Вверх

«Чайка», «Гусь» и другие пароходы-«птицы» РОПиТ

01 января 2016  

Порты Украины, № 04 (136) 2014
Страницы истории
Яков Шпигельман

 

С момента образования в 1856 году Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) за более чем 60-летний период его существования в составе судоходного предприятия перебывало 16 самоходных судов, носивших названия птиц. Были среди них названия таких птиц, которые никоим образом не ассоциируются с морскими просторами или просто с водной средой. Искать какое-то логическое объяснение этим названиям историки флота считают делом почти безнадежным, как и объяснение названиям судов-«родственников» в составе РОПиТ, чему была посвящена публикация в № 5 «Портов Украины» за 2013 год.

 

Все суда РОПиТ, на борту которых были начертаны названия птиц (см. таблицу), за исключением одного парохода, являлись по своему назначению грузовыми, или, как их тогда называли, товарными судами. Положила начало этой группе судов «Ласточка» — колесный товаропассажирский пароход, построенный в Англии в 1846 году по заказу Новороссийской пароходной экспедиции. 

Это судно под названием «Дарго» сначала работало на линии Одесса — Керчь, затем между Одессой и Николаевом, после вооружения артиллерией участвовало в защите Днепро-Бугского лимана в период Крымской войны 1853—1856 гг. После расформирования Новороссийской пароходной экспедиции «Дарго» в мае 1857 года был приобретен РОПиТ. Судно переоборудовали, переименовали в «Ласточку». Пароход оставался приписанным к порту Одесса, эксплуатировался на Черном море. В 1865 году, как пишет С.И. Иловайский в «Историческом очерке пятидесятилетия РОПиТ» (Одесса, 1907 г.), пароход «по ветхости и неудобству к перевозке пассажиров был обращен в баржу». В 1880 году его разделали на металлолом. 

Винтовой товарный пароход, построенный в 1850-х годах в Англии и купленный в 1860 году РОПиТ, получил у нового судовладельца название «Чайка»(I), был приписан к порту Одесса и работал на Черном море. В 1864 году, который, по утверждению С. Иловайского, «был в финансовом отношении для Общества замечательно удачным, превзойдя далеко по своим результатам все предыдущие годы», пароход был продан на слом «как не соответствующий потребностям Общества». (Историки флота РОПиТ Ю.Н. Трифонов и Б.В. Лемачко уточняют: причина списания судна — его «неспособность к плаванию».)

В 1868—1869 гг., в период, когда РОПиТ возглавлял легендарный директор-распорядитель Н.М. Чихачев, общество построило на английских судоверфях в Ньюкасле 11 практически однотипных товарных пароходов, которые назывались также паровыми баржами или малыми пароходами. Первую группу судов составили переданные РОПиТ в феврале и марте 1868 года пароходы «Ястреб», «Сокол», «Кречет», «Коршун» и «Кобчик»(I), приобретенные у заводчика Лесли за 26 тысяч фунтов стерлингов. 

«Ястреб» (порт приписки Одесса) работал между портами Азовского моря. 28 мая 1868 года, согласно С. Иловайскому, судно под командой капитана Гойковича вышло с грузом угля из Таганрога в Керчь. (У Ю. Трифонова и Б. Лемачко значится рейс парохода с генгрузом из Одессы в Мариуполь.) Встретив сильный шторм, судно стало на якорь в 60 милях от Белосарайского маяка (к юго-западу от Мариуполя). 30 мая при сильной зыби судно переломилось и пошло ко дну со всем экипажем, за исключением матроса Еремченко, спасшегося на мачте, откуда он был снят через 3 дня проходящим греческим судном и доставлен в Керчь.

Пароход «Сокол» (порт приписки Одесса) плавал между портами Азовского моря. В 1888 году на судоверфи РОПиТ в Севастополе прошел капитальный ремонт, в 1913 году был переоборудован в буксирно-пассажирский пароход, принимающий на борт 198 пассажиров, в том числе 150 палубных. В 1920 году «Сокол» был национализирован, в 1927 году, находясь в составе «Торгморфлота» под названием «Алешки», был списан на лом.

«Кречет», приписанный к порту Одесса, использовался для перевозки грузов между Ростовом и портами Азовского моря. С началом русско-турецкой войны 1877—1878 гг. «Кречет» работал на линии Азов — Геническ (по другому источнику — между Таганрогом и Керчью), снабжая Крым антрацитом. В 1887 году пароход был списан и переоборудован в баржу.

Пароход «Коршун» (порт приписки Одесса) перевозил грузы между портами Азовского моря, во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. использовался в качестве сторожевого судна на Дунае. В 1887 году списан и переоборудован в баржу.

Несчастливо сложилась судьба у «Кобчика»(I). При переходе с английской судоверфи в Одессу судно наскочило на камни у берегов Испании и затонуло, однако вся команда была спасена. РОПиТ от этого кораблекрушения не пострадал, так как пароход был застрахован заводчиком Лесли, который должен был заменить это судно другим. Остальные же перечисленные малые пароходы, поступившие в 1868 году, оказались, по оценке С. Иловайского, «весьма выгодными», принеся РОПиТ до конца навигации этого года валовой доход в 50 тысяч рублей при стоимости судов в 154 тысячи рублей.

С учетом указанных обстоятельств РОПиТ заказал в Англии за 35 тысяч фунтов стерлингов еще 6 подобных малых пароходов на той же судоверфи. Суда были приняты в эксплуатацию в следующем, 1869 году. Это были «Лебедь», «Гусь», «Утка», «Воробей», «Индюк» и «Петух». Малые пароходы оказались настолько «удовлетворительными как в отношении морских качеств, так и в отношении расхода топлива», что это побудило РОПиТ приступить в 1869 году в виде опыта к постройке двух малых пароходов на собственном Севастопольском заводе.

Пароход «Лебедь», приписанный к порту Одесса, использовался на перевозке грузов между портами Азовского моря. После начала в 1877 году войны с Турцией 5 судов РОПиТ, включая «Лебедя», были отданы «за умеренную плату» в аренду правительству. На пароходе была установлена артиллерия, он выполнял сторожевые функции в составе Дунайской военной флотилии. После подписания между Россией и Турцией 19 февраля (3 марта) 1878 года Сан-Стефанского мирного договора «Лебедь» оставался «за условленную поденную плату» в пользовании Морского ведомства. В 1879 году возвращен РОПиТ и в 1880 году переоборудован в баржу.

«Гусь» (порт приписки Одесса) работал между портами Азовского моря. В 1879 году пароход был списан, годом позже переоборудован в баржу.

Пароход «Утка», приписанный к порту Одесса, перевозил грузы между портами Азовского моря. Как и «Лебедь», использовался во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. в качестве сторожевого судна в составе Дунайской военной флотилии, затем оставался в ведении Морского ведомства, в 1879 году возвращен РОПиТ. В 1885 году судно было списано и переоборудовано в баржу.

«Воробей» (порт приписки Одесса) использовался на перевозке грузов между Ростовом и портами Азовского моря. Во время войны 1877—1878 гг. перевозил антрацит на линии Азов — Геническ. 28 октября 1878 года «Воробей» вышел из Севастополя в Поти на буксире за пароходом «Чихачев». 30 октября погода испортилась, началась сильная зыбь. С «Чихачева» заметили, что на буксируемом судне завалилась мачта, затем оно переломилось в средней части и быстро затонуло. Шлюпка с «Чихачева» спасла четырех человек, включая капитана Демьяновича. Через 2 дня шлюпка с «Воробья» с семью моряками была выброшена на берег около Очамчира. При крушении судна погибли 8 моряков.

Пароходы «Индюк» и «Петух», приписанные к порту Одесса, использовались между Ростовом и портами Азовского моря, во время войны 1877—1878 гг. работали на линии Азов — Геническ, доставляя в Крым антрацит. В 1879 году суда были списаны, в1880 году «Петух» и в 1881 году «Индюк» были переоборудованы в баржи.

Двухвинтовой пароход «Кобчик»(II) был заложен на собственной судоверфи РОПиТ в Севастополе в 1868 году и введен в эксплуатацию в апреле 1870 года. Уже в следующем месяце пароход начал эксплуатироваться на реках Дон и Кубань, перевозя антрацит из Ростова в направлении расположенной выше по Дону Аксайской пристани, в Темрюк (устье Кубани) и порты Кавказа. В мае 1882 года «Кобчик»(II) был выброшен штормом на берег в районе Поти, однако судно и груз не пострадали. В начале 1887 года пароход числился приписанным к порту Севастополь. В 1892 году «Кобчик»(II) был переоборудован в баржу.

В 1874 году РОПиТ приобрел у Товарищества Новороссийского пароходства построенный в 1868 году в Триесте (Австро-Венгрия) пароход «Царь Давид» и переименовал его в «Ворона». Портом приписки судна стала Одесса. Во время войны 1877—1878 гг. в числе 5 других пароходов РОПиТ «Ворон» был отдан в аренду правительству и в качестве «вооруженной шхуны» использовался как сторожевое судно на Дунае. В 1878 году пароход был возвращен РОПиТ, в 1890 году списан и переоборудован в баржу.

В 1874 году РОПиТ приобрел у Новороссийской пароходной экспедиции только что построенную по ее заказу на английской судоверфи сухогрузную баржу. На собственной верфи в Севастополе в этом же году баржа была переделана в товарный пароход «Чайка»(II), порт приписки Одесса. В 1889 году пароход был списан и переоборудован в баржу.

Большую часть рассмотренных товарных пароходов можно отнести к той группе судов, которые, по мнению известного публициста и экономиста К.А. Скальковского, составляли приятное исключение на общем фоне российского флота, работавшего в 1870—1880 гг. на Азовском море. В объемном труде «Русский торговый флот и срочное пароходство на Черном и Азовском морях» (СПб, 1887 г.) К. Скальковский писал: «При слабости движения и при конкуренции иностранцев даже в каботажном сообщении, трудно ожидать от нашего флота хорошего качества судов. Кроме Добровольного флота и Русского общества пароходства и торговли большая часть пароходов очень дурны, в особенности на Азовском море: они устарелой конструкции и небрежно содержатся». Однако составлявшие исключение малые пароходы РОПиТ показали себя незаменимыми тружениками в одном из основных секторов деятельности судоходного общества — на Азовском море — и внесли существенный вклад в создание его устойчивого финансового положения. 

 

Яков ШПИГЕЛЬМАН, 
почетный работник транспорта Украины

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать