Вверх

Экспортный порт на середине Днепра

01 мая 2015   Андрей Муравский

Запорожский порт с большим отрывом лидирует в рейтинге речных портов Украины

Экспортный порт на середине Днепра

Стройный ряд желтых стрел портальных кранов на фоне голубого неба и множество рулонов стали на бетонных плитах. Это Запорожский речной порт, входящий в структуру Укрречфлота. Для него сталь и другая продукция металлургической отрасли являются основным грузом, причем почти весь груз - от «Запорожстали». Руководство компании гордится таким взаимовыгодным сотрудничеством, которое началось осенью 2012 года. Довольны и на заводе: руководство предприятия сообщало, что срок доставки продукции, благодаря переходу в порт, сократился на целых две недели. Отправляют ее в Турцию, Болгарию, Румынию и другие страны. К примеру, до турецкого порта Дилискелеси сухогруз добирается и обрабатывается четверо суток и уже через день возвращается назад.

Стремительный рост
До этого по каким-то причинам около четырех лет подряд завод отправлял свою продукцию по железной дороге в Херсон, Николаев, Одессу, откуда она уходила на экспорт через морские порты. Но после того как «Запорожсталь» стал собственностью холдинга «Метинвест», завод стал работать с Запорожским речным портом. И уже с октября по декабрь 2012 года на суда было отгружено около 50 тысяч тонн продукции комбината. За 2013-й это было уже 500 тыс. тонн, и с августа прошлого года через Запорожский речной порт стала идти половина всех экспортных поставок «Запорожстали». В период навигации прошлого года металлургический комбинат через «базовый» порт отправил свыше 700 тыс. тонн (через другие речные порты ушло только около 150 тыс. тонн).

Почему «Запорожсталь» выбрал местный речной порт? Все просто - он более удобен с точки зрения логистики. Расстояние от предприятия до речного порта по автомобильной дороге - всего 4 км. Именно автотранспортом доставляют грузы в водную гавань. В свое время так удалось сократить расходы - на перевозку по железной дороге уходило больше средств, а к тому же часть продукции в пути травмировалась. Беспокойство, однако, вызывало и большое количество ям на автодороге, которая не ремонтировалась десятилетиями. И, по сообщениям в СМИ, комбинат за 3 млн грн отремонтировал дорогу в порт, чтобы обеспечить надежную доставку грузов и «снизить нагрузку на автомагистрали города». Как узнали «Порты Украины», половина стоимости ремонта профинансирована за счет самого Запорожского порта.

С приходом ключевого грузоотправителя в порту были переоборудованы (для повышения грузоподъемности) и отремонтированы краны, подкрановые пути, коммуникации электроснабжения. Стало больше складов, а на 6-й причал, который увеличили на 600 квадратных метров, были уложены аэродромные плиты. В прошлом году порт взял в аренду 16-тонный погрузчик, с помощью которого стало возможным задействовать тыловые причалы и тем самым увеличить пропускную способность порта.

Правда, ныне грузы «Запорожстали» - это уже даже не половина объема перевалки Запорожского речпорта. В рейтинге речных портов и терминалов, который составил журнал «Порты Украины», Запорожский порт стал лидером. В 2014 году порт достиг прекрасного результата - 1 млн 927 тыс. тонн перевалки при 1 млн 504 тыс. годом ранее. А экспортные грузы запорожского меткомбината, как мы помним, составили свыше 700 тыс. тонн. Портом обрабатываются также теплоходы с песком, чугуном, строительными материалами в бигбэгах. Через мощности порта перерабатывает свои грузы Запорожский завод ферросплавов, о чем сказано и на сайте предприятия. Сейчас, по информации «Портов Украины», практически решен вопрос о расширении сотрудничества с этим предприятием. И вскоре Укрречфлот будет баржами доставлять в Запорожье из портов одесского региона сырье для завода ферросплавов.

При этом некоторые грузы пропали из оборота порта. Так, здесь когда-то переваливались бокситы для «Запорожского алюминиевого комбината», но теперь он не действует. Не переваливают больше уголь, который является нежелательным для порта, расположенного в центре города. Отсутствует в списке грузов и глина для производства фарфора, фаянса, плитки и сантехники, которая раньше шла отсюда в Италию и Испанию.

Не сталью единой

Запорожский речпорт имеет ряд преимуществ, в том числе значительное число железнодорожных подъездных путей. И его несомненно можно назвать успешным предприятием, одним из самых успешных на реке. Тем не менее, полной мерой потенциал порта еще не реализован. Укрречфлот в разное время делился планами по развитию порта, но они так и не воплощались в жизнь - из-за меняющейся конъюнктуры рынка. Так, пока не построен контейнерный терминал. Несколько лет назад заинтересованность в нем выражал АвтоЗАЗ, в котором посчитали, что это лучше, чем перевозить машинокоплекты в Запорожье из Ильичевского порта. Но сейчас, в условиях кризиса на авторынке, об этом нет и разговора. Укрречфлот готов к работе с контейнерами, но с тем, чтобы доставлять их на существующие площадки в Днепропетровске. В планах на ближайшее время - доставлять контейнеры из портов Большой Одессы в Днепропетровск и в обратном направлении.

В 2010 году Укрречфлот рассказывал о намерении построить в Запорожском и Днепропетровском речных портах элеваторы мощностью по 30 тыс. тонн. В Днепропетровске элеватор появился. Что же касается Запорожья, то в 2012-м руководитель порта Александр Зыскинд еще говорил местному изданию о том, что ведутся работы по проектированию элеваторного комплекса в порту. Но добавлял, что мало создать условия для погрузки зерна, нужна гарантия того, что зернотрейдеры будут пользоваться этими мощностями. «Если мы сделаем условия, но не привлечем зернотрейдеров - это будут деньги, выброшенные в воздух», - говорил он. В итоге элеватор тут так и не был построен. На сегодняшний день он, пожалуй, пока и не нужен - существующий флот загружен работой. Более того, ниже по Днепру на правом берегу строит элеватор «Нибулон».

И по-прежнему основным грузом порта остается продукция металлургов. Александр Зыскинд подчеркивает, что с тех пор, как «Запорожсталь» стал сотрудничать с Запорожским портом, у порта появилась уверенность в завтрашнем дне. Несмотря на все сложности, которые переживают украинские металлурги, за прошедший год «Запорожсталь» нарастил выплавку стали на 4%.

Возможна ли круглогодичная навигация?

Зато беспокоит как запорожских металлургов, так и портовиков, вопрос навигационного периода на реке. В конце марта Запорожье посетил Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. Заезжал он и в порт - осмотрел инфраструктуру, послушал информацию о проведенной модернизации.
Руководитель Запорожского речпорта Александр Зыскинд напомнил министру, что на Днепре существует понятие навигационного периода. Он устанавливается приказом Укрморречинспекцим на основании согласованных министерством дат периода навигации. И ежегодно проходит длительная бюрократическая процедура определения сроков навигации.

При этом навигационный период устанавливается в 270-280 суток в году, хотя реально навигация может длиться 300-315 суток. «Необходимо предоставить право судовладельцам флота принимать решение о закрытии и открытии навигации, в зависимости от погодных условий и ремонтных работ на шлюзах», - предложил Александр Зыскинд. То, что в течение 4-5 месяцев Днепр закрыт для навигации судов, генеральный директор комбината «Запорожсталь» Ростислав Шурма назвал «парадоксальной ситуацией», поскольку «запорожцы прекрасно знают, что Днепр если замерзает, то на две-четыре недели».

Андрей Пивоварский отреагировал на это в желаемом для портовиков направлении: «В этом году мы на месяц раньше открыли навигацию на Днепре. Во многих странах мира навигация не закрывается вообще. Смягчение климата в Украине этому только способствует. Поэтому сейчас министерство оценивает технические и технологические возможности инициативы, и надеюсь, со временем мы обеспечим круглогодичный грузооборот судов на Днепре». Министр уточнил, что время для принятия такого решения у министерства еще есть - по крайней мере, до ноября.

Порты Украины, № 03 (145) 2015

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать