Вверх

Героические рейсы теплохода «Калинин»

01 мая 2009  

Длившаяся 73 дня оборона Одессы завершилась в ночь на 16 октября 1941 года. Все 73 дня обороны торговые суда под огнем противника совершали сотни рейсов в осажденную Одессу, обеспечивая нужды обороняющихся. В доставке войск и грузов в Одессу и в эвакуации приняло участие 71 транспортное судно, совершившее 378 рейсов. Бесперебойно работал порт.Суда доставляли защитникам города вооружение, боевую технику, боеприпасы, топливо, продовольствие, доставляли подкрепление.

Порты Украины, № 7 (89) 2009
Страницы истории
Олег Булович

 

Длившаяся 73 дня оборона Одессы завершилась в ночь на 16 октября 1941 года. Все 73 дня обороны торговые суда под огнем противника совершали сотни рейсов в осажденную Одессу, обеспечивая нужды обороняющихся. В доставке войск и грузов в Одессу и в эвакуации приняло участие 71 транспортное судно, совершившее 378 рейсов. Бесперебойно работал порт.
Суда доставляли защитникам города вооружение, боевую технику, боеприпасы, топливо, продовольствие, доставляли подкрепление.
За период обороны транспортные суда доставили в Одессу 63759 солдат и офицеров, 1314 лошадей, десятки тысяч тонн боеприпасов и других воинских грузов. Из Одессы были вывезены в Крым и на Кавказ 121 тысяча воинов, эвакуированы 400 тысяч гражданских лиц, вывезено 24768 тонн оборудования промышленных предприятий и 262 тысячи тонн различных грузов.
Это достигалось ценой больших жертв плавсостава, гибелью десятков судов. На перекрытие черноморских коммуникаций враг бросил авиацию. Каждый день в море сыпались градом бомбы.
Но морской фронт непобежденной Одессы держался так же стойко, как фронт сухопутный. Заградительный огонь, сочетавшийся с искусным маневрированием, позволял торговым судам в большинстве случаев избегать прямых попаданий авиабомб в открытом море. А комендоры зенитных орудий и крупнокалиберных пулеметов, установленных в начале войны на торговых судах, сбили не один десяток самолетов противника. Особенно отличились зенитные расчеты судов «Курск», «Ворошилов», «Калинин» и другие.
Вместе с боевыми кораблями в ночь на 16 октября из Одессы ушли транспортные суда «Восток», «Ж. Жорес», «В. Чапаев», «Калинин», «Армения», «Абхазия», «Москва», «Грузия», «Ураллес», «Курск», «Большевик», «Украина», ряд буксиров, судов прибрежного плавания и углеперегружатель.
Морским путем из Одессы были вывезены все войска, армейские тылы и управление Приморской Армии. Впервые в истории войны такая многочисленная армия, оснащенная техникой, скрытно от врага отошла с фронта, погрузилась на корабли, суда и без потерь была переброшена на другой участок фронта.
Вместе со всеми геройски действовал экипаж теплохода «Калинин». Судно постройки 1924 года. С 1929-го плавало в составе судов Черноморского пароходства. Его дедвейт — 6285 тонн, длина — 114,1 метра, ширина — 14,83 метра, осадка в грузу — 7,32 метра. Мощность главного двигателя — 1700 л.с. позволяла развивать скорость до 10 узлов.
В одном из первых рейсов груженный боеприпасами и боевой техникой «Калинин» шел в осажденную Одессу. Рейс проходил нормально, как вдруг на траверзе Тендры послышался возглас сигнальщика: «Тревога! Тревога! Самолеты!».
Если для борьбы с вражеской авиацией торговые суда оснащались зенитными орудиями и пулеметами, то на «Калинине» их еще не успели установить.
Зловещая тень вражеского самолета скользнула по палубе, пронеслась над мостиком и на мгновенье закрыла солнце. Раздался взрыв, и вблизи судна взметнулся столб воды. Самолеты проносились над всклоченной водой. Поднятая взрывами, она обрушивалась на палубу потоком. Одна за другой у бортов падали бомбы. «Калинин» шел зигзагами, стопорил ход, снова шел вперед. Капитан И.Ф. Иванов до боли ощущал беззащитность судна и людей, которые находились под его началом. Оставалось только одно — маневр, еще раз маневр... Экипаж четко выполнял команды. В машинном отделении механики Г. Островидов, А. Грязев, И. Ольберт, мотористы М. Средний и С. Новиков, электрик П. Кузьменко старались выжать из машины все, что она могла дать, и даже чуточку больше.
Вдруг раздался оглушительный взрыв близко разорвавшейся бомбы. Судно сделало резкий крен, и всех, кто находился в машинном отделении, отбросило в сторону. Вторая бомба также разорвалась рядом с бортом. Судно вновь вздрогнуло и накренилось. Однако повреждений не оказалось.
Повар Семенюк во время бомбежки работал на камбузе. По широкой плите разъезжали кастрюли, в шкафу звенела посуда. Когда упала вторая бомба, Семенюка отбросило от плиты.
Проклиная фашистов, которые и «обед-то не дают приготовить как следует», повар решил выйти на палубу. Как раз в этот миг немецкий летчик на бреющем полете пронесся над камбузом и нажал гашетку пулемета. Две пули попали Семенюку в грудь.
Меж тем, безрезультатно растратив весь свой боезапас, самолеты убрались восвояси. Экипаж облегченно вздохнул и продолжил свой путь в Одессу. На судно было сброшено более пятидесяти бомб. Двадцать минут длилась схватка с вражескими бомбардировщиками, но какими долгими они показались экипажу.
Уже в Одессе на судне были установлены две 45-миллиметровые пушки, два пулемета и два скорострельных автомата. Прибыла также команда комендоров, которые впоследствии много раз выручали экипаж. Да и экипаж теперь чувствовал себя увереннее.
В период десанта в районе села Григорьевка 22 сентября 1941 года у противника были захвачены среди других трофеев несколько батарей дальнобойных орудий, обстреливавших порт и город.
Пушки под восторженные возгласы жителей провезли по одесским улицам. На каждой из них мелом было написано: «Она стреляла по Одессе, больше стрелять не будет».
Эти трофейные орудия вошли в историю теплохода «Калинин». В предпоследнем рейсе из Одессы вместе с другими грузами погрузили и доставили в Севастополь эти орудия. Как и в Одессе, их провезли по улицам Севастополя.
Окончив 12 октября 1941 года выгрузку в Севастополе, экипаж получил приказ снова следовать в Одессу. С наступлением рассвета противник обнаружил судно, и экипажу пришлось вместе с конвоирующим охотником отбить несколько атак вражеских самолетов. По прибытии в порт его ждала тяжкая весть: наши войска оставляют город.
Погрузка в последний рейс не прекращалась, несмотря на то, что авиация противника систематически бомбила порт. Когда погрузка была закончена, судно отошло от причала. Тихо стояли моряки, свободные от вахты, глядя на пылающую фронтовую Одессу. Уходили, чтобы вернуться, верили, что этот радостный день наступит.
А за прошедшие месяцы войны экипаж сделал немало. Помимо других ответственных заданий, «Калинин» совершил в осажденную Одессу 6 боевых рейсов, доставив свыше 4500 бойцов, около 3 тысяч тонн боеприпасов, различную военную технику. Теплоход вывез из осажденного города 7 тысяч раненых бойцов и мирных жителей, около 15 тысяч тонн заводского оборудования, других ценных грузов.
Тяжелым и опасным был последний рейс в Севастополь. После полудня в небе показалось множество черных точек. Они быстро приближались. Это оказались «юнкерсы». Корабли охранения и транспорты открыли ураганный заградительный огонь. На «Калинине» вела огонь по противнику буквально вся палуба. Бойцы, находившиеся наверху, целились в самолеты из личного оружия, стреляли судовые зенитки и пулеметы, а также те орудия, которые были взяты в качестве груза.
Первую волну самолетов удалось отбить, но за ней последовала вторая — около 50 бомбардировщиков. Атаки следовали одна за другой, но суда шли вперед. Один за другим самолеты с черными крестами заходили в пике и проносились над судном. Стоял невероятный грохот. Судно дрожало от взрывающихся поблизости бомб. Осколки и пули остервенело долбили палубу, крошили надстройки. Один самолет зенитчикам «Калинина» удалось подбить. Оставляя за собой черный шлейф копоти и дыма, он исчез в морской пучине.
Когда караван приблизился к мысу Тарханкут, в небе появились наши истребители, завязался воздушный бой. Советские истребители сбили 16 самолетов. Кроме того, еще два самолета были уничтожены зенитчиками с других кораблей и транспортов.
Враг прозевал отход судов из Одессы и дорого заплатил за один потопленный им транспорт — пароход «Большевик».
Огненные рейсы «Калинина» продолжились. В сложнейшей обстановке в сентябре 1941 года, когда немцы были в нескольких километрах от Феодосии, экипаж «Калинина» сумел погрузить и вывезти последним рейсом из Феодосии в числе других грузов собрание картин великого русского мариниста Айвазовского. Всего было спасено и эвакуировано 1404 художественных произведений.
Судно участвовало в высадке десанта в захваченную врагом Феодосию в конце декабря 1941 года. При этом судно испытало сильнейший массированный налет вражеской авиации, в результате которого была снесена часть рулевой рубки, а борт оказался с множеством осколочных пробоин. Но люди остались целы и невредимы.
С окончанием высадки десанта налет авиации повторился. Но огонь с судна позволил уклониться от прямых попаданий.
Далее у «Калинина» были столь же опасные рейсы между портами Новороссийск и Камыш-Бурун. В апрельские дни 1942 года фашисты нещадно бомбили Новороссийск. В одну из бомбежек 21 апреля довелось попасть и «Калинину». Тяжелая бомба попала в кормовой трюм, пробив палубу, разорвалась, причинив большие разрушения. В районе кормового подзора образовалась пробоина площадью 25 кв. метров. Судно село кормой на грунт, были затоплены ахтерпик, соседние два трюма, а также машинное отделение.
Круглосуточно трудился экипаж и судоремонтники. И через 20 дней «Калинин» ушел в очередной рейс — он стал на боевую линию Поти — Туапсе.
21 октября 1942 года, когда судно находилось у причала в порту Поти, на него спикировал самолет врага. В трюм №4 попали две зажигательные бомбы. Возник пожар, который охватил весь трюм. Но благодаря самоотверженным действиям личного состава, которым руководил капитан П.Л. Безайс, принявший судно в январе 1942 года, пожар был потушен.
В Одессу теплоход «Калинин» вернулся вновь после ее освобождения в 1944 году. Затем судно совершало рейсы на линии Батуми — Поти — Одесса, из Констанцы доставляло в Одессу грузы, которые румыны вывезли из города в период временной оккупации, — станки, трамвайные рельсы, различное оборудование. А день Победы, 9 мая 1945 года, «Калинин» встретил в Одессе.
После войны еще 9 лет судно трудилось в Черноморском пароходстве, пока не пришел его час списания.
Подвиг моряков «Калинина» высоко оценен государством — многие из них награждены орденами, медалями, удостоены звания «Почетный работник морского флота».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать