Вверх

2002 год стал переломным в портовой орасли

01 февраля 2003  

Итоги и динамика финансово-хозяйственной деятельности транспортно-дорожного комплекса в 2002 году свидетельствуют о значительных позитивных изменениях в отрасли, что создает хорошие предпосылки для ее дальнейшего развития.

Итоги и динамика финансово-хозяйственной деятельности транспортно-дорожного комплекса в 2002 году свидетельствуют о значительных позитивных изменениях в отрасли, что создает хорошие предпосылки для ее дальнейшего развития.

Так, предприятия, входящие в сферу управления Минтранса, в 2002 году перевезли около 400 млн тонн грузов, что на 6 % больше, чем в 2001 году. Грузооборот за тот же период времени увеличился на 8,4 %, объем транзитных перевозок — на 20,3 % (перевезено 46,8 млн тонн грузов).
Морские торговые порты перегрузили 106,3 млн тонн различных грузов. Переработка транзитных грузов выросла на 20 %. Пассажирооборот увеличился на 3,7 %.
Предприятия дорожного хозяйства выполнили дорожные работы на сумму 1,2 млрд грн, запланированные показатели по ремонту и поддержанию дорог выполнены на 100,9 %, по строительству — на 100,1 %.

Объем производства промышленной продукции вырос на 0,4 %.

На предприятиях отрасли за год создано около 5000 новых рабочих мест.

Динамичное развитие транспортной деятельности позитивно влияет на финансово-экономическое состояние предприятий. Доходы предприятий отрасли увеличились на 1 %, в том числе от реализации транспортных услуг — на 4 %.

Значительную работу проделали предприятия для уменьшения задолженности. По итогам 2002 года дебиторская задолженность в целом уменьшена на 48 % и на 38 % сокращена кредиторская задолженность. За 2002 год предприятия транспортно-дорожного комплекса внесли в бюджет и целевые фонды 3,4 млрд грн. Это на 22,9 % больше, чем в предыдущем году.

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного штатного работника в 2002 году достигла 657,5 грн и увеличилась по сравнению с 2001 годом на 24,4 %.
Все транспортные подотрасли обеспечили позитивную динамику погашения задолженности по заработной плате. В среднем за прошлый год она сокращена на 75 %. Задолженность перед Пенсионным фондом — на 61 %.

Активизировалась работа по модернизации инфраструктуры и подвижного состава транспортно-дорожного комплекса. Реализуется утвержденная правительством Государственная программа развития транспортно-дорожного комплекса Украины на 2000—2004 годы. В соответствии с ней в прошлом году Укрзализныця ликвидировала 110 непрофильных подразделений, приватизировала 15 промышленных предприятий, работа которых не связана с основной деятельностью железных дорог, и 38 предприятий торговли, быта, общественного питания.

Проведена реструктуризация авиационных предприятий путем отделения от них аэропортов и передачи большинства из них в коммунальную собственность.
Последние 10 лет основные фонды транспортной отрасли почти не обновлялись. Больше 65 % подвижного состава работает с исчерпанным эксплуатационным сроком. Минтранс принимал меры по привлечению средств для обновления и модернизации основных фондов, в первую очередь подвижного состава. Предприятия транспортно-дорожного комплекса освоили капитальных вложений за счет всех источников финансирования на общую сумму 2847,7 млн грн, что на 0,3 % больше, чем в 2001 году.

Продолжается выполнение Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине. Капитальные вложения на ее реализацию уже превысили 2 млрд грн.

В прошлом году приложены значительные усилия для организации современного рынка транспортных услуг и повышения уровня конкурентоспособности национальной транспортной сети. Заметным достижением в решении этого вопроса стало создание системы скоростного железнодорожного сообщения. В июле 2002 года начал курсировать пассажирский экспресс Киев — Харьков. Для его постоянной эксплуатации полностью обновлена инфраструктура отделений на этом направлении, а ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» на средства железной дороги построил новые специальные вагоны. В дальнейшем скоростное пассажирское сообщение планируется ввести в направлении Днепропетровска, Львова, Одессы и других городов.

С 2002 года реализуется новая экспериментальная программа, касающаяся развития внутренних авиаперевозок. Она направлена на возвращение потенциального пассажира на самый быстрый и удобный транспорт — авиационный, а также на возобновление полнокровной работы региональных аэропортов. Проведение эксперимента способствовало росту пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях почти в 1,5 раза по сравнению с 2001 годом. Эксперимент получил позитивную оценку и в текущем году переведен на постоянную основу уже как программа развития внутренних авиаперевозок.

Проведена коррекция тарифной политики на транспорте. Подготовлен новый сборник тарифов на переработку грузов в портах Украины. Он предусматривает новую идеологию в расчетах между портами и грузовладельцами, дает возможность выровнять ценовую диспропорцию, которая сложилась на протяжении последних лет.

Для стимулирования внутренних авиаперевозок разработано и введено в действие соответствующее положение о предоставлении скидок со сборов за аэронавигационное и аэропортовское обслуживание в воздушных просторах Украины.

Вместе с тем, критически оценивая достижения, следует отметить и недостатки в деятельности отрасли. Несмотря на решения предыдущей коллегии, финансовую помощь Минтранса отдельным подотраслям, руководителям Укрморречфлота и Укравиатранса полностью погасить задолженность по выплате заработной платы в 2002 году не удалось. Самым большим должником остается ГСК «Черноморское морское пароходство» и ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины». За минувший год сократили объем перевозок авиакомпании «Авиалинии Украины», «Одесские авиалинии», «Днипроавиа», «Крым».

Отсутствует системность в работе портов. При темпах роста объемов переработки грузов в Скадовском, Феодосийском портах в среднем на 68 %, Ренийском и Белгород-Днестровском — на 40 %, такие порты, как Николаевский, Усть-Дунайский, Бердянский и Севастопольский, увеличили переработку на 10,7 %, 5,4 %, 3,4 %, 1,1% соответственно. А Херсонский морской торговый порт и специализированный морской порт Октябрьск уменьшили переработку грузов соответственно на 22,2 % и 2 %. Снизил объем выработки продукции Азовский судоремонтный завод.

В морской отрасли процветает посредничество не только при погрузочно-разгрузочных работах, но и при ремонте судов. Постоянным явлением стали «теневые» или «левые» бербоут-чартеры. В этих вопросах нам следует навести строгий порядок, и здесь мы рассчитываем на только что созданное объединение «Укрморпорт». Вместе с тем нам всем надо иметь в виду, что это объединение делает только первые шаги, и ему необходимо особое внимание Укрморречфлота и управлений Минтранса.

По итогам 2002 года почти на 162 млн грн выросли объемы общих затрат предприятий по сравнению с 2001 годом. Это требует значительного повышения уровня экономической работы, реализации таких мер, которые бы делали невозможным неэффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности.
Анализ показывает, что руководители, наделенные большими правами в управлении государственной собственностью, распоряжаются государственными средствами практически бесконтрольно. Некоторые руководители предприятий выплачивают значительные суммы штрафов, пени, не выплачивают вовремя зарплату, имеют задолженность перед бюджетом и не несут никакой ответственности за невыполнение контрактных обязательств.

Особо следует обратить внимание на выполнение условий контракта в части эффективного использования государственного имущества. В первую очередь — при его списании, передаче в аренду, заключении договоров о совместной деятельности и так далее.

Как и раньше, крайне острым остается вопрос обновления активной части фондов, и прежде всего подвижного состава. Высокий уровень износа подвижного состава, крайне малый объем инвестиций в технико-технологическую модернизацию — все это может привести отрасль к критической черте. Проблема приобретает особую остроту в связи с планами Украины вступить в Мировую организацию торговли.

Вступление Украины в МОТ требует подготовки и принятия многочисленных актов и поправок к действующему законодательству, присоединения Украины к целому ряду соглашений и договоренностей, а поэтому необходимо чрезвычайно тесное и плодотворное сотрудничество с народными депутатами и комитетами Верховной Рады. Министр уже дал ряд поручений по этому вопросу, и следует немедленно организовать их выполнение.

2003 год должен стать годом ускоренного экономического роста отрасли. Для этого нужно избавиться от всего, что мешает нам идти вперед. Необходимо максимально мобилизовать имеющиеся финансовые, экономические и людские ресурсы, чтобы в полной мере рассчитаться с долгами по заработной плате и в Пенсионный фонд. В условиях рыночной экономики неэффективная затратная и убыточная деятельность предприятий недопустима. Наличие этого свидетельствует об устарелой структуре управления.

Обязательной составной частью успешных структурных преобразований должен выступать сегодня механизм банкротства. Нам надо решительно применять процедуры банкротства по отношению к неработающим, убыточным предприятиям, хроническим должникам.
Кабинет Министров Украины разработал проект программы действий на 2003—2004 годы под девизом «Открытость, действенность, результативность», один из разделов которой — меры по улучшению транспортного обслуживания, развитию транспортной системы и дорожного хозяйства.

Министерство подготовило документ «Первоочередные меры по реализации Программы деятельности Кабинета Министров Украины», где определены приоритетные направления и конкретные действия, направленные на улучшение качества перевозок, более полное обеспечение потребностей хозяйственного комплекса и населения Украины в транспортных услугах.

И еще. Сегодня жизненно важен для транспортной отрасли, ее дальнейшей перспективы вопрос, связанный с приватизацией государственного имущества. Несмотря на наши неоднократные предложения и соответствующие обоснования, в проекте Государственной программы приватизации среди основных целей обозначена и приватизация железнодорожного комплекса. При этом никто не берется спрогнозировать, к каким последствиям для экономики и безопасности государства может привести потеря руководства этим стратегически важным комплексом.

Леонид ДУНАЕВ,
заместитель государственного секретаря Минтранса Украины

Порты Украины, № 02 (40) 2003
 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать