Вверх

Куда текут сахарные реки

03 июня 2003   Константин Ильницкий

Порты Украины, № 05 (43) 2003

За 6 месяцев 2003 года украинские морские порты перегрузили 953,8 тыс. тонн сахара, точнее — сахара-сырца (441,4 тыс. тонн — импорт и 512,4 тыс. тонн — транзит). Почти все эти объемы за малым исключением (Ильичевск — 46,2 тыс. тонн) пришлись на Одесский порт, традиционно специализирующийся на работе с сахаром.

Можно вспомнить, что в советские времена почти весь импортный сахар, идущий через Черноморье, направлялся в Одесский порт. Его объемы доходили тогда до 1,5 млн тонн. После развала Союза грузопоток иссяк. Во-первых, российский импорт ушел на российские же порты Новороссийск и Туапсе. Во-вторых, на объемах украинского импорта сказался развал отечественного рынка сахара, связанный с резким отказом государства от гарантированных закупок и с потерей главного гарантированного внешнего рынка сбыта — в России.

В 2000 году через наши порты прошло всего 532,4 тыс. тонн сахара, из которых 323 тыс. тонн было транзитом, а 209,4 — украинским импортом. Но затем объемы транзита и импорта постепенно начали расти (см. таблицу). В 2002 году в наших портах уже было переработано 1150 тыс. тонн сахара (404,3 тыс. тонн — импорт и 745,7 тыс. тонн — транзит). В этом году одесские портовики рассчитывают приблизиться к полуторамиллионной отметке.

Рост импорта связан с тем, что начала приходить в себя сахарная промышленность страны, для которой не хватает свекловичного сырья. Так, по данным АПК-Информ, в Украине произведено сахара из сахарной свеклы урожая 2002 года 1300—1350 тыс. тонн, в то время как объем внутреннего потребления в стране приближается к 2 млн тонн. Для того чтобы компенсировать дефицит сырья уже в нынешнем году, Верховная Рада Украины дала добро на импорт тростникового сахара-сырца на льготных условиях — сначала на 200 тыс. тонн, а затем и на 360 тыс. тонн.

В последние годы Россия и Украина стали очень жестко защищать свой рынок сахара высокими таможенными пошлинами. Например, в нынешнем году для завоза сверх квоты тонны сахара-сырца в России необходимо было заплатить 200—230 евро. По льготным же квотам, которые в обеих странах реализуются на аукционах, пошлина на завоз тонны сахара-сырца составит в России 95 евро.

Но, похоже, рассчитывать в ближайшие годы на существенный рост импортных грузопотоков сахара через наши порты не приходится. А что же транзит? За 6 месяцев 2003 года через наши порты (читай — Одесский порт) прошло 745,7 тыс. тонн транзитного сахара. Две трети из этого объема приходится на российский транзит (остальное — казахский и немного молдавский).

По данным Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, производство сахара в России из местного сырья за последние десять лет снизилось почти в два раза, а его удельный вес в общем производстве упал с 70 до 22 %. Одновременно более чем в 4 раза увеличилось производство сахара из импортного тростникового сырца.

Дело в том, что белый сахар, полученный из тростникового сырья, почти в полтора раза дешевле свекловичного. Торговля его полуготовой формой — сырцом, который легко превращается в белый сахар, связана с таможенными барьерами, которые вводит на готовую продукцию большинство стран.

Общий объем производства сахара в России из свекловичного сырья в сезоне 2003/2004 годов, по оценкам экспертов министерства сельского хозяйства США, составит 1,5 млн тонн, тогда как потребности российского рынка оцениваются в более чем 6 млн тонн, сообщает Агентство промышленных новостей.

Россия является крупнейшим мировым импортером сахара-сырца. Импорт сахара-сырца с 1994 по 2000 год постоянно увеличивался. Но в самые последние годы ситуация меняется. По данным ГТК РФ, импорт сахара-сырца в Россию в 2002 году составил 4441 тыс. тонн (на 18 % меньше, чем в 2001-м).

Основные оценочные и прогнозируемые показатели американских экспертов, характеризующие состояние рынка сахара в России за пять сезонов, приведены ниже.

Производство, млн т:
1999/2000 — 1,5
2000/2001 — 1,55
2001/2002 — 1,63
2002/2003 — 1,58
2003/2004 — 1,7

Импорт, млн т:
1999/2000 — 5,17
2000/2001 — 5,65
2001/2002 — 4,85
2002/2003 — 4,5
2003/2004 — 4,4

Спрос внутреннего рынка, млн т:
1999/2000 — 6,13
2000/2001 — 6,84
2001/2002 — 7,04
2002/2003 — 6,6
2003/2004 — 6,2

Переходящие складские запасы
к окончанию сезона, млн т:

1999/2000 — 3
2000/2001 — 3,1
2001/2002 — 2,13
2002/2003 — 1,35
2003/2004 — 1,04

Агентство промышленных новостей

Значительные объемы ввозимого сахара-сырца при сокращающемся отечественном производстве и импорте сахара белого во многом были обусловлены относительной стабильностью спроса на кондитерские изделия и фруктовые консервы, а также необходимостью загрузки перерабатывающих заводов сырьем, пишет «Независимая газета». Однако возрастание объемов ввоза сахара-сырца, безусловно, препятствует развитию собственной сырьевой базы свеклосахарного производства. Именно критическое состояние российского свеклосахарного производства побудило правительство принять жесткие таможенные ограничения на импорт сырца.

Квота на импорт сахара-сырца в России на 2003 год была установлена в размере 3,95 млн тонн (в 2001—2002 годах она составляла 3,65 млн тонн). Большая часть сахара в рамках этой квоты уже завезена. Лидером здесь выступает Новороссийск, через который проходит около половины всего российского импортного сахара. Как сообщили в отделе маркетинга ОАО «НМТП», порт способен перерабатывать до 2,5 млн тонн сырца. В 2002 году через Новороссийский порт было импортировано 1904,6 тыс. тонн сахара (на 30,5 % меньше, чем в 2001-м).

Но нынче этот порт догоняют соседи: в 2002 году в Туапсе было переработано 1460 тыс. тонн сахара (на 12 % больше, чем в 2001-м). 202 тыс. тонн было ввезено через Санкт-Петербург, остальное — через Одессу и порты Балтии.

В первом полугодии 2003 года через Новороссийск было завезено 1037 тыс. тонн сахара, а через Туапсе — 660 тыс. тонн.

Грузовладельцы отмечают большую перегруженность Новороссийского морского порта — это одна из причин того, что часть российского транзита в последние годы вернулась в Одесский порт, где издавна сложились необходимые технические и другие условия для работы с сахаром.

Но на следующий год российская Комиссия по защитным мерам во внешней торговле предлагает уменьшить квоты на завоз импортного сырца до 3,4 млн тонн. Обнадеживающим фактором для наших портовиков это никак не назовешь. Тем более что в Новороссийском порту, как заявляет его руководство, совершенствуется процесс перевалки сахара.

Что касается казахского транзита, то в Казахстане наблюдается в последнее время рост импорта сахара-сырца. В 2002 году по сравнению с 1998-м поставки увеличились с 196,5 до 347,6 тыс. тонн. Основными поставщиками были Бразилия и Куба.

В Казахстане работают шесть заводов по переработке сахарной свеклы и сырца на сахар. В 2002 году здесь произведено 395 тыс. тонн сахара, в том числе из импортного сахара-сырца — 363,4 тыс. тонн.

Небольшие объемы сахара через наши порты идут транзитом на Молдавию. В прошлом году Молдавия импортировала около 15 тыс. тонн тростникового сырца из Бразилии, а всего туда было завезено, как сообщает «Деловая неделя», 80 тыс. тонн сырца и тростникового сахара из Румынии. Производство сахара в Молдавии в прошлом году достигло почти 116 тыс. тонн. По мнению молдавских специалистов, при создании благоприятных условий в этой стране производство сахара за пару лет можно значительно увеличить. Но вот куда его девать? Ведь потребление на молдавском рынке составляет всего 80 тыс. тонн, а ближайшая соседка — Украина уже в этом году отгородилась от молдавского сахара таможенными барьерами.

Потенциальным транзитным грузопотоком сахара для наших портов может стать при определенных условиях белорусский транзит.

Белоруссия импортирует до полумиллиона тонн сырца. С начала этого года условия ввоза в Белоруссию тростникового сахара-сырца заметно изменились: введена таможенная пошлина в размере 95 евро за тонну, сообщает «Белорусская деловая газета». Это сделано и для унификации условий с Россией, и для стимулирования развития производства в стране сахара из сахарной свеклы. На 2003 год предложена квота на ввоз сахара-сырца в размере 420 тыс. тонн. Эксперты не исключают, что она будет увеличена.

Как нам сообщили в «Белгоспищепроме», сырец поступает в Белоруссию в основном через Клайпеду и Санкт-Петербург.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать