Вверх

Дела железные

03 апреля 2015   Марк Шевченко

Мировые цены на руду за прошлый год упали почти на 50% и продолжают снижаться. Объемы морских перевозок руды растут

Дела железные

Глобальный рынок железной руды после временного замедления роста в 2012 году снова показал хорошие цифры роста и в 2013 году, и в прошлом, 2014 году. Мировое производство руды увеличилось в 2013 году на 3,5% (до 1951 млн метрических тонн), а в 2014 году превысило 2 млрд тонн.

Где железа добывают больше

Рекордными темпами в 2013 году росло производство в Австралии, которая является мировым лидером, - на 17,1% (до 609 млн метрических тонн). Среди прочих стран-производителей руды подобного прироста не смогла достичь ни одна. Более того, кое-где прирост был отрицательным. В частности, падение производства было зарегистрировано в Бразилии, Индии, Соединенных Штатах, России. В Украине, Швеции, Канаде и Южной Африке производство в 2013 году выросло.

Австралия в 2013 году увеличила отрыв от своего ближайшего преследователя - Бразилии. Если на зеленом континенте производство в позапрошлом году выросло на 89 млн тонн, то в Бразилии оно сократилось на 16 млн тонн или на 4,2%, несмотря на обилие заявленных и уже реализуемых проектов. Аналитики едины во мнении, что Австралия останется лидером в ближайшие годы.

Серьезные проблемы с производством железной руды у Индии. Причина - новые правительственные законы, весьма противоречивые, касающиеся земплепользования и запрета экспорта. Недавно ряд карьеров (признанных индийским правительством открытыми незаконно) были закрыты.

Несколько снизилось, пусть и на незначительные для китайских масштабов 12 млн тонн, производство железной руды в 2013 году в Поднебесной. Следует особо отметить, что оценка объемов китайского производства базируется на анализе производства чугуна и импорта в страну железной руды (при известных цифрах спроса китайской металлургии на это сырье). Аналитики полагают, что эти цифры более надежны, чем цифры валового объема, не учитывающие содержание железа в произведенной железной руде. По валу Китай по-прежнему производит неизгладимое впечатление: полтора миллиарда тонн железной руды в 2014 году.

Торговля рудой: 12 лет постоянного роста

Торговля железной рудой растет более быстрыми темпами, чем ее производство. Темпы роста морских перевозок этого сырья, разумеется, объясняются, прежде всего, высоким спросом на руду со стороны Китая. В 2013 году уровень торговли рудой оказался рекордным - 1283 млн тонн было перевезено по морю, что на 13,1% больше, чем годом ранее. 12 лет беспрестанного роста торговли, включая период глобального экономического кризиса 2009 года. Впрочем, что значит «глобального»? Как мы помним, Китай миновала чаша сия... Отметим, кстати, что спрос на железную руду в большинстве прочих стран-импортеров в 2013 году остался на уровне предыдущего года.
Австралийский экспорт вырос более чем на 100 млн тонн - с 470 млн тонн в 2012 году до 579 млн в 2013 году, рост составил 23,2%. В 2014 году рост был еще более впечатляющим: Австралия поставила на мировой рынок (китайский, главным образом), по оценкам на ноябрь 2014 года, более 710 млн тонн руды.

Если прогнозы в отношении Австралии оказались относительно точны, то о прогнозах на бразильский экспорт этого не скажешь. Мнения экспертов разошлись. По сообщению бразильского National Union of the Industry of Extraction of Iron and Base Metals (Sinferbase), страна увеличила экспорт железной руды в минувшем году на 3,7%, до 306,5 млн т. Однако, по мнению аналитиков Всемирного банка, ситуация с экспортом руды из Бразилии выглядит иначе. По сравнению с 2012 годом экспорт в позапрошлом году увеличился на 1 % (до 330 млн т), а в прошлом году - на солидные 10% (до 362 млн т).

В очередной раз снизился индийский экспорт, всего лишь до 15 млн тонн, что можно считать свидетельством отмирания некогда процветавшей экспортной железорудной индустрии. Напомним, что в 2009 году Индия экспортировала 117 млн тонн руды. Индийские политики хорошо постарались над уничтожением этого способа улучшения торгового баланса страны. Не случайно сегодня Arcellor Mittal ищет возможности инвестирования в железорудную индустрию за рубежом.

В 2013 году Китай импортировал 820 млн тонн руды, что на 10% больше, чем годом ранее. На сегодняшний день на Китай приходится приблизительно 65,7% мирового импорта этого сырья. Достаточно много приобрела Япония: 135,9 млн тонн, что на 3,7% больше, чем в 2012 году. На 18,5% нарастил импорт Тайвань. Необходимо сказать, что Азия, в частности Юго-Восточная Азия и Дальний Восток, - это никак не менее 84% объемов всего глобального импорта железной руды. В 2014 году китайский импорт превысил 930 млн тонн.

Всего в 2014 году в мире было произведено 2 млрд 201 млн тонн железной руды. Мировой импорт руды составил приблизительно 1 млрд 404 млн тонн. Две трети этого объема приобрел Китай.Европейский рынок импортировал всего на 4,7% больше руды, чем в 2012 году - 128 млн тонн, что составило 10,2% мирового импортного рынка этого сырья.

Несмотря на бесспорное лидерство Китая среди импортеров руды, эта страна является мировым лидером и по ее добыче - 1320 млн тонн в 2013 году, порядка полутора миллиарда - в 2014 году. Однако, например, в позапрошлом году обогащенной «нормальной» руды, пригодной для целей металлургии, с содержанием железа в 62% здесь было произведено лишь 325 млн тонн. Немудрено, что сырье приходится покупать за рубежом. Как сообщает китайская таможня, за 2014 год импорт из Австралии увеличился на 31,6% (до 548,4 млн т), из Бразилии - на 10,3% (до 170,96 млн т). Таким образом, Австралия увеличила свою долю в китайском железорудном импорте до 58,8%. Обрушились поставки в Китай из Индонезии и Филиппин - более чем на 70%, России и Венесуэлы - на 40%. Резко снизился импорт из Канады - на 23%, и Малайзии - на 18%. Кстати, мелочь, но приятно: Украина увеличила свой экспорт железорудного сырья в Китай на 11,4%.

Крупнейшие горнорудные компании мира

Крупнейшим производителем железной руды является бразильская группа Vale с результатом в 319 млн тонн в 2014 году. Вторую и третью позицию занимают соответственно австралийские Rio Tinto (295 млн т) и BHP Billiton (219 млн т). Приведенные цифры, однако, не дают представления о подлинном размере компаний. В частности, BHP является крупнейшим в мире производителем меди (1,7 млн т) и угля (122 млн т). Vale производит не слишком много угля, но в прошлом году компания стала крупнейшим в мире производителем никеля, добыв 275 000 т, что вдвое больше показателя BHP. Rio Tinto в 2014 году о производстве никеля ничего не сообщала. При этом компания произвела больше, чем ее непосредственные конкуренты, алюминия - 3361 млн т. На втором месте - BHP с 1079 млн т. Vale алюминием не занимается вовсе. В отличие от Vale и Rio Tinto, BHP активно занимается нефтедобычей, в 2014 году компания продала на рынке 256,6 млн баррелей «черного золота».

Эта «Большая тройка» в прошлом, 2014 году испытала серьезное негативное влияние падения цен на основные сырьевые товары. Так, акции Vale упали почти на 50% с начала 2014 года. Это было вызвано как значительным падением рыночных цен на железорудное сырье, так и политическими рисками, связанными с президентскими выборами в Бразилии в октябре 2014 года. Да и коррупционный скандал с входящей в состав Группы Petrobras, еще толком не расследованный, добавил совету директоров седых волос.

Стоимость акций BHP Billiton снизилась на 21%. Виновата все та же железная руда, которую не хотели покупать по достойным ценам, и ни шатко, ни валко шедший нефтяной бизнес группы.
С наименьшими потерями закончила прошлый год Rio Tinto, чьи акции подешевели «лишь» на 11%.

Доходы всех трех компаний снизились в 2014 году. Самой успешной в целом стала BHP, поднявшая из недр приблизительно $63 млрд. Rio Tinto заработала $48 млрд, а Vale - $38 млрд. В то время как BHP и Rio Tinto рапортуют о падении доходов на 4,16% и 6,85% соответственно, доходы Vale обрушились на 19% по сравнению с доходами 2013 года.

На фоне общего снижения доходов Rio Tinto совершила, казалось бы, невозможное, увеличив свою производственную прибыль на 53% - в первую очередь, благодаря снижению операционных издержек более чем на $2 млрд.
Что касается чистой прибыли, наилучшие результаты в прошлом году показала BHP ($9,99 млрд), что, впрочем, на 33% меньше, чем в 2013 году. Rio Tinto увеличила свою чистую прибыль на 78%, Vale - на 12,5% (последняя повторила разочаровывающий результат 2013 года).

Ситуация может измениться в 2015 году. Резкое снижение стоимости бункера привело к столь же радикальному падению стоимости фрахта, транспортировки сырья в китайские порты. А это, в свою очередь, означает утерю австралийскими Rio Tinto и BHP стратегического преимущества перед бразильской Vale. Дешевле, чем бразильцы, теперь не производит и не доставляет руду никто.

Стоимость судового топлива обрушилась вслед за мировыми ценами на нефть на 55%.

Естественно, что выгоды из этого извлекли именно те производители, которые находятся дальше всех от рынков сбыта. Как сообщает Citigroup, с середины 2014 года тарифы на перевозку руды «кейпсайзами» из бразильских портов в Китай снизились на $10 в пересчете на тонну груза (-48%), а из Австралии - всего на $3 (-36%). Соответственно, у Vale оказался более низкий уровень затрат, чем у ее австралийских конкурентов. По данным лондонской фирмы Sanford C. Bernstein, последние пять лет транспортировка руды из Бразилии в Китай обходилась в среднем в $23 за тонну, из Австралии - в $9. Теперь все затраты (производство плюс транспортировка) обходятся Vale на $6 дешевле, чем австралийцам.

Ценовой обвал и прогнозы

Быстрое пополнение в мире запасов железной руды в сочетании с весьма умеренным спросом со стороны китайской сталелитейной промышленности привели в 2014 году к падению цен на это сырье почти на 50%. Еще в январе 2014 года стоимость руды была $136 за тонну, а в середине декабря она продавалась уже по $70 за тонну. Средняя цена в прошлом году составила $90 за тонну.

«Виноват», как было сказано выше, Китай, где потребление стали упало до 500 млн т за первые восемь месяцев 2014 года. Отметим, что снижение потребления стали в Китае наблюдается впервые с 2000 года. Вызвано это сокращением строительного рынка и в целом капитальных инвестиций в экономику Китая, переориентацией ее на потребительский внутренний рынок.

Едва ли следующий год станет годом возврата к прежней экономической модели. Китай не намерен корректировать свой целевой показатель роста ВВП на 2015 год, который сегодня установлен на уровне 7% (в прошлом году - 7,5%). Впрочем, ряд аналитиков полагает, что рост ВВП в Китае составит не более 6,5%. Что по этому поводу должны думать трейдеры? Как отразится это на объемах поставок железорудного сырья в страну?

Какими будут средние цены?

Правильную оценку ситуации подсказывают китайские сталевары. По данным статистики, за первые два месяца этого года они понизили выплавку в годовом исчислении на 1,5%, до 130,53 млн тонн, что означает дальнейшее сокращение спроса на руду. За январь-февраль этого года импорт руды в Китай сократился на 0,9% (до 146,56 млн тонн), а запасы руды в крупнейших портах страны по состоянию на начало марта упали на 0,21% (до 96,34 млн тонн). Ряд независимых аналитиков еще в ноябре прошлого года прогнозировали падение в этом году китайского спроса на 6,4%. Впрочем, есть и позитивный прогноз: китайский Metallurgical Industrial Planning and Research Institute считает, что спрос Китая на руду в 2015 году составит 1 млрд 157 млн тонн, что на 1,67% больше, чем в 2014 году. Институт также предсказывает, что 80% китайского спроса будут покрыты за счет импортных поставок в 2015 году.

Как полагает Всемирный банк, средние цены на железную руду не превысят в 2015 году $75 за тонну, а превышение предложения над спросом сохранится еще пару лет. Другие аналитики, например из Bloomberg, вообще считают, что переизбыток (запасы) железной руды удесятерится к 2018 году - если в 2013 году он составлял 44 млн тонн, то в 2018-м - 437 млн тонн. Таково мнение и Morgan Stanley. Несколько более оптимистичны специалисты из Goldman Sachs Group. По их мнению, в 2015 году объемы мирового производства превысят спрос на 47 млн тонн, а в 2018 году - на 260 млн тонн. Впрочем, они предсказывают, что средняя цена на руду в 2015 году не превысит $66 за тонну.

Имея в виду, что уже в начале марта цена за тонну железной руды обрушилась до $58,58 за тонну с доставкой в порт Циньдао, наиболее реалистичным представляется прогноз Australia and New Zealand Banking Group, считающей, что средние цены в текущем году будут составлять примерно $50 за тонну (производители скажут - типун им на язык), что, разумеется, делает нерентабельной операционную деятельность небольших компаний. Кстати, по прогнозу руководителя железорудного дивизиона Rio Tinto Эндрю Хардинга, в 2015 году мировой рынок покинут производители суммарной мощностью в 85 млн тонн годовых (125 млн тонн - в 2014 году). Большинство таких производителей - китайцы, чьи рудники считаются наименее эффективными.

Порты Украины, № 03 (145) 2015

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать