Вверх

Еще раз о секторе газа

01 августа 2013   Марк Шевченко

Объемы мировой торговли сжиженным природным газом (СПГ) снизились в 2012 году — после 30 лет последовательного роста.

Еще раз о секторе газа

Кто покупает, кто продает…

Как сообщает в первом квартале 2013 года отчет IGU (International Gas Union), объемы мировой торговли сжиженным природным газом (СПГ) снизились в 2012 году — после 30 лет последовательного роста. Падение составило 1,6 % — с 241,5 млн тонн в 2011 году до 237,7 млн тонн в прошлом году. Произошло это, главным образом, по причине неблагоприятных экономических аспектов предложения в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия и Индонезия) и проблем политического характера в странах Ближнего Востока и Северной Африки (Египет, Ливия и Йемен). При этом Катар и Нигерия сумели несколько нарастить объемы производства, что позволило компенсировать отсутствие на рынке СПГ из «революционной» Ливии. 

Япония и Южная Корея оставались крупнейшими импортерами СПГ: 52 % рынка; рост составил 4 % по сравнению с 2011 годом. При этом закупки СПГ Японией выросли на 8,5 млн тонн по сравнению с 2011 годом. Примерно на столько же — 8,2 млн тонн — снизились закупки Великобританией. 

Вообще, если говорить о европейских странах, потребление СПГ в прошлом году переживало период отрицательного роста. Во-первых, в силу большей ценовой доступности трубопроводного газа и, во-вторых, по причине выросшего импорта североамериканского угля, что помогло удовлетворить потребности европейского рынка в энергоносителях. Не забудем и экономическую рецессию, которой в минувшем году отметилась европейская экономика в целом: спрос на углеводороды попросту снизился.

В 2012 году список экспортеров остался неизменным (о Ливии сказано выше), ни одна новая страна в него не вошла. Впрочем, Франция и Португалия начали реэкспорт СПГ, но, строго говоря, экспортерами их считать нельзя. 

Специалисты полагают, что экспорт СПГ в 2013 году начнет Ангола, но пока (к третьему кварталу 2013 года) этого не произошло. На начало 2013 года СПГ экспортировали 17 стран. Шесть стран — Бельгия, Бразилия, Франция, Португалия, Испания и Соединенные Штаты — реэкспортировали сжиженный природный газ. Реэкспорт вообще быстро рос в последние три года, и его глобальный объем достиг 3,5 млн тонн в 2012 году. 

Катар остается бесспорным лидером среди стран-экспортеров СПГ. В 2012 году страна поставила на мировой рынок 77,4 млн тонн СПГ — почти треть (32,6 %) объема мировых поставок. Прирост в прошлом году составил 1,9 млн тонн. Вместе с Австралией и Нигерией — это 75,6 % прироста глобального торгового объема в 2012 году. 

Что касается Австралии, страна обязана ростом главным образом введению в эксплуатацию мощностей Pluto LNG. Нигерии и Катару удалось нарастить производство, чтобы удовлетворить подскочивший спрос в странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна в первой половине 2012 года.

Кто в ближайшей перспективе в состоянии догнать Катар по объемам экспорта? Кандидатов не видно. За последнее десятилетие страна сделала колоссальный рывок в строительстве сжижающих мощностей. При этом, разумеется, несколько новых экспортеров вышли на рынок, что можно только приветствовать с точки зрения диверсификации поставок. 

Если говорить о конкуренции регионов, Ближний Восток опережает Азиатско-Тихоокеанский регион, обойдя его еще в 2006 году и с тех пор наращивая свое СПГ-производство значительно более быстрыми темпами. Таким образом, доля Ближнего Востока на глобальном СПГ-рынке последовательно увеличивается. 

В 2012 году Ближний Восток произвел 112,7 млн тонн этого топлива, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион — 80,8 млн тонн. Вполне возможно, однако, что в течение примерно десяти лет этот тренд изменит направление. Этому могут поспособствовать два обстоятельства: во-первых, быстрый рост австралийских производственных мощностей (ряд проектов в стране должен быть завершен после 2015 года, и речь идет о гигантских предприятиях), а, во-вторых, как полагают аналитики, СПГ начнут экспортировать из регионов, до сих пор этим не отметившихся или поставлявших СПГ в незначительных объемах, — Северная Америка и Восточная Африка. 

Отметим, что США уже давно готовятся бросить вызов Катару и стать крупнейшими экспортерами своего дешевого газа. Однако до сих пор усилия бизнеса натыкались на препятствия в Вашингтоне: демократы не намерены продавать в Азию дешевые углеводороды, по крайней мере, ранее 2016 года. 

Ближний Восток и Северная Африка сталкиваются с многочисленными проблемами, которые с разной степенью интенсивности влияют на развитие СПГ-сектора. Здесь и рост внутреннего спроса, и вопросы экономической или в особенности политической стабильности, и международные санкции (в случае Ирана), и довольно сложные геологические структуры, и неясность в отношении реальных запасов газа.

Количество и географический охват стран-импортеров сжиженного природного газа рос в последние пять лет невероятно быстрыми темпами. С конца 2008-го по конец 2012 года в клуб импортеров вошли такие страны, как Чили, Бразилия, Канада, Кувейт, Индонезия, Нидерланды, Таиланд и ОАЭ. Таким образом, сегодня 26 стран покупают СПГ за рубежом. В 2013 году значительные объемы СПГ начали получать Израиль и Сингапур. Еще недавно среди значительных импортеров СПГ числились США, но сегодня страна закупает СПГ в небольших по сравнению с величиной своей экономики объемах — собственное производство позволило сделаться США экспортером, впрочем, пока тоже не самым важным. 

 

Ценообразование: Азию обижают

Мировые цены на СПГ росли с 2009-го по 2011 год включительно во всех странах, кроме США. В 2012 году они остались на прежнем уровне. В течение трех предыдущих лет фактором рынка являлся ограниченный спрос на СПГ — на первом этапе разразившегося в 2008 году мирового экономического кризиса. 

Однако примерно с марта 2011 года рынок столкнулся с проблемой недостаточности предложения — в связи с катастрофой на японской АЭС Фукусима, когда японское правительство закрыло все атомные электростанции, и в силу быстрого роста спроса на СПГ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стоит напомнить, что процесс ценообразования, говоря о мировом рынке газа в целом и СПГ в частности, связан со стоимостью нефти. Цены на сырую нефть марки Brent между мартом и июнем 2012 года упали на 31,8 % (с 125 USD за баррель до 95 USD за баррель соответственно). В Японии, главном мировом потребителе СПГ, с июля 2012 года по октябрь 2012 года стоимость импортной нефти снизилась на 15,7 %. С августа 2012 года по конец первого квартала 2013 года стоимость нефти марки Brent колебалась у отметки 111 USD за баррель. 

В начале 2013 года региональная стоимость СПГ существенно различалась на основных мировых торговых площадках. Стоимость импортируемого азиатскими странами СПГ в основном привязана к котировкам нефти, и снижение цен на нефть уже привело к уменьшению стоимости газа в этом регионе. Так, цена СПГ, поставляемого в Японию, в апреле составила порядка 15,4 USD за 1 млн британских термальных единиц (1 BTU = 0,272 ккал) при средней стоимости нефти Brent в 102 USD за баррель. Летом прошлого года цена газа в Японии поднималась выше 18 USD за 1 млн BTU. 

В Европе стоимость СПГ колебалась от 12 USD (German Oil-Linked) до 13 USD за 1 млн BTU на британской NBP. В США, где цена на СПГ определяется спотовыми условиями, он торговался на уровне 4 USD за 1 млн BTU в январе этого года. 

Как полагают аналитики, с появлением на мировом рынке больших объемов североамериканского СПГ, станет традиционным и американский способ ценообразования, о чем азиатские потребители пока могут только мечтать, и что «Газпром», разумеется, видит в страшном сне.

 

Мировой флот СПГ-танкеров

Типовой СПГ-танкер в состоянии перевозить примерно 145—155 тыс. кубометров сжиженного газа, из чего может быть получено порядка 89—95 млн кубометров природного газа в результате регазификации.

В целях безопасности СПГ-танкеры снабжены двухкорпусной структурой, специально предназначенной для недопущения утечек и разрывов. Груз перевозится при атмосферном давлении и температуре –162°C в специальных термоизолированных резервуарах внутри внутреннего корпуса судна-перевозчика СПГ.

Особенность судов-газовозов типа «Moss», составляющих на сегодняшний день 31 % мирового флота СПГ-танкеров (совсем недавно, примерно 5 лет назад таких судов было около 41 %), — самонесущие алюминиевые резервуары сферической формы, которые крепятся к корпусу судна при помощи манжет по линии экватора резервуара. Именно суда этого типа считаются конвенциональными СПГ-танкерами. Их вместимость варьирует между 125000 и 180000 кубометров. 

Неконвенциональные суда включают газовозы типа Q (от первой буквы в названии страны, лидирующей в производстве и экспорте СПГ — Qatar), которые на сегодняшний день предлагают самую большую вместимость для перевозки СПГ — наряду с судами типа FSRU (Floating Storage and Regasification Unit). Последние используются, как следует из названия, не только для перевозки СПГ, но и для его хранения, и для регазификации. В особенности большой интерес к таким судам испытывают развивающиеся экономики. 

Многие компании также заинтересованы в появлении FPSO-судов (Floating Production, Storage and Offloading). В 2012 году на судоверфях реализовывалось три таких проекта.

На начало 2013 года мировой флот перевозчиков СПГ состоял из 362 судов всех классов, а общая вместимость этого флота равнялась 54 млн кубометров (учитывая только суда, превышающие вместимостью 18000 кубов). Отметим, что за весь 2012 год мировой флот судов этого типа вырос всего на три единицы. Что касается мирового портфолио, в нем содержались заказы на 96 судов, что составляло 16 млн кубометров новых мощностей. 

Аналитики ожидают дальнейшего роста средних размеров СПГ-танкеров, имея в виду, что средняя вместимость заказанного флота составляет примерно 162000 кубометров.  

Размеры СПГ-танкеров могут, как сказано выше, значительно варьировать. В зависимости от вместимости, те или иные классы танкеров используются на определенных маршрутах. Так, самые маленькие танкеры (до 18000 кубов) используются для каботажных перевозок. Небольшие танкеры, вместимостью от 18000 кубов до 40000 кубов главным образом эксплуатируются для перевозок из Юго-Восточной Азии на маленькие японские регазификационные терминалы. 

Самые распространенные СПГ-танкеры имеют вместимость между 125000 и 149000 кубометров. Таких мировой флот газовозов насчитывает 62 %. За последнее десятилетие, однако, строили больше всего газовозов вместимостью от 150000 до 177000 кубометров. Таких судов мировой флот СПГ-танкеров насчитывает 19 %. По всей видимости, доля подобных судов будет расти в ближайшие годы. 

Наконец, суда серии Q подразделяются на две категории — танкеры типа Q-Flex и Q-Мax (от 210000 кубов до 217000 кубов и от 261000 до 266000 кубов соответственно).

Средний возраст мирового флота СПГ-танкеров на начало 2013 года составлял приблизительно 12 лет. Эти суда относительно молоды вследствие бума заказов нового тоннажа этого типа в 2004 году. «Старичков» немного — 87 % газовозов сегодня моложе 25 лет, и только 11 % мирового флота старше 30 лет, то есть вступило в возраст, когда судовладелец продает танкер на металлолом. Впрочем, ничто не мешает эксплуатировать и 40-летний танкер. В особенности, когда краткосрочные чартерные соглашения приносят такую прибыль.

Вслед за кризисом японской атомной энергетики, вызванной катастрофой на Фукусиме, фрахтовые ставки на газовозы взлетели до небес — если речь идет о спотовых партиях японского импортного СПГ или перевозках в Южную Америку в особенности. Только во второй половине 2012 года ситуация изменилась в связи с некоторым ослаблением спроса на газ в странах Северо-Восточной Азии — Китае, Южной Корее и Японии.

В начале 2013 года средние спотовые ставки колебались на уровне 120000 USD в день, к концу первого квартала они снизились до 110000 USD в день, а, если говорить о более долгосрочных фрахтовых договорах, даже до 90000 USD в день в среднем. Впрочем, во фрахтовых договорах, заключаемых на срок от пяти лет (таких большинство), фигурирует сумма примерно в 80000 USD в день.

В 2012 году судоходные компании разместили 38 заказов на строительство конвенциональных СПГ-танкеров и 2 — на строительство FSRU. Самыми крупными игроками на этом рынке традиционно были судовладельцы, связанные с национальными нефтяными корпорациями. В 2011 и 2012 годах среди крупнейших владельцев флотов СПГ-танкеров уже можно встретить ряд независимых игроков, ставших особенно активными после катастрофы на Фукусиме. Нельзя не признать за ними здравомыслие, имея в виду падение фрахтовых ставок на сухогрузный и VLCC-тоннаж. Впрочем, отметим, что примерно половина из размещенных заказов не была обеспечена фрахтовыми договорами. Независимые судовладельцы очевидным образом надеются, что высокий спрос на СПГ-перевозки оправдает риск обзаведения избыточным тоннажем.

Порты Украины, № 08 (130) 2013

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать