Вверх

Что мешает реализации турпродукта Черноморья

05 сентября 2012  

Черноморский регион обладает уникальным набором достопримечательностей. С таким разнообразием не может сравниться ни одно круизное направление мира

Эти достопримечательности связаны с Великим потопом (Ноев ковчег пристал к горе Арарат, самой высокой точке Турции), с аргонавтами, искавшими Золотое руно, со страной амазонок, с местами проповедей и захоронения апостолов Иисуса Христа. В регионе Черноморья — родина Диогена, графа Дракулы, прототипа Джеймса Бонда, Стивена Спилберга и Сильвестра Сталлоне, родина кинематографа и такого общеизвестного блюда, как бефстроганов. Здесь места, где найден древнейший календарь и золото, где самые северные в мире субтропики и чайные плантации. Список можно продолжать очень долго.

Но существуют и проблемы, которые мешают реализации этого турпродукта, в том числе и в плане круизного судоходства. Мы привыкли озвучивать такие проблемы, как отсутствие должной туристической инфраструктуры, квалифицированных гидов и современного автотранспорта. Это проблемы, лежащие на поверхности, и я не призываю их отложить или не решать. Но есть скрытые проблемы, которые волнуют туроператоров намного больше, чем инфраструктурные вопросы. Сегодня они усугубились и мешают развиваться черноморскому туристическому продукту. 

Прежде всего, это проблема демпинга цен среди туроператоров, как способа достижения конкурентного преимущества. Хочу оговориться, что в качестве примера я буду брать страны Северного Причерноморья, прежде всего Украину. 

Все, кто хотя бы поверхностно знаком с маркетингом, знают, что демпинг самый примитивный вид завоевания конкурентного преимущества. Тем не менее, демпинг существовал и будет существовать, просто у нас такая конкуренция принимает угрожающие размеры. Среди туроператоров, работающих в украинских портах, практикуются два вида демпинга. Первый — тот самый примитивный, когда туроператоры продают одинаковый продукт, нацелены на один и тот же сегмент рынка, развиваться они не хотят или не могут. Все, что им остается, — это снижать цены, пока один из них не выдержит и не уйдет с рынка.

Второй — используются крупные компании для устранения всех конкурентов. Такой вид «оправдывает» себя в том случае, если цены на все туры снижаются одновременно, конкуренция убирается, затем монополист начинает цены поднимать.

Что происходит у нас. Первый вид демпинга потихоньку продолжается, но туроператоры первого вида стоят перед дилеммой: они хотят, с одной стороны, избавиться от конкурентов, с другой стороны, хотят и сами заработать. Поэтому, я бы сказала, что таким демпингом они, в первую очередь, вредят сами себе.

Демпинг с целью захвата рынка тоже не был проведен «правильно» в свое время. Туроператоры не сдаются, но на грани уничтожения в действительности находятся не они, а туристический продукт. Для круизных компаний демпинговая война подходит, поскольку позволяет зарабатывать большие деньги, но если война будет прогрессировать, то начнет страдать качество туристического продукта. Ситуация на сегодняшний день близка к критической, но не безысходная.

Я не понимаю, почему люди, занимающиеся этим бизнесом многие годы и знающие о нем все, не пробуют обеспечить себе конкурентное преимущество путем создания себе ниши. Специализация в новом тысячелетии является одним из самых эффективных маркетинговых инструментов, защищающих от конкуренции. Или попробовать создать новый продукт по новой цене. Я имею право об этом говорить, потому что еще в 1998 году моя фирма вышла на рынок с экскурсиями, ставшими теперь классическими, среди которых «Романовы в Крыму» (Ялта), «Оборона Севастополя» (Севастополь), «Еврейское наследие Одессы». Эта же проблема мешает появлению новых туроператоров, для которых береговое обслуживание сегодня просто невыгодно. Последняя фраза даже звучит странно, и, тем не менее, это так.

Следующая проблема — формы налогообложения. Сейчас туроператоры в Украине, занимающиеся экскурсионным обслуживанием иностранных круизных судов, находятся между двух огней. С одной стороны, они осуществляют экспорт услуг, в связи с чем возникает проблема возврата НДС, сумма которого для туроператора существенна. С другой стороны, возникает проблема взаимодействия с плательщиками единого налога, каковыми являются практически все субподрядчики. Единая ставка налога, с одной стороны, облегчает налоговое давление. С другой стороны, не дает туроператорам развиваться и работать на рынках других государств, потому что налог нужно платить с суммы, поступившей на счет, что фактически уничтожает комиссионные туроператора. Такая ситуация не только мешает появлению новых туроператоров, но и существующих заставляет пользоваться услугами иностранных посредников. 

Посредники бывают разные. Одни просто берут за свои услуги и предоставление счета комиссию, другие диктуют условия на рынке. И тех, и других развитие домашнего черноморского продукта интересует не в первую очередь. Больше того, существуют серьезные коммуникационные проблемы. Через посредника крайне тяжело «пробить» новую экскурсию, потому что они просто не хотят создавать себе дополнительную работу по продвижению незнакомого им продукта. Я сама сталкивалась с этим и уверена, что все туроператоры предпочли бы самостоятельное существование, поскольку все они являются патриотами своего города своей страны, иначе они не были бы в этом бизнесе. Однако по-другому пока не получается.

И, наконец, проблема, вынуждающая одних туроператоров покидать рынок, а других искать партнеров за границей, это страховка, которой круизные линии практически шантажируют туроператоров. Законодательством Украины предусмотрено страхование туроператоров, без которого они не могут получить лицензию. Это сумма в 20000 евро, замороженная в банке в течение всего срока действия туроператорской лицензии. Автотранспортные предприятия также имеют страховки. 

Но круизные компании требуют наличие страховки со стандартной суммой в 1 млн долларов за страховой случай, а некоторые и до 5 миллионов долларов. Вообще страховой случай в этом виде туризма определить практически невозможно. Круизные линии просто пытаются переложить ответственность на оператора. Это еще одна причина, по которой местные туроператоры вынуждены искать партнеров за рубежом.

Резюмирую сказанное. Перечисленные проблемы, создаваемые самыми различными источниками, не дают развиваться местным туроператорам и, соответственно, домашнему туристическому продукту. Все, кто имеет отношение к приему туристов, знают, насколько важно иметь местного гида. Только человек, любящий свой город и свою страну, может сделать пребывание туриста на экскурсии незабываемым. Точно так же никакой иностранный туроператор или посредник не сможет хорошо продать туристический продукт страны, которая его не очень интересует. 

Получается, что уникальный туристический продукт, которым обладает Черное море, фактически убивают стороны, которые должны быть в первую очередь заинтересованы в его развитии: это сами туроператоры, государство и круизные компании. Надеюсь, мы над этим хотя бы задумаемся. 

Елена Тищенко, советник начальника Одесского морского торгового порта

Порты Украины, №8 (120) 2012

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать