Вверх

Лоцманы делятся опытом

09 мая 2003  

Порты Украины, № 04 (42) 2003

В мире из года в год нарастают объемы морских перевозок. Соответственно растет и количество судов, проходящих в прибрежных водах, каналах, проливах и на подходах к портам. В том числе и к портам стран Черноморского бассейна. В этих условиях резко повышаются требования к стандартам обеспечения безопасности мореплавания. Немалая роль в этом отводится морским лоцманам и лоцманам-операторам служб регулирования движения судов (СУДС).

В Николаеве на базе государственного предприятия «Дельта-Лоцман» состоялась черноморская региональная международная научно-практическая конференция «Подготовка и квалификация морских лоцманов и лоцманов-операторов служб регулирования движения судов». Организаторами конференции стали Минтранс и Госфлотинспекция Украины, ГП «Дельта-Лоцман», отделение Морского института Великобритании в Украине. В конференции участвовали специалисты лоцманских служб и тренажерных центров, а также руководители портовых служб Украины, России, Литвы, Болгарии, Турции, Великобритании.

Одним из главных на конференции был вопрос о влиянии человеческого фактора на безопасность мореплавания. Заместитель директора ГП «Дельта-Лоцман» Георгий Романов, выступивший с основным докладом, отметил, что 75 % аварий на море явились следствием ошибки человека. Он подчеркнул, что человек по своей природе способен на ошибки, но, чтобы их было меньше, нужно постоянно совершенствоваться в сфере своей деятельности. Прежде всего это относится к тем профессиям, которые связаны с безопасностью людей на море, — судоводителя, лоцмана и оператора СУДС. И поэтому психофизическим факторам при отборе людей на эти специальности нужно уделять повышенное внимание. Сегодня крайне важно иметь методику психофизической адаптации судоводителей и лоцманов к изменению условий плавания и установления критериев их психофизической усталости. ГП «Дельта-Лоцман» разработало методики тестирования психофизического состояния специалистов.

С тем, что психофизические и личностные факторы должны учитываться при отборе кандидатов на должность лоцмана, согласились и российские участники. Однако, как считает Виктор Ванюков, заместитель генерального директора ЗАО «Норфес» из Владивостока, первыми требованиями к кандидату должны оставаться опыт судовождения и знания, связанные с ним.

Россияне отметили недостаточный уровень нормативно-правового обеспечения лоцманской работы в своей стране, в частности, отсутствие «Положения о морских лоцманах РФ». Они рассказали об опыте подготовки лоцманов на базе сертифицированного тренажерного комплекса в Санкт-Петербурге и отметили, что в России нет системы подбора лоцманских кадров с точки зрения оценки профессиональной пригодности и компетентности.

Почетный член Морского института Великобритании Джордж Ленг считает, что портовые власти должны заключать контракты с полномочными лоцманами, где были бы записаны взаимные обязательства сторон, включая разрешение конфликтов. Многие законодательные акты, касающиеся лоцманской службы, давно устарели. Некоторым из них по 300—400 лет. Но после катастрофы у берегов Великобритании судна «Си Эмпрайз» многие из них были пересмотрены. В частности, заново разработан и принят «Кодекс морской безопасности в портах». После этой катастрофы капитан порта в Милфордхейвене был привлечен к криминальной ответственности, а в тренажерный центр в Саутгемптоне обратились администраторы портов с просьбой провести обучение лоцманов. Желающих было столько, что выделенных на это 150 тыс. долларов не хватило даже на оплату жилья.

О тренажерном центре ГП «Дельта-Лоцман» рассказывал его руководитель Евгений Гончаров. В библиотеке центра имеются сцены не только всех крупнейших портов мира и других сложных для плавания районов Мирового океана, но и портов и каналов, в которых работают украинские лоцманы. Сцены Бугско-Днепровского лиманского и Херсонского морского каналов с их четырьмя портами были представлены еще при презентации ОТЦ. Сейчас близка к завершению разработка сцен Керчь-Еникальского канала, а также других украинских портов. Гордостью центра является мостик — точная копия реального капитанского мостика. Сектор визуального обзора на нем составляет 225 %. Есть и три судовых мостика меньших размеров с сектором обзора 90 %. Это позволяет создавать сценарии учебных упражнений с четырьмя «активными» судами и максимально приблизить тренировки к реальным условиям плавания.

Об опыте учебной и тренажерной подготовки плавсостава в Украинском Дунайском пароходстве рассказал на конференции Л. Герганов. Своими мыслями о тренажерных технологиях поделился В. Бондаренко, представитель ООО «Транзас-Украина». О взаимоотношениях лоцмана и капитана говорил Л. Козырь из Одесской национальной морской академии. Об автоматизированной системе тестирования для подбора и обучения лоцманских кадров рассказал И. Стариков из Николаевского государственного университета. Проблему омоложения лоцманских кадров затронул В. Кандыба из морского торгового порта Южный.

В резолюции, принятой участниками конференции, была подтверждена необходимость дальнейшего совершенствования документов Международной морской организации, касающихся обеспечения безопасности на море.

На всех зарубежных участников международной конференции лоцманов большое впечатление произвел тренажерный центр ГП «Дельта-Лоцман». Тот же Джордж Ленг отметил, что таких уникальных разработок и тренажеров, как в Николаеве, в их тренажерном центре в Саутгемптоне нет.

Соб. инф.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать