Вверх

Европейские портовые итоги: роста нет, но нет и падения. Лидеры те же

05 марта 2015   Марк Шевченко

Роттердам, Антверпен и Гамбург остаются ведущими портами континента. Портовая отрасль Турции вошла в группу европейских лидеров

Европейские портовые итоги: роста нет, но нет и падения. Лидеры те же

Только в конце февраля, как обычно, появился статистический отчет Еврокомиссии, касающийся переработки грузов и пассажирского трафика в портах Евросоюза, Норвегии, Черногории и Турции в 2013 году. Забавно, но данные по Франции до сих пор полагаются Евростатом предварительными. Например, в статистику судозаходов - чуть менее 2,1 млн судозаходов в порты ЕС в 2013 году, что на 3,7% меньше, чем годом ранее - французские порты не вошли. Снизился и общий тоннаж судов, навестивших Европу, - на 1,6%. Средний тоннаж судов, заходивших в порты, составил чуть более 7000 тонн.

Почти ноль...

Объемы переработанных в европейских портах грузов несколько уменьшились в сравнении с позапрошлым годом - на 0,6% (по общему грузообороту). Слегка увеличилось количество обслуженных в портах пассажиров - на 0,5%.
В 2013 году все порты ЕС переработали приблизительно 3,7 млрд т различных грузов. Несмотря на некоторое снижение общего грузооборота, в Европе не унывали, указывая на некоторое оживление портовой деятельности в третьем и четвертом кварталах года. Зря. Общий грузооборот оказался далек от объемов, переработанных в портах ЕС-28 в удобном для сравнения 2009 году, до того, как финансовый кризис сказался на портовой деятельности объединенной Европы всерьез.

Крупнейшей портовой державой старой Европы в 2013 году ожидаемо остались Нидерланды, а три крупнейших порта континента (Роттердам, Антверпен и Гамбург) упрочили свои позиции лидеров. При этом 20 крупнейших портов Европы, по данным Евростата, переработали 38% всех морских грузов. На долю Роттердама пришлось более 9% европейского портового грузооборота. Всего Нидерландские порты переработали в 2013 году 548 млн т, и это лучший результат с 2010 года. Данная цифра составляет 14,8% от суммарного портового грузооборота ЕС-28.

Вслед за Нидерландами идут Соединенное Королевство и Италия с долями в 13,5% и 12,3% общего грузооборота стран ЕС соответственно. На четвертом месте в Европе осталась Испания, на пятом - Франция. Стоит упомянуть, что Турция, страна - кандидат в члены ЕС, переработала 379 млн т грузов, что меньше, чем в Испании, но больше, чем во Франции.

Самый быстрый рост грузооборота продемонстрировали Португалия (+15,3%), Кипр (+15%, но с относительно низкой базы), Болгария (+10,9%) и Румыния (+10,3%). Существенно упал грузооборот в портах Латвии (-7,7%) и Швеции (-6,6%).

Импортные грузопотоки составляют 60% всех переработанных в портах ЕС грузовых объемов. При этом они сократились в 2013 году на 1,2%. Значительная доля европейского импорта пришлась, как обычно, на сырую нефть и нефтепродукты. В целом в портах большинства стран ЕС разгрузка является более частым видом деятельности, чем погрузка. В частности, на Мальте и в Нидерландах до 70% грузов были в 2013 году разгружены - самый высокий процент среди всех европейских стран. По контрасту Болгария и Румыния, специализирующиеся на перегрузке сельскохозяйственной продукции, три страны Балтии (российские нефть и нефтепродукты) и Норвегия (руда, прочие насыпные, сырая нефть и нефтепродукты) скорее экспортируют (свои грузы и транзит), нежели ввозят грузы в страну.

Номенклатура: лидируют наливные грузы

Наливные грузы составили в 2013 году 38% всего грузооборота основных европейских портов. Вслед за ними - контейнеризированные и ро-ро грузы (колесная техника). Самый большой объем наливных грузов был переработан в Нидерландах (262 млн т), на втором месте - Великобритания (197 млн т), затем Италия (193 млн т). В процентном отношении наибольшая доля налива у портов Эстонии - 65%.

Нидерландские порты лидируют и по объемам переработанных насыпных грузов в 2013 году - 139 млн т. Отметим, что это меньше, чем переработала Турция - 154 млн т в позапрошлом году.

Контейнеры были доминантным типом грузов в Германии (44% всего грузооборота) и Бельгии (40%), если говорить о количестве переваленных TEU. Если же учесть объем собственно контейнеризированных грузов в тоннах, то больше всего их переработали Германия и Испания (130 млн т и 126 млн т соответственно). Самыми частыми «гостями» на датских терминалах были ро-ро грузы (27% грузооборота). Это же верно для Швеции (27%) и Ирландии (26%). Данные цифры, естественно, учитывают количество колесной техники. Впрочем, если измерять в тоннах, то есть говорить собственно о перевезенных колесной техникой грузах, то в лидерах Великобритания (95 млн т) и Италия (84 млн т).

Роттердам, Антверпен и Гамбург - впереди Европы всей

Девять из двадцати крупнейших портов Европы находятся на побережье Средиземного моря, восемь гаваней - на побережье Северного, два омывают воды Атлантики и лишь один (Констанца) находится в Черном море.
Роттердам, Антверпен и Гамбург, находящиеся на берегу Северного моря, укрепили свои позиции лидеров среди всех портов ЕС как по общему грузообороту в 2013 году, так и по количеству переваленных контейнеров.
Как было сказано выше, на Роттердам пришлось более 9% европейской морской грузопереработки. В сравнении с 2012 годом порт перевалил немногим больше грузов, увеличение лишь на 0,3%. При этом весьма значительно выросла переработка насыпных грузов - на солидные 17%, в то время как переработка остальных типов грузов упала. Что касается двух других лидеров, бельгийского Антверпена и германского Гамбурга, то здесь грузооборот в 2013 году вырос значительно - на 4,5% и 6,2% соответственно.

Среди прочих крупнейших 20 портов Евросоюза отличные результаты у Амстердама, но в его статистику с 2013 года включены показатели переработки порта-спутника Фельзена. Бесспорных успехов добились греческий Пирей (+14,2%), Турецкий Амбарли (+9,9%), итальянский Триест (+9,1%) и французский Гавр (+8,7%). Неудачниками 2013 года можно счесть турецкие порты Ботас и Альяга (-8,4% и -7,2% соответственно), Марсель (-6,8%) и германский Бремерхафен (-6,4%). Причина - потеря значительного объема налива в первых трех из упомянутых портов и заметное снижение перевалки контейнеризированных грузов в Бремерхафене.

Роттердам остался крупнейшим контейнерным портом Европы, перегрузив на своих терминалах около 11 млн TEU в позапрошлом году. Гамбург остался на втором месте по контейнерообороту, перевалив за 9 млн TEU. На третьем месте Антверпен - бельгийским портом было перегружено в 2013 году более 8 млн TEU. На 13,7% больше контейнеров, чем в 2012-м, переработал Пирей. Но подлинными рекордсменами по темпам роста стали польский Гданьск (+27,4%), Лондон (+37,5%) и португальский Синеш (+68,3%).

С кем торгуют?

Объемы морских перевозок странами Евросоюза выросли в 2013 году на 0,4% по сравнению с предыдущим годом. При этом 68% экспортных и импортных грузов были переработаны в портах, находящихся вне стран ЕС, что делает очевидным первостепенную важность морского транспорта для ЕС-28 и прочих стран Европы.

В странах, для которых характерна значительная изрезанность береговой линии и наличие многочисленных островов, таких как Греция, Италия, Дания и Норвегия, велика доля национального морского каботажа в транспортном секторе (от 17% до 30%). С другой стороны, такие страны, как Эстония, Ирландия, Латвия, Мальта, Финляндия и Швеция связаны морским транспортом, главным образом, с другими странами Евросоюза (более 60%). Неудивительно: именно в ЕС находятся их главные торговые партнеры. Третья группа стран - Болгария, Испания, Нидерланды, Румыния, Словения - связана морским транспортом в основном (примерно на 70%) со странами, не входящими в Евросоюз. Связано это с их географическим положением или «глубоководной» природой транспортной деятельности, доминирующей в их главных портах.

Аналитики выделяют восемь основных внешнеторговых грузопотоков, которыми связан Евросоюз со своими главными партнерами. Если говорить об импорте в страны ЕС, то это, разумеется, товары из Балтийского региона (из России - прежде всего, энергоносители), из Бразилии, США (Атлантическое побережье), Норвегии, а также черноморского региона России, Китая, Турции и Египта. Если же говорить об экспортных грузопотоках, то среди наиболее мощных в 2013 году это, бесспорно, товары из Европы на восточное побережье США.

С пассажирами тоже не ахти...

Общее число пассажиров, поднявшихся на борт и сошедших на причалы 28 стран Евросоюза в 2013 году, оценивается в 400 млн человек, что на полпроцента больше, чем годом ранее. Не густо, но аналитиков эти цифры радуют: появилась надежда на окончание нисходящего тренда, наблюдавшегося в последние годы.

В отличие от ситуации с грузами (напомним, 60% пришлось на разгрузку, 40% - на погрузку), между количеством поднявшихся на борт и сошедших по трапу пассажиров разница в европейских портах невелика. Связано это с тем, что основная масса морских пассажиров Европы - это пассажиры паромов, курсирующих либо между национальными паромными переправами, либо между портами ЕС. Совершенно естественно поэтому, что одни и те же пассажиры попадают в статистику дважды.

В 2013 году Италия сохранила свои позиции крупнейшего европейского перевозчика морских пассажиров и туристов. Более чем 73 млн человек было обслужено в ее портах. На втором месте осталась Греция (немногим менее 73 млн человек). Причем у Греции есть все шансы догнать лидера: в позапрошлом году падение пассажиропотока в портах Италии составило 4,6%, в то время как через греческие порты прошло такое же количество пассажиров, как и в 2012 году.

Через причалы 20 главных пассажирских портов Европы в 2013 году прошло 38% всех пассажиров, примерно столько же, сколько годом ранее. Крупнейшим пассажирским портом Евросоюза остался британский Дувр, через который в 2013 году прошло на 7,1% пассажиров больше, чем в 2012 году. Быстрее всего рос пассажиропоток в портах Кале (Франция), Пальма- де-Майорка и Санта-Круз-де-Тенерифе (Испания), в то время как итальянские порты Мессина и Реджо ди Калабрия пережили в позапрошлом году обрушение пассажиропотока.

Круизные пассажиры составляют всего лишь 3,4% от общего числа пассажиров, обслуженных в европейских портах в 2013 году. Однако эти пассажиры играют важную роль для экономического благополучия немногочисленных портов и стран, где концентрируется круизный трафик. Более 80% от общего числа пассажиров круизных лайнеров ЕС, обслуженных на причалах Евросоюза, сошли на берег или поднялись на судно в четырех странах - Италии, Испании, Великобритании и Германии.

Следует напомнить, и мы уже отмечали этот факт в нашем журнале, что некоторые порты Европы теряют существенные объемы пассажиропотока в результате ввода в эксплуатацию новых мостов и тоннелей, что приводит к прекращению работы паромных сервисов. Кроме того, не самую благоприятную конкурентную среду для морских пассажирских перевозок создают в последние годы лоу-костеры. Авиация не в состоянии конкурировать с морем, если говорить о грузовых перевозках, но успешно отбирает у судоходных компаний пассажиров.

Основной пассажирский трафик - в границах ЕС

Объем морских перевозок, обслуживающих потребности пассажиров ЕС и ближайших соседей Евросоюза, в 2013 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 2,6%, примерно до 210 млн пассажиров. Тринадцать стран Евросоюза отметили прирост пассажирских перевозок. Самым динамичным ростом может похвастаться Франция, где он составил 12,6%. Вслед за Францией - Испания и Турция (+10,4% и +9,2% соответственно). Количество морских пассажиров, перевезенных из/в главные порты лидирующих морских «пассажирских» стран Старого Света, напротив уменьшилось: в Италии - на 4,1%, в Греции - на 1,1%.

Около 58% всех пассажирских перевозок в ЕС в 2013 году было осуществлено в пределах национальных границ стран Евросоюза - между портами одной и той же страны. Совершенно естественно, что страны, которым принадлежат многочисленные населенные острова, обладают развитой сетью паромных сообщений, которые занимают существенную долю транспортного сектора соответствующих стран. Это относится как к Италии и Греции, так и к Португалии и Хорватии.

Вторую группу составляют страны, в которых значительное развитие получили паромные сервисы, соединяющие порты различных, обычно соседствующих стран Евросоюза. Среди них Бельгия, Эстония, Ирландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция и Великобритания.

Как и в прежние годы, Испания и Дания - главные страны ЕС, осуществляющие паромные перевозки с «внешним миром», то есть странами, не входящими в Европейское сообщество. Особенности географии: Испания связана паромами с Марокко, Дания - с Норвегией.

Порты Украины, № 02 (144) 2015

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать