Вверх

Газовый комплекс в Сухом лимане

01 мая 2003  

Порты Украины, № 04 (42) 2003
Валентина Колода
 

В декабре 2001 года в Ильичевском морском порту прошла торжественная церемония в связи с введением в строй 29-го причала — составной части нового специализированного терминала. Комплекс по перевалке пропан-бутана, аналогов которому еще не было на территории бывшего Союза, решено было разместить на намытой территории. Кроме причала, который может принять газовозы-десятитысячники, предстояло построить пирс для одновременной обработки двух танкеров, железнодорожную эстакаду на 30 цистерн, пять резервуаров для хранения газа (каждый по 6 тыс. кубометров), мощные компрессорную и насосную станции и т. д.

Размещение газового комплекса в Сухом лимане не было случайным. Основной инвестор — британская компания «Юнион Ойл» оценила преимущества места расположения комплекса в Ильичевском порту: есть развитая железнодорожная сеть, естественные глубины достигают 18 метров, близко находится выход из порта, что немаловажно при перевалке опасных грузов.

Перспективность нового терминала не вызывала сомнений, так как он строился под конкретный грузопоток, конкретные договоры, заключенные на поставку в Турцию пропан-бутана. В основном это был российский газ и немного украинского (соответственно 80 % и 20 % по итогам 2002 года). Главным покупателем выступала турецкая компания «Айгаз», контролирующая значительную часть газового рынка в Турции. Для осуществления перевалки было создано совместное предприятие «Айгаз Украина», где 50 % — доля турецкой компании «Айгаз» и 50 % — украинской компании «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн».

К освоению новой территории мы приступили, уже имея опыт перевалки сжиженного газа по соседству, в Ильичевском рыбном порту. Там расположились две небольшие, по 10 цистерн, эстакады, что позволяло перегружать за год до 300 тыс. тонн. Предполагалось, что через этот и новый комплексы можно будет в целом отгружать 1—1,2 млн тонн сжиженного газа в год.

Полностью современный газовый комплекс в Ильичевском морском торговом порту планируется ввести в эксплуатацию в 2005 году. Однако, учитывая, что новостройка дорогостоящая (более 30 млн долларов), мы так спланировали поэтапные работы, чтобы отсутствие отдельных объектов не помешало уже в 2002 году выйти на проектную мощность терминала.

Однако осуществить это не удалось из-за объективных трудностей, в том числе экономического кризиса в Турции и падения покупательского спроса на газ в этой стране. Если в 2001 году объемы перевалки составляли 250 тыс. тонн, то в 2002-м они упали до 100 тыс. тонн.

Тем не менее строительные работы на терминале продолжались, и в мае 2003 года в действие вошли еще одна железнодорожная эстакада для слива 30 цистерн, маневровый железнодорожный парк, который позволяет держать наготове еще один эшелон, мощное компрессорное отделение. Пирс находится в стадии строительства, а вот береговая часть, за исключением резервуаров, построена практически полностью. Это означает, что теперь мы можем одновременно сливать газ на судно сразу из 50 цистерн, стоящих на трех эстакадах. В мае было проведено несколько экспериментальных перегрузок. Результат получен блестящий. Если раньше судно грузилось минимум в течение двух суток, то сейчас — за 18 часов. Более того, есть возможность уплотнить время обработки за счет организационных мероприятий. Фактически мы в четыре раза ускорили процесс погрузки однотипных судов. Увеличив их оборачиваемость, мы фактически вышли на проектную мощность, хотя резервуары еще не строились. С вводом их в эксплуатацию мы сможем довести время погрузки 10-тысячников до 12—14 часов.

Но, к сожалению, удачный эксперимент не удается сделать повседневной практикой. Именно с мая начался резкий спад грузопотока. В июне мы отгрузили всего 4,2 тыс. тонн. Для сравнения: в январе — 16 тыс. тонн. На этот раз, на наш взгляд, одной из причин стали слухи и нездоровые разговоры вокруг терминала. Это, конечно, временное явление. Ситуация выровняется, но даже сохранение объемов прошлого года нас устраивать не может. Этот объем — всего лишь десятая часть наших возможностей.

В комплекс вложены значительные средства. Создан коллектив, который должен быть обеспечен работой и достойным заработком. Поэтому сегодня активно ищем выход из создавшегося положения. В этом вопросе мы чувствуем поддержку нашего партнера — Ильичевского морского торгового порта, с которым работаем в тесном контакте.

Поиск идет в двух направлениях. Первое — возможность переориентации комплекса на другую номенклатуру. Например, есть предложения заняться хлорвинилом (сырье для пластмассового производства), нефтеперевалкой. Но выбор грузов очень ограничен: полностью терминал перепрофилировать не удастся, слишком уж он специфичен. Поэтому предпочтение мы отдаем другому пути — решению проблем поставки газа своими силами. Речь идет о предоставлении компаниям, работающим на терминале, возможности самостоятельно заключать договоры. На наш взгляд, необходимо привлечь помимо имеющихся новых поставщиков газа и выйти на новые рынки сбыта. А необходимость в пропан-бутане достаточно велика, например, в Греции, Болгарии, Италии. Есть другие компании, работающие на ту же Турцию.
 

Валентина Колода,
генеральный директор ООО «Хим-Ойл-Транзит-Юкрейн»

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать