Вверх

ЧП на воде

01 мая 2009  

Порты Украины, № 05 (77) 2008
Валерий Братушенко
Страницы истории

 

Море не любит суеты.
Не прощает ошибок — даже мелких, незаметных, малозначимых. И то, что порою кажется комичным недоразумением, завтра может стать причиной трагического инцидента, круто меняющего судьбу судна и экипажа.

 

Курсом на мель
В 1958—1964 годах по заказу Советского Союза на судоверфи «Mathias Thesen» в Висмаре (ГДР) была построена серия из 19 судов типа «Михаил Калинин». В ЧМП их поступило семь: «Башкирия», «Аджария», «Литва», «Латвия», «Армения», «Эстония», и «Феликс Дзержинский». В основном лайнеры совершали круизные рейсы в Черном, Средиземном, Эгейском, Балтийском и Северном морях. Обслуживали марсельскую, венецианскую и ближневосточную линии. Периодически выполняли пассажирские рейсы на линии Одесса — Батуми.
В 1968—1969 годах суда в соответствии с местными условиями круизных линий и требованиями компаний фрахтователей были реконструированы на верфях Франции и Югославии. Модернизация заключалась в удлинении носового салона за счет грузового трюма и оборудовании в кормовой части небольшого бассейна с зоной отдыха. Также продлили в кормовую часть надстройку корпуса для размещения в ней кормового бара с иллюминаторами. Каюты повышенной категории классности на прогулочной палубе расширили от борта до борта, обновили декорацию общественных помещений, во всех каютах оборудовали санитарные блоки с душем и туалетом.
На этих судах, как и на других лайнерах ЧМП, работали лучшие капитаны и наиболее опытные старшие механики пароходства. Но, к сожалению, в работе невозможно застраховаться от ошибок и просчетов. С первого взгляда мелких, но результат которых один — авария.
«Латвию» Черноморское морское пароходство получило в 1960 году, позже реконструировав, как и другие суда.
6 июня 1975 года теплоход «Латвия» при хорошей погоде и отличной видимости следовал из Корфу в порт Сплит с пассажирами на борту. В 09:30 третий помощник капитана взял пеленг и измерил расстояние до ориентира, ошибочно принятого им за остров Стипански. В дальнейшем, продолжая определяться тем же методом и по тому же ориентиру и видя, что точки уходят влево от курса, он, не известив капитана, постепенно уклонился вправо от назначенного курса 346 градусов, ведущего в Шолтанский пролив, на курс 357 градусов, который вел в другой узкий проход между островами.
В 09:30 капитан Е. П. Таренков поднялся на мостик. С обстановкой он познакомился чисто зрительно, не проверив достоверность обсерваций третьего помощника.
В 09:53 капитан усомнился в правильности курса. Посмотрев на карту, он понял весь драматизм ситуации. Надеясь еще провести судно узким проходом между островами, он скомандовал: «Право на борт!» Но было поздно. Примерно через полминуты, развернувшись всего на 20 градусов, судно ударилось о каменистый грунт, получив очень большие повреждения. (История аварии описана в Приказе ЧМП — авт.)
В дальнейшем судьба теплохода сложилась удачно. «Латвия» прослужила еще 20 лет — до 1996 года, и лишь потом была отправлена на слом.

Ремонт для Книги рекордов Гиннеса
Однако причиной внештатной ситуации на судне часто становятся не только ошибки экипажа. Иногда вина лежит и на проектировщиках, и на судостроителях, и даже на изготовителях оборудования и деталей.
Теплоход «Азербайджан» был построен в 1975 году на верфи «Wartsila Shipyards» в Турку. Первое десятилетие судно в основном выполняло круизные рейсы по Средиземному и Черному морям. Позже теплоход работал летом на линии Одесса — Венеция, а в зимний период — в Средиземном море, Атлантическом океане и в районе Карибского моря.
В 1986 году теплоход реконструировали, увеличили пассажирскую вместимость за счет носовой части автомобильной палубы, установили два рейдовых катера вместо кормовых спасательных шлюпок. Оборудовали кинотеатр, ночной бар и установили пассажирский лифт.
Судно начало совершать кругосветные плавания и круизы в районе Австралии и Малайзии в зимнее время года, в летнее — круизы в Норвегию, вдоль побережья Западной Европы, в Средиземном и Черном морях.
Бессменным капитаном судна с 1975го по 1992 год был опытный судоводитель, отличный моряк, ветеран Черноморского пароходства, капитан дальнего плавания Л. Ф. Кравцов.
В январе 1988 года, во время круизного рейса из порта Тильбери в Карибское море, с английскими пассажирами на борту, на судне произошла авария. Из-за скрытого заводского дефекта, заключавшегося в слабой посадке сопрягаемых деталей ступицы колеса и гребного вала, началась выработка вала и ступицы, возникшая по причине трения между сопрягаемыми деталями вала и ступицы. В результате произошла расцентровка между ведомым зубчатым колесом и ведущей шестерней. Были поломаны девять зубьев колеса редуктора (вес которого составлял 8 тонн, а диаметр превышал 1,5 метра) главного двигателя левого борта.
Возникла реальная угроза аннулирования предстоящих круизов из Англии к островам Карибского моря и обратно, что могло привести к выплате Черноморским пароходством фирме — арендатору судна более миллиона фунтов стерлингов. Машинная команда проявила максимальную изобретательность, и во время семидневного круиза между островами Карибского моря, когда плановая скорость была не более 11 узлов, судно осуществляло переходы и швартовку, используя один главный двигатель правого борта. За неделю члены машинной команды выполнили своими силами ремонт, не выводя судно из эксплуатации, и во время перехода через зимнюю Атлантику в Англию теплоход следовал под двумя главными двигателями без нарушения расписания. Прибывший на судно представитель Классификационного общества Ллойд сказал, что выполненная экипажем работа должна быть занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
В 1995 году, во время развала ЧМП, руководители «Blascko» перевели судно под либерийский флаг, зарегистрировав его в компании «Winchester Navigation», а в 1996м переименовали в «Arcadiya». Ну, а далее судно постигла та же участь, что и другие лайнеры ЧМП, — чреда переименований и перепродаж, сейчас теплоход идет на слом.

Вплавь за теплоходом
Впрочем, в «жизни» лайнеров ЧМП бывали и комические истории. Одна из них произошла на втором теплоходе серии судов типа «Михаил Калинин» — «Феликсе Дзержинском» (1958 г. постройки).
Первым капитаном судна назначили М. И. Григора, принимавшего активное участие в проектировании судовых интерьеров. Позже капитаном стал В. Н. Никитин, известный своим крутым и независимым нравом, увлекавшийся водными лыжами и футболом, использовавший любую возможность для прогулок на судовом катере.
Однажды во время стоянки в порту Неаполь капитан решил прокатиться по Неаполитанскому заливу на судовом катере. Во время прогулки случилась непредвиденная ситуация — мотор вышел из строя, когда суденышко находилось на расстоянии нескольких сотен метров от берега и на достаточно большом удалении от порта. До отхода лайнера из Неаполя оставалось около часа, и капитан принял решение вплавь достичь берега, а затем на любом попутном автомобиле добраться до пассажирского терминала.
Тем временем на судне портовые власти почти оформили отход, прибыл портовый лоцман. Однако капитана на борту теплохода все не было, и старший помощник всячески оттягивал объявление аврала палубной команде, скрывая отсутствие «начальства». Лоцман, истинный неаполитанец, возбужденно ходил по ходовому мостику, жестикулировал, вспоминал в своих восклицаниях пресвятую деву Марию и требовал объяснить причину задержки.
В это же время вахтенный помощник капитана, первый помощник и офицер безопасности пристально исследовали в бинокли акваторию Неаполитанского залива, надеясь обнаружить там судовой катер и своего капитана.
Приблизительно через 30—40 минут после намеченного расписанием времени отхода судна вахтенный матрос увидел, что по направлению к теплоходу на большой скорости несется легковой автомобиль. Поравнявшись с судном, он резко затормозил, и из распахнувшейся двери выскочил капитан в пляжном облачении. На бегу он приказал вахте немедленно вызвать судового бухгалтера для расплаты с водителем такси и быстро поднялся на ходовой мостик. Затем судно начало отдавать швартовные канаты и в скором времени вышло из порта, взяв курс к оставленному в заливе судовому катеру.
Катер нашли быстро: благодаря штилевой погоде он оказался там, где был брошен капитаном. После подъема катера, ставшего прекрасным шоу для пассажиров, судно взяло курс к следующему порту. (Эпизод из жизни капитана Никитина записан со слов механика-наставника пассажирского флота ЧМП Л. Н. Петрова — авт.)
В 1970 году теплоход «Феликс Дзержинский» перегнали в Дальневосточное морское пароходство, а в 1988 году продали на слом, переименовав на время перегона в «Инск». Однако судно продолжало выполнять рейсы под новым названием «Excelsior Neptune» до 1993 года, когда затонуло.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать