Вверх

Индикаторы состояния фрахтового рынка

01 июня 2003  

По состоянию на июнь 2003 года мировой флот насчитывал 90796 судов общим дедвейтом 875 млн тонн. В ближайшие годы он пополнится еще 3194 судами, уже заказанными судостроительным верфям, из которых 1869 будут поставлены в течение 2003 г. Ожидается, что достигнутый в 2002 г. пик поставок тоннажа за 20-летний период в 2003 г. будет превзойден на 15—30 %.

Индикаторы состояния фрахтового рынка

Порты Украины, № 05 (43) 2003
Валерий Войниченко

На судостроительном рынке продолжают доминировать Япония, Южная Корея и Китай. По прогнозам такое положение сохранится и в ближайшие 5 лет. При этом ожидается усиление позиций Китая, ведущие верфи которого уже сейчас загружены на 3 года вперед. А если будут реализованы планы государственной судостроительной корпорации по строительству самой крупной в мире верфи на острове Чангсинг на реке Янцзы проектной стоимостью 3 млрд USD, то к 2015 г. Китай сможет занять лидирующее положение в мировом судостроении.

Европейским верфям пока удается удерживать свои позиции только в секторе строительства пассажирских лайнеров и специализированного сухогрузного тоннажа для перевозки укрупненных грузовых единиц. Однако европейские судовладельцы, традиционно строившие подобный тоннаж на отечественных верфях, уже начинают заказывать его на дальневосточных верфях, где он обходится дешевле. Поэтому заказ на Щецинской верфи в Польше 15-го и 16-го корпусов контейнеровозов дедвейтом 41850 т (поставка 14-го судна серии ожидается в августе 2005 г.) вызвала что-то вроде шока на судостроительном рынке.

Из наиболее крупных судостроительных контрактов, заключенных летом 2003 г., следует выделить заказ компанией СМА CGM 4 контейнеровозов вместимостью 8200 TEU общей стоимостью 320 млн USD на верфи Hyundai HI, за которым последовал заказ еще 5 аналогичных судов компанией ER Schiffahrts у той же верфи. В 2004—2007 гг. будут построены 58 контейнеровозов вместимостью 8000 TEU и выше общей контейнеровместимостью 468000 TEU, что составляет 40 % всех заказанных на сегодняшний день контейнеровозов.

Рынок судов «сэконд хэнд» также не испытал на себе последствий летнего спада ни по количеству проданных судов, ни по уровню цен на подержанный тоннаж. Безусловными лидерами продаж были балкеры «панамакс» и «хэндимакс», пользующиеся повышенным спросом у покупателей, несмотря на очень высокие цены. Так, 7—8-летние «хэндимаксы» «Rubin Cygnus» и «Jasmine» были проданы по цене 15,5 и 14,4 млн USD соответственно. Даже 14-летний «панамакс» «El Flamenco» был продан за 10,5 млн USD. Это свидетельствует о том, что в условиях сильного фрахтового рынка цены на подержанный тоннаж остаются высокими и не имеют тенденции к снижению — во всяком случае, в ближайшем будущем.

В то же время если на рынке балкерного тоннажа цены на суда «сэконд хэнд» приблизились к новострою, то на танкерном рынке наблюдается не менее интересная картина, когда цены на судовой металлолом сравнялись или даже превышают стоимость подержанных танкеров возрастом свыше 20 лет. Именно по этой причине явно оживилась продажа на скрап танкерного тоннажа. В ближайшие полтора года планируется продажа на металлолом 130 танкеров «афромакс». В августе на скрап было продано второе в мире по величине судно дедвейтом 555000 т (танкер «ULCC Sea Giant»), которое будет разделано в Пакистане по цене 230 USD за LTD.

О беспрецедентно высокой цене на судовой металлолом свидетельствует продажа на скрап танкера-продуктовоза «Panagiotis D» индийской судоразделочной верфи по цене 276 USD за LTD. Дальнейшая ситуация на рынке судового металлолома будет зависеть и от динамики фрахтового рынка, и от того насколько Еврокомиссия преуспеет в убеждении ИМО ускорить процесс вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров.
 

Подготовлено Валерием ВОЙНИЧЕНКО
по материалам журнала «Fairplay»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать