Вверх

Чтобы Днепр не работал в «тени»

01 мая 2009  

В конце 2006 года я был назначен начальником ГП «Администрация речных портов». Одной из первых задач, поставленных мной перед коллективом, было выведение предприятия из убыточного состояния. Это удалось сделать буквально с первого месяца работы. В данный момент финплан перевыполняется в несколько раз, и этот рост постоянный.

Порты Украины, № 05 (77) 2008
Леонид Кондратенко
Экономика и управление

 

В конце 2006 года я был назначен начальником ГП «Администрация речных портов». Одной из первых задач, поставленных мной перед коллективом, было выведение предприятия из убыточного состояния. Это удалось сделать буквально с первого месяца работы. В данный момент финплан перевыполняется в несколько раз, и этот рост постоянный.
Сегодня у нас трудятся высококвалифицированные специалисты из международных морских, речных портов, в том числе и АСК «Укрречфлот». Мы начинали со штата в 10 человек, сейчас работает 26. Действуют три представительства предприятия: Верхнеднепровское, Среднеднепровское и Нижнеднепровское. Естественно, этого мало, нам нужно представительство в каждом речном порту.
Напомню, что наше госпредприятие создано после корпоратизации (приватизации) речных портов для того, чтобы эффективно использовать причалы и другие гидротехнические сооружения, которые не подлежали приватизации и не вошли в уставные фонды создающихся акционерных обществ, при этом мы являемся хозрасчетным предприятием, не зависящим от государственного бюджета.
На балансе Администрации речных портов находится порядка 170 гидросооружений в восьми областях Украины и около 50 единиц флота. Это в основном пассажирский самоходный и несамоходный флот, использовавшийся ранее на социально необходимых линиях. Наше предприятие восстанавливает суда для обеспечения социальных и других пассажирских перевозок. За 2008 год было продоковано 6 судов, до конца года будет продоковано еще 4 судна.
Должен отметить, что на сегодняшний день река Днепр работает, в основном, в «тени». За длительный период, когда не было нашей администрации, частные фирмы привыкли работать на государственных причалах, по сути, бесконтрольно и бесплатно. Эту систему нелегко поменять.
Сегодня на реке самым выгодным бизнесом стала добыча песка, который нужен во все возрастающих количествах для динамично развивающейся строительной индустрии. Тонна песка стоит не менее 10—12 USD, расходы на добычу не составляют и трети этой суммы. Остальное — прибыль.
Каждый речной порт в своем регионе своим портовым флотом добывает песок. Причем, всеми законными и незаконными способами: на судовом ходу, в заливах, на подводных переходах, во время нереста, при помощи фиктивных договоров с местными советами…
И при этом на реке почти нет транзитного судоходства. Оказывается, что никто из речников в развитии транзитных, международных перевозок не заинтересован. Хотя восстановление транзитного судоходства по одной из крупнейших европейских рек — Днепру — стратегически важно для Украины. Но наши речные транспортные предприятия уже растеряли прежний тоннаж, флот годами резался на металлолом, а новых судов не строили. В упадок пришло и речное судостроение.
Сегодня есть необходимый для речного транзитного судоходства по Днепру иностранный флот, российский, белорусский, а вот отечественного флота очень мало. Но политика наших судоходных компаний, в том числе портов, — привлекать только те грузы, которые можно переработать своим оставшимся тоннажем. Иностранный флаг, чужие суда не удобны в своих портах. Так, Херсонский, Николаевский речные порты, входящие в структуру АСК «Укрречфлот», обрабатывают свои суда в первую очередь, в то время как суда других судовладельцев отстаиваются на рейде.
Я полагаю, что для решения этой проблемы нужно открыть наши внутренние водные пути для иностранного тоннажа. Иными словами, иностранный флот нужен Украине для того, чтобы было судоходство на Днепре. Полагаю, что этому шагу может способствовать недавнее вступление Украины в ВТО.
Мы прекрасно понимаем, что для кардинальной нормализации ситуации на Днепре нужен закон о внутреннем водном транспорте. Минтранссвязи после нескольких лет работы над проектом одобрило его. Сделаны несколько других важных шагов для формирования нормативной базы организации работы внутреннего водного транспорта. При помощи руководства Укрморречфлота были разработаны несколько постановлений Кабинета Министров, которые работают на пользу Администрации речных портов. В частности, о передаче на баланс Администрации всех государственных гидросооружений на Днепре, в том числе бесхозных. Но в целом река работает по временным правилам.
Многие годы поднимался вопрос, почему в морских портах взимаются портовые сборы, а в речных нет. Ведь у речных портов тоже есть принадлежащие государству причалы. Сегодня уже есть распоряжение Кабмина о введении плат за использование гидротехнических сооружений на внутреннем водном транспорте. Эти тарифы были разработаны специалистами Укрниимфа, поданы в Минэкономики на рассмотрение, но были возвращены по формальным причинам. Тарифное совещание в Минтранссвязи еще раз показало: судовладельцы согласны на введение сборов на реке. Сейчас тарифы дорабатываются. Мы надеемся, что, несмотря на имеющееся сопротивление, они будут введены в ближайшее время.
Предполагается введение 5 видов сборов: плата за использование причальных гидросооружений, корабельного, причального, якорного и административного, который целиком уходит государству. Якорный сбор и половина платы за использование причальных гидросооружений предполагается направить очень важному для речного судоходства государственному предприятию «Укрводпуть». Это позволит «Укрводпути» уйти от бюджетного финансирования, стать действительно хозрасчетной организацией и решить самостоятельно многие проблемные вопросы содержания внутренних водных путей.
Администрации речных портов предполагается выделять часть платы за использование причальных гидросооружений, корабельный и причальный сборы. Это позволит администрации увеличить свой валовой доход раз в пять — до 25—30 млн гривен. Наконец, появится возможность заняться реконструкцией переданных нам причалов, возраст которых в среднем пятьдесят лет и которые за последние два десятка лет практически не ремонтировались.
Понятно, что шаги, предпринимаемые Администрацией речных портов, встречают сильное сопротивление. Ведь в круге интересов администрации — 8 областей Украины, где находятся наши объекты. Против нас постоянно инициируются различные проверки.
Особая проблема — столичный Киевский речной порт. Его причалы наиболее привлекательны, и Киевский речной порт совместно с частными структурами своими исками к Кабмину, Фонду госимущества, Минтранссвязи через судебные инстанции несколько раз блокировал передачу этих причалов в ведение Минтранссвязи и Администрации речных портов. Так, в 2006 году было заблокировано распоряжение Кабмина № 29р от 25.01.2006 года «О передаче государственного имущества, не вошедшего в уставные фонды речных портов и АСК «Укрречфлот» в сферу управления Минтранссвязи» в части передачи именно киевского имущества. В 2007—2008 годах Киевский порт пытается заблокировать распоряжение Кабмина от 23.05.2007 года № 306р «О передаче государственного имущества в сферу управления Минтранссвязи». Причем все это делалось и продолжает делаться росчерком пера одной и той же судьи, которая работала сначала в Хозяйственном, а теперь в Административном суде города Киева. Фактически, до сих пор (с даты приватизации порта) Киевский речпорт бесплатно пользуется причалами. Кстати, только в последние два года, в период судебных разбирательств, порт начал вкладывать деньги в их текущий (косметический) ремонт, а также занялся их паспортизацией.
Важным документом, который позволит сделать шаг в направлении наведения порядка на реке, должно стать постановление Кабмина о водной глади Днепра. Сейчас масса государственных, коммунальных и частных организаций претендуют на водное пространство реки. Но ответственности при этом никто не несет. Идет бесконтрольная застройка берегов, обостряются экологические проблемы. Мы полагаем, что правильно было бы возложить контроль за использование водной глади на плечи Администрации речных портов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать