Вверх

«Дельта-лоцман»: путь длиной в 15 лет

11 февраля 2013  

Зона ответственности ГП «Дельта-лоцман» в части осуществления лоцманских проводок и предоставления услуг СРДС растянулась на сотни морских миль от Мариуполя на востоке до Рени на западе.

«Дельта-лоцман»: путь длиной в 15 лет

15 лет назад, 4 февраля 1998 года, приказом Минтранса Украины было создано государственное предприятие «Дельта-лоцман». Со временем оно объединило портовые лоцманские службы и службы регулирования движения судов (СРДС)  украинских портов в единое специализированное предприятие, ставшее одним из крупнейших в морехозяйственном комплексе страны. 

Зона ответственности ГП «Дельта-лоцман» в части осуществления лоцманских проводок и предоставления услуг СРДС растянулась на сотни морских миль от Мариуполя на востоке до Рени на западе. В нее входят подходные каналы и акватории морских портов Украины, в том числе Бугско-Днепровско-Лиманский канал (БДЛК), Херсонский морской канал (ХМК), общегосударственные судоходные пути на всем украинском Азовско-Черноморском побережье, а также глубоководный судоходный ход Дунай—Черное море. 

В историю предприятия вписаны славные страницы, некоторые из них на слуху у многих читателей благодаря масштабности и неординарности задач, поставленных перед ГП «Дельта-лоцман». Например, строительство ГСХ Дунай — Черное море, создание речной информационной службы на внутренних водных путях Украины. И только оглядываясь назад, можно по достоинству оценить, как много было создано за относительно короткий срок в рамках выполнения главной задачи предприятия — обеспечения безопасности судоходства. 

Техническое перевооружение, внедрение современных технологий, создание собственного флота, подбор и подготовка кадров — все было делом будничным, велось из года в год планомерно и настойчиво. И как результат — в Украине создан мощный центр управления и координации судоходства на морских коммуникациях.

Непростая профессия «лоцман»

Профессионализм остро востребован во всех областях жизнедеятельности человека. Там же, где дело касается безопасности, особенно. Кадровая проблема изначально была самой непростой для предприятия. Знания и опыт лоцману нужны на уровне капитанских, но кто из украинских моряков захочет остаться на берегу, если иностранные компании приглашают на свои суда на более привлекательных условиях? Можно только догадываться, каких усилий стоило госпредприятию, чтобы «пробить» достойные зарплаты для специалистов этого звена, привлечь молодежь, а позже заняться их профподготовкой.

Время требует постоянного совершенствования. Предприятие находится на пути к дальнейшему внедрению европейских стандартов работы лоцманской службы и обеспечения безопасности судоходства. Являясь полноправным членом Европейской ассоциации морских лоцманов (ЕМPА), ГП «Дельта-лоцман» работает над внедрением Кодекса ISPO — Международного стандарта для лоцманских организаций.

В 2001 году на базе ГП «Дельта-лоцман» был создан отраслевой тренажерный центр подготовки и переподготовки морских лоцманов и лоцманов-операторов служб РДС. Создавался он с нуля. Была разработана концепция, подготовлена материально-техническая база, сформирован коллектив преподавателей-инструкторов. 

Сейчас центр оборудован аппаратно-программным морским тренажерным комплексом фирмы «Transas» (четыре навигационных ходовых мостика, три поста служб РДС и мультимедийный компьютеризированный класс дебрифинга объединены в одном виртуальном пространстве). Системы тренажерного центра позволяют моделировать реальную обстановку управления судном, скажем, круизным лайнером или балкером в акватории конкретного порта. Находящиеся на ходовом мостике тренажера видят в иллюминаторы узнаваемые участки побережья, «ощущают» воздействие ветра, волн и течений. Все ходовые мостики тренажера виртуально связаны между собой: если на главном ходовом начинают поворот сухогруза, то на других (мостиках буксиров, лоцманских катеров и др.) этот маневр видят в режиме «онлайн». Можно отрабатывать действия в тумане, в сложной ледовой обстановке, нештатные и аварийные ситуации...

В 2010 году тренажер модернизировали. Новая версия NTPRO 5000 создана с использованием последних технологических разработок компании «Transas», с расширением сцен акваторий портов и библиотек судов, а также с учетом практического опыта пользователей.

Современный уровень оснащенности центра позволяет проводить международные мероприятия. Так, в рамках проекта Европейской комиссии SASEPOL в 2011 году прошли тренинги и семинары, слушателями которых стали руководители морских администраций Грузии, Азербайджана и Украины.

Стажеры центра не новички — капитаны малого и дальнего плавания с опытом работы в должности не менее года. При их обучении учтены современные международные требования в сфере подготовки лоцманов и лоцманов-операторов. Только после прохождения теоретической, тренажерной и практической подготовки кандидаты получают право на сдачу экзаменов Государственной квалификационной комиссии с последующим получением класса и возможности работать по специальности. В прошлом году в центре прошли подготовку и переподготовку 145 человек.

В 2012 году Министерство инфраструктуры по представлению ГП «Дельта-лоцман» утвердило обновленные программы подготовки и переподготовки морских лоцманов и лоцманов-операторов СРДС в центре. Они разработаны в соответствии с требованиями Резолюции IMO A960 (23) с учетом рекомендаций к системе подготовки лоцманов Международного стандарта для лоцманских организаций.

Сегодня из полуторатысячного коллектива ГП «Дельта-лоцман» около 450 человек — лоцманы и лоцманы-операторы служб РДС. Работает 9 лоцманских подразделений, охватывающих северо-западную часть Черного моря, Дунайский, Бугско-Днепровский и Азовско-Крымский бассейны. 3 подразделения («Дунай», «Николаев», «Керчь») относятся к категории единой морской лоцманской службы, обеспечивающей как линейные по каналам, так и портовые лоцманские проводки судов. Имеется 6 портовых лоцманских служб — Ильичевск, Одесса, Южный, Севастополь, Феодосия и Мариуполь. 

Об уровне подготовки и квалификации специалистов предприятия говорит такой факт. По итогам работы в 2009 году ГП «Дельта-лоцман» было отмечено специальным памятным знаком Национального морского рейтинга «Безопасная проводка». Это был тот год, когда число морских аварийных происшествий по сравнению с аналогичным показателем предыдущего годом сократилось в 3,5 раза и составило всего 4 АМП. 

Не будем забывать, что во многом благодаря опыту лоцманских служб порты Украины смогли достаточно быстро организовать прием современных крупнотоннажных судов и океанских лайнеров. В 2009 году порт Южный начал обработку судов класса «кейпсайз», лоцманская проводка и швартовка которых на порядок сложнее, чем тех же «панамаксов». Количество «кейпсайзов» в портах Украины растет, и наряду с портовиками заслуга в этом по праву принадлежит специалистам ГП «Дельта-лоцман». За систематическую обработку крупнотоннажного флота этого класса в 2010 году ГП «Дельта-лоцман» было отмечено наградой Национального морского рейтинга Украины «Достижение года». Показательным стал вывод в 2012 году лоцманами из акватории порта Южный и постановка на рейдовый причал для дозагрузки балкера «Maxi Brazil» — самого крупного судна из когда-либо заходивших в Черное море. Впервые в украинском порту на борт было загружено 161 тыс. тонн груза, на рейде балкер догрузили до 250 тыс. тонн. 

Все начиналось с «Русской косы»

Важное место в структуре обеспечения безопасности судоходства занимает служба регулирования движения судов. Когда-то она начиналась с отдельного поста РДС «Русская коса» на БДЛК. Позже были созданы ПРДС «Широкая Балка», «Очаков», автоматизированные радиолокационные посты (АРЛП) «Днепровка», «Малая Корениха» и «Богдановка», впоследствии объединенные в региональную СРДС, позднее, в 2003-м — ЦРДС «Севастополь» и  АРЛП «Михайловский», в 2004-м — ПРДС «Вилково», в 2008-м — ПРДС «Феодосия».

В начале 2012 года после глобальной модернизации в эксплуатацию введен ЦРДС «Ильичевск», в августе 2012 года — ЦРДС «Керчь», которым Мининфраструктуры присвоило высшую классификационную категорию. В декабре 2012 года проведена модернизация и начата опытная эксплуатация ПРДС «Одесса». В ходе модернизации все центры оборудованы аппаратно-программным комплексом «Navi Harbour», впервые использована опция 3D видеоизображения движения судов. Качество изображения, поступающего лоцману-оператору, позволяет осуществлять радиолокационную проводку судов в условиях ограниченной видимости. Сейчас проводится модернизация на ЦРДС «Севастополь», в планах на 2013 год — ПРДС «Мариуполь». Модернизация центров и постов, помимо серьезного перевооружения и замены аппаратно-программного комплекса, позволит унифицировать подходы к развитию отечественных служб РДС.

В структуру ЦРДС «Керчь» входят автоматизированные радиолокационные посты (АРЛП) «Ени-Кале» и «Керчь-Крепость», а также радиотехнический пост связи (РТПС) «Ени-Кале». В районах интенсивного судоходства строятся другие объекты (АРЛП «Такиль»), что позволит расширить зону и улучшить качество радиолокационного контроля обстановки на морских коммуникациях.

Сегодня в ГП «Дельта-лоцман» функционируют 13 центров и постов РДС, 10 автоматизированных радиолокационных постов, 4 РТПС. Предприятие работает над модернизацией и интеграцией всех объектов в единую систему в соответствии с концепцией Евросоюза VTMIS.

Стандарт безопасности — европейский

В сентябре 2001 года на конференции по внутреннему судоходству в Роттердаме представители стран дунайского и рейнского регионов заключили многостороннее соглашение о внедрении информационной системы на внутренних водных путях Европы. Система эта базируется на стандартах ЕЭК ООН, Центральной комиссии судоходства по Рейну и Дунайской комиссии. Речные информационные службы (РИС) призваны обеспечить безопасность судоходства, надежность перевозок, способствовать привлечению на внутренние водные пути грузопотоков.

В 2009 году Украина присоединилась к международному проекту IRIS Europe II 

в статусе государства-партнера, приняв обязательства по реализации комплекса мероприятий, направленных на создание в Украине РИС. Персональную ответственность за выполнение этого обязательства Минтранссвязи возложило на ГП «Дельта-лоцман». А уже в 2011 предприятие было принято в члены европейского руководящего комитета по внедрению IRIS Europe II.

В целом, 2011 год в этом плане можно назвать переломным. Вице-премьер-министр Украины — министр инфраструктуры Борис Колесников изданием приказа под счастливым номером 7 поставил задачу увеличить объем грузоперевозок по реке Днепр. На первом этапе необходимо было создать РИС с соответствующей инфраструктурой и определенной системой логистики. Задача сложная, но выполнимая, решить ее было поручено ГП «Дельта-лоцман». Крупнейший налогоплательщик Николаевщины уже не раз демонстрировал последовательность и целеустремленность в решении задач государственной важности. Не подвело предприятие и на этот раз: масштабный проект реализовали четко, без лишней суеты. Также планомерно, как ежедневно выполняют свою работу лоцманы и лоцманы-операторы этого предприятия, проводя суда в украинские порты.

В короткий срок, с октября 2011 по сентябрь 2012, была запущена сначала в тестовом режиме, а потом и введена в опытную эксплуатацию РИС на Днепре и на украинской части Дуная. Это впервые за годы независимости Украины позволило обеспечить судоходство на Днепре качественной навигацией современного уровня.

«РИС — это современная служба сбора, обработки и анализа информации относительно полного комплекса обеспечения речного судоходства, которая отвечает европейским стандартам и директивам ЕЭК ООН. К важнейшим задачам, которые призвана решить РИС, относятся информационное обеспечение судоходства, создание условий для безопасной перевозки пассажиров и грузов, оптимизация перевозок на внутренних водных путях государства, — так прокомментировал реализацию проекта директор ГП «Дельта-лоцман» Александр Голодницкий. — До этого связь с судами на Днепре (а это около 1000 км) поддерживалась только на судоходных шлюзах. Не было системы, которая бы позволяла в полном объеме контролировать движение судов по всей трассе реки. После выхода судна из шлюза цель терялась, никто не знал, что с ним, где находится. С РИС мы отслеживаем движение по Днепру всех судов, оборудованных автоматизированными идентификационными системами (АИС). А благодаря тому, что на шлюзах размещены операторы РИС, мы имеем возможность отслеживать и движение тех судов, которые сегодня еще не оборудованы АИС».

Важным звеном РИС является веб-сайт ukrris.com.ua, на котором в режиме реального времени можно следить за всеми движениями судов по Днепру. Информация формируется на основе данных ГП «Укрводпуть», ГУ «Госгидрография», гидрометоообсерваторий и содержит все необходимые для безопасного судовождения сведения по водохранилищам, судовым путям, навигационной обстановке, о метеоусловиях и многое другое. Есть специальный раздел, аккумулирующий информацию об опасностях и чрезвычайных ситуациях, который особо интересен и полезен правоохранительным органам, службам МЧС, экологам, таможне, другим структурам. Возможности ресурса позволяют собирать и систематизировать информацию о передвижении грузов по реке, что очень важно для компаний, отрабатывающих логистику своих перевозок. Кроме того, сайт позволяет пользователю получить интересующую его информацию в формате XML и на 24 языках.

Сегодня судовой ход Днепра условно разделен на 6 зон ответственности РИС (по количеству судоходных шлюзов), информация о судоходной обстановке в режиме реального времени отображается на экранах мониторов каждого из 6 субцентров РИС, размещенных на шлюзах Днепровского каскада. Также она отображается в главном центре РИС, расположенном в Одессе. Кроме того, для надлежащего покрытия всей трассы (от устья Днепра до Вышгорода), помимо субцентров, созданы 24 автоматизированных поста на базе действующей инфраструктуры операторов мобильной связи.

В 2012 году в состав ГП «Дельта-лоцман» была передана и государственная речная лоцманская служба, логически дополнив систему информационного обеспечения судоходства на ВВШ Украины комплексом услуг по лоцманским проводкам судов.

Флот ГП «Дельта-лоцман»

Эффективную производственную деятельность ГП «Дельта-лоцман» обеспечивает и за счет эксплуатации собственного специализированного флота. Практически сразу после образования предприятия по его заказу на отечественных верфях началось проектирование и строительство судов. В 2000—2003 годах были построены лоцманские катера «Лоцман Коханов», «Гард» и «Орлик», в 2005—2006 — «Спрытный», «Стримкый» и «Проворный».

14 февраля 2006 года в торжественной обстановке был поднят Государственный флаг Украины на многоцелевом буксире ледового класса «Гайдамака», построенном на ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара». Судно — гордость флота ГП «Дельта-лоцман». В Украине это одно из лучших судов такого класса. Его водоизмещение 441 р.т., мощность 4680 л.с., оно способно обеспечивать ледовую проводку караванов судов, взламывая лед толщиной до 0,5 м, исследовать судоходные пути и осуществлять спасательные операции. Оно оснащено винто-рулевыми колонками азимутального принципа действия, которые позволяют разворачиваться на месте, быстро останавливаться, двигаться боком. Благодаря такой маневренности и мощности «Гайдамака» просто незаменим на БДЛК и ХМК в ледовую кампанию, когда сложность работы возрастает на порядок. 

В 2008—2010 годах предприятие приобрело два новых современных лоцманских катера, построенных по последним европейским стандартам. Катер «Балтийский» — автоматизированный дизель-электроход, который выполняет работы в ледовую кампанию при толщине льда до 40 см, что особенно важно для зимней навигации на Азовском море. Сегодня он выполняет доставку/снятие морских лоцманов в акватории Мариупольского МТП.

В начале 2013 года в Николаеве, где расположен главный офис ГП «Дельта-лоцман», был поднят Государственный флаг на одном из трех новостроев, заказанных у феодосийских судостроителей. Лоцманскому катеру дали имя легендарного лоцмана, работавшего на предприятии «Михаил Сницарь». Название первого судна из этой серии, введенного в эксплуатацию в 2012 году, также говорит о степени уважения предприятия к своим кадровым специалистам — «Лоцман Рощин». Завершаются работы на третьем судне, которое получит имя другого известного лоцмана — «Лоцман Емельянов». 

Заказанный ГП «Дельта-лоцман» землесос «Ингульский» вот-вот будет введен в строй. Он уже прибыл от румынских судостроителей в Николаев. Судно длиной 59 метров и объемом трюма 750 кубометров предназначено для выполнения эксплуатационного и строительного дноуглубления на судоходных путях. По словам начальника службы флота Дмитрия Рудявского, наличие такого судна существенно снизит зависимость «Дельта-лоцман» от подрядчиков, производящих дноуглубительные работы. 

На сегодняшний день специализированный флот ГП «Дельта-лоцман» состоит из 19 лоцманских, 3 служебных катеров и одного многоцелевого буксира ледового класса «Гайдамака».

Плюс системный подход    

В 2008 году ГП «Дельта-лоцман» получило сертификат Национального органа Украины по сертификации (Регистр судоходства Украины), который свидетельствует о соответствии системы управления качеством предприятия требованиям ДСТУ ISO 9001-2001.

Ежегодно эта система проходит аудит и процедуру ресертификации. Сейчас сертификат соответствия распространяется на предоставление услуг службы РДС и лоцманских услуг, услуг по тренажерной подготовке и повышению квалификации государственных морских лоцманов и лоцманов-операторов СРДС, подготовке судоводителей, содержание судоходных фарватеров и каналов общегосударственного значения, выполнение топографических, геодезических и промерных работ.

Помимо профессиональной подготовки основного производственного персонала, администрация предприятия делает акценты на правовых, юридических и финансовых вопросах. Так как «Дельта-лоцман» тесно сотрудничает с украинскими портами, улучшать свои производственные показатели предприятия может только в тандеме с ними, учитывая специфику каждого порта. Речь идет не только об особенностях акваторий и подходных каналов — о маневровых характеристиках судна и т.д. Одно дело ошвартовать пассажирский лайнер, другое — «кейпсайз». Соответственно, от слаженности и качества работы лоцманских служб зависит безопасность судоходства и оперативность проводки и постановки судов к причалам, а значит, и конкурентоспособность отечественных портов.

15 лет ГП «Дельта-лоцман» шаг за шагом создавало основу для сегодняшних успехов, которые позволяют, опираясь на достигнутое, строить завтрашний день с большим размахом. 

Порты Украины, № 01 (123) 2013
Анна Васильева

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать