Вверх

Экспедиторы обходят перевозчиков

01 апреля 2015   Марк Шевченко

Глобальный рынок логистических услуг консолидируется в руках крупных игроков. Большие компании наращивают рыночные доли

Экспедиторы обходят перевозчиков

Прошлый год стал успешным для большинства крупных логистических компаний. Темпы роста контейнерных перевозок у лидеров отрасли таковы, что им могут позавидовать и крупнейшие океанские перевозчики. Даже самым удачливым и здоровым судоходным линиям удалось продемонстрировать рост в минувшем году на уровне 3-5%. На их фоне достижения экспедиторов выглядят солиднее.

Движение к достижениям

По результатам девяти месяцев 2014 года крупнейший глобальный морской логист Kuehne+Nagel, как сообщает издание Containerisation International, нарастил перевозку контейнеров на 7,9% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года - до 2,9 млн TEU. Логистическая компания со штаб-квартирой в Швейцарии уверяет, что такая динамика соответствует изменению ее рыночной доли.

Специализирующийся на межконтинентальных перевозках поставщик экспедиторских и логистических услуг Panalpina продемонстрировал самый быстрый среди конкурентов рост за три квартала 2014 года - на 9,6%. Компания доставила клиентам 1,2 млн TEU.

Пятое место в рейтинге заняла европейская компания DSV Air & Sea. За три квартала прошлого года она нарастила объемы перевозок на 8,8%, до 628 тыс. TEU. Правда, в данном случае на показателях сказался и эффект от сделок по слияниям и поглощениям. А еще фантастический рост на 11% показала базирующаяся в Вашингтоне компания Expeditors, причем всего лишь за третий квартал 2014 года.

Технологии как фактор роста

Что же помогло мировым экспедиторам увеличивать объем услуг быстрее, чем рос рынок перевозок в целом? Дэвид Росс из инвестиционного банка Stifel говорит, что подобная динамика отчасти может объясняться фрагментированностью логистической индустрии. «Даже такие крупные компании, как K+N, Expeditors и Panalpina, не занимают более чем 10% рынка ни на одном из направлений перевозок. Поэтому и возможны существенные изменения рыночных долей», - говорит он.

С другой стороны, по утверждению аналитика, грузоотправители все чаще сокращают количество партнерских экспедиторских компаний. Данную тенденцию можно назвать своего рода консолидацией клиентских предпочтений. «Если раньше грузоотправители прибегали к услугам 12 различных экспедиторских фирм, то сегодня они ограничиваются выбором шести, - говорит Дэвид Росс. - Тем самым они упрощают ведение бизнеса. Если раньше вам нужно было ежемесячно оплачивать 12 различных счетов, то сегодня - вполовину меньше при одинаковом объеме доставленных грузов».

Сложность международных транспортных цепочек в сочетании с высокими требованиями грузоотправителей естественным образом приводят к переходу рыночных долей в руки более крупных компаний, добавляет он. Ведь небольшие конкуренты просто не в состоянии инвестировать необходимые средства, например, в необходимое программное обеспечение. «Поскольку прохождение таможенного контроля становится более сложным из-за необходимости заполнения документации в электронном виде (речь идет о целом ворохе документов, которые нужно заполнить), крупные компании, в которых этот процесс происходит гладко, получают преимущество. Никакой грузоотправитель не хочет, чтобы доставка задержалась только потому, что экспедитор забыл заполнить какую-то форму», - полагает Дэвид Росс.

В компании Expeditors также отмечают, что предоставление экспедиторских услуг становится более сложным процессом и требует все больших инвестиций. Представители фирмы высказались на эту тему в ответ на вопрос об объемах финансирования, необходимых для стартапа в этом секторе логистики: «Системные требования, отраслевая консолидация, общий прогресс технологий, предполагающие соразмерные инвестиции и повышающие ожидания клиента; гигантские вливания в оффшорную индустрию, главным образом в Китае и Индии, в сочетании с появлением рынка хайтека и массированными глобальными поставками оборудования значительно изменили облик отрасли в сравнении с 1981 годом, когда компания была основана».

По $5 млрд на игрока

Каковы же финансовые результаты глобальных экспедиторов? 50 крупнейших логистических компаний мира выручили в 2014 году $248 млрд (см. таблицу с показателями 25 крупнейших игроков). В 2013 году они же заработали примерно $237,4 млрд, напоминает находящаяся в Питтсбурге (США) исследовательская и консалтинговая фирма SJ Consulting Group.
Места в первой тройке остались за прошлогодними победителями рейтинга. О лидерах — подробнее.

Немецкая точность дает результаты

Поступления компании Deutsche Post DHL в четвертом квартале минувшего года снизились на 17% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Впрочем, это не помешало лидеру укрепить позиции. Компания показала отличный операционный результат в секторе воздушных и морских грузовых перевозок за год в целом. Всего Deutsche Post DHL получила доход $37,5 млрд.
Германская группа перевезла 2,9 млн TEU, что на 4% больше, чем годом ранее. Это по-прежнему второй результат в отрасли. Бесспорный лидер Kuehne+Nagel увеличил объем контейнерных перевозок морем на 4%, до 3,8 млн TEU.

Операционная прибыль DHL выросла на 3,5%, до €2,97 млрд ($3,04 млрд по текущему курсу), а общая сумма поступлений (почта, курьерская доставка, экспедиторские услуги и дивизионы, обслуживающие каналы поставок) выросла на 3,4%, до €56,6 млрд ($57,9 млрд). В этом году операционная прибыль DHL, как ожидает руководство компании, достигнет примерно €3-3,5 млрд ($3,073,58 млрд). «Несмотря на по-прежнему непростую конкурентную среду, нам удалось продемонстрировать прекрасные результаты в 2014 году, укрепив свои позиции в секторе электронной коммерции и на развивающихся рынках», - заявил глава фирмы Франк Аппель.

В своих стихиях

Kuehne+Nagel по праву может похвастаться рекордными результатами за прошлый год. Причем высокоприбыльной была деятельность компании во всех сферах, точнее во всех стихиях - на земле, на море и в воздухе. Швейцарская группа, занимающаяся глобальным экспедированием и логистикой, получила (до выплат по банковским кредитам, налогам, износу основных фондов и амортизационным исчислениям) на 4,5% больше доходов, чем в 2013 году.

Океанский контейнерный трафик компании вырос на 7% (что намного выше среднерыночных 4%), до 3,8 млн TEU. Это укрепило ее позиции как безоговорочного лидера в данном секторе. «В весьма волатильной экономической ситуации и в условиях серьезных колебаний курсов валют мы сумели и увеличить свою рыночную долю, и одновременно улучшить финансовые результаты деятельности компании», - сказал генеральный директор Kuehne+Nagel Детлеф Трефцгер.

Компания в последние годы прилагает серьезные усилия по завоеванию североамериканского рынка. Этому способствуют позитивные перемены в экономике США, которая развивается более солидными темпами, нежели европейская.

При этом операционная прибыль Kuehne+Nagel от экспедирования морских грузов несколько снизилась - с 405 млн швейцарских франков ($379,7 млн по текущему курсу) до 398 млн швейцарских франков ($373,13 млн). Такие потери прибыли можно признать незначительными, учитывая падение фрахтовых ставок и резкие колебания на валютном рынке.

В компании заявляют, что в 2015 году намерены расти в полтора раза быстрее, чем прогнозируемые аналитиками 0,8%. Особенно это касается морского и воздушного фрахта.

Железные позиции

Прибыль компании DB Schenker Logistics в прошлом году осталась на прежнем уровне, несмотря на увеличение грузовых объемов, доставленных морем, по воздуху и автотранспортом. Транспортный дивизион Deutsche Bahn германской государственной железнодорожной компании «нахозяйствовал» лишь €332 млн ($339,6 млн по текущему курсу) скорректированной прибыли (до выплат по кредитам и налогов). Годом ранее показатель достигал €335 млн евро ($339,6 млн по текущему курсу). Валовой доход вырос лишь на 0,6%. Объем морского трафика вырос на 4,9%, что соответствует средним рыночным темпам. Всего компания доставила морем 1,98 млн TEU (в 2013 году - 1,89 млн TEU). В контрактной логистике компания достигла наилучших показателей: доходы от этого вида деятельности подскочили на 10,3% и принесли более €2 млрд доходов.

25 крупнейших логистических компаний мира в 2014 году

Место в рейтинге, 2014 год

Компания

Походы в 2014 году, $млн

Страна, в которой находится штаб- квартира компании

1

DHL Logistics

37 496

Германия

2

Kuehne & Nagel

23 379

Швейцария

3

DB Schenker Logistics

18 987

Германия

4

C.H. Robinson Worldwide

11 922

США

5

DSV

8 651

Дания

6

CEVA Logistics

7 864

Нидерланды

7

Panalpina

7 333

Швейцария

8

Dachser & Co.

7 134

Германия

9

Expeditors International

6 565

США

10

SNCF Geodis

5 847

Франция

11

J.B Hunt

5 799

США

12

UPS Supply Chain Solutions

5 758

США

13

Sinotrans

5 728

Китай

14

Gefco

5 528

Франция

15

Toll Holdings

4 603

Австралия

16

Bollore

4 259

Франция

17

Agility Logistics

4 220

Кувейт

18

UTi Worldwide

4 180

США

19

Yusen Logistics

4 130

Япония

20

Rhenus & Co.

4 081

Германия

21

Hellman Worldwide Logistics

3 893

Германия

22

Hub Group

3 571

США

23

Norbert Dentressangle

3 405

Франция

24

Damco

3 164

Дания

25

Kintetsu World Express

2 935

Япония

 

Порты Украины, № 04 (146) 2015

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать