отличие от рыбников речники в прошлом году нарастили суммарный грузооборот на 25 %, достигнув объемов в 12,3 млн т. Лидерами здесь являются Запорожский речной порт — 2,49 млн т и Днепропетровский — 2,29 млн т.

Терминалы и причалы из категории «прочие» поработали наиболее успешно. Если в 2003 г. они переработали 9,53 млн т, то в 2004-м — уже 16 млн т, то есть рост составил 67,9 %.

Если выстроить эти терминалы по ранжиру в зависимости от величины грузооборота, то нынешним лидером, безусловно, будет Николаевский глиноземный завод, который переработал в 2004 г. 4,638 млн т грузов (из них 4,098 млн т — бокситы).

На втором месте идет компания «Трансинвестсервис» в Южном, которая переработала в прошлом году 3,68 млн т, в основном удобрений и зерновых.

На третьем месте находится, мы надеемся, будущий лидер этого рейтинга — нефтетерминал «Пивденный» в порту Южный, который пока еще в «разминочном» реверсном варианте отгрузил на суда в 2004 г. 1,9 млн т нефти.

Компания «Авлита» в Севастополе переработала 1,5 млн т. Далее идут Николаевский калийный терминал с объемами в 1,07 млн т, компания «Нибулон» в Николаеве — почти 580 тыс. т, терминал комбината «Азовсталь» в Мариуполе — 565 тыс. т, компания «СРЗ» в Мариуполе (бывший Азовский судоремонтный завод) — 312,3 тыс. т…

На этих и других терминалах переработка грузов шла, так сказать, на берегу. Вместе с тем осуществлялись и значительные рейдовые перевалки. Так, почти 1,9 млн т различных грузов (сера, удобрения, зерновые) было переработано на рейде в Керченском проливе: компания «Инфлот-Универсал» — 1,68 млн т, компания «Трансшип» — 204 тыс. т.

Конечно, состав перегрузочных предприятий из категории «прочие» более чем пестрый. Но нельзя не заметить, что подавляющее большинство — это предприятия негосударственных форм собственности. Из перечисленных лидеров государственным является лишь нефтетерминал «Пивденный».

Если вспомнить, что практически все речные порты — негосударственные предприятия, что среди рыбных портов крупнейшие уже акционированы, а в Одесском морском порту высокие показатели объемов переработки достигаются в основном за счет работы негосударственных стивидорных компаний, то станет понятно, что недооценивать роль этого активно растущего сектора портового хозяйства страны не стоит. Этот сектор (с учетом данных по Одесскому порту) сегодня обеспечивает грузооборот около 60 млн т, то есть более 40 % общего объема грузооборота, достигнутого в Украине в 2004 г.

И роль, которую сегодня играет негосударственный сектор в портовом хозяйстве, и динамика его роста вновь и вновь будут продуцировать предложения как по законодательному обеспечению их деятельности, так и по приватизации существующих морских торговых портов.

Известно, что отношение прежнего руководства транспортного министерства к большинству частных терминалов было негативным. Приходилось слышать, как бывший министр давал совет руководителям одного из государственных портов поскорее застроить или застолбить берега ближайшего лимана, пока его не «расхватали олигархи».

Но с государственной точки зрения разве плохо, что украинские и другие капиталы не уходят в чужие страны, а вкладываются в отечественную экономику, вкладываются в объекты, которые не заберешь с территории Украины? Разве плохо, что создаются новые рабочие места? Например, количество персонала на перевалочном комплексе ОАО «Трансинвестсервис» в Южном выросло за последние семь лет с 360 до 900 человек.

Успешная работа частных терминалов заставляет задуматься, а «царское ли это дело» — государству заниматься стивидорными работами? Не правильнее ли, не теряя контроля за состоянием государственной гидротехники, эффективностью ее использования, доверить все коммерческие дела частникам?

Правда, опыт Одесского порта, где уже давно работают частные стивидорные компании (сначала на условиях совместной деятельности, а затем на условиях аренды) показал, как признался недавно новый-старый начальник порта Николай Павлюк, что не всегда они заинтересованы в привлечении дополнительных грузопотоков.

Нынешнее руководство Минтранссвязи, похоже, определилось с мнением о необходимости сохранения в госсобственности морских торговых портов. Но, скорее всего, это на ближайшую перспективу. Решающие аргументы прозвучат позднее. Как высказались недавно посетившие Одессу болгарские портовики: «Собираетесь в Евросоюз? Значит, готовьтесь к приватизации портов».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать