Вверх

Молодость древней гавани

01 мая 2009  

Порты Украины, № 04 (106) 2011
Олег Манитенко
Юбилеи

 

В 2011 году ГП «Белгород-Днестровский морской торговый порт» отмечает свой 40-летний юбилей

Юбилей порта — это большой праздник для всего города, всего нашего коллектива и ветеранов-портовиков. В такие дни мы вспоминаем свою историю, достижения, людей, которые внесли весомый вклад в развитие порта. Юбилей — это также и новая точка отсчета на пути нашего дальнейшего развития и определение дальнейших перспектив.


Белгород-Днестровский — один из древнейших городов Украины. Еще в V в. до н. э. здесь было основано греческое поселение Тирас, через который велась оживленная морская торговля. На протяжении двух с половиной тысячелетий это было основным занятием горожан. Позднее город захватили славянские племена. Они назвали его Белым городом. Короткое время городом владели генуэзцы, заложившие тут крепость Аккерман, которая была значительно расширена турками. Турция владела городом с 1497-го по 1812 год, а после поражения в русско- турецкой войне была вынуждена отдать его Российской империи.


К началу девятнадцатого века грузооборот портовых причалов Аккермана составлял ежегодно около 10 миллионов пудов груза. По Днестровскому лиману ходили груженые баржи и парусные суда. Между Аккерманом и Одессой курсировали пассажирские пароходы.


В 1966 году 25 мая был открыт портовый пункт Белгород-Днестровский Ильичевского морского порта. Через три года портовый пункт Бугаз Ильичевского морского порта был реорганизован в Бугазский морской порт, а портовый пункт Белгород-Днестровский перешел в подчинение Бугазскому морскому порту.


14 апреля 1970 года в порт Бугаз, начальником которого был Дмитрий Иванович Николенко, пришло пер


вое иностранное судно — теплоход «Камчия».


В июле 1970 года началась реконструкция портового пункта Белгород- Днестровский, были забиты первые сваи для причалов порта. В январе 1971 года по приказу министра Морского Флота портовый пункт Белгород-Днестровский был реорганизован в морской торговый порт. Начальником Белгород- Днестровского порта был назначен Виктор Кондратьевич Бараненко.


28 марта 1971 года в Белгород- Днестровский порт зашло первое иностранное судно — сухогруз «Ропотамо», доставивший из Болгарии овощные консервы. Этим событием ознаменовалось завершение работ первой очереди реконструкции порта.


В основном в порту обслуживался малотоннажный флот, что значительно разгрузило крупные порты — Одессу и Ильичевск.


В 1986 году начальником Белгород- Днестровского морского торгового порта был назначен Валерий Михайлович Васильченко. Он был бессменным начальником двадцать один год — почти целую эпоху. Только в 2007 году в порту произошла смена начальника. Им назначается Александр Сергеевич Соборов, который работал на этом посту до 2009 года.


Сегодня Белгород-Днестровский морской торговый порт — это современное предприятие, ставящее перед собой масштабные задачи. Для их решения в порту имеется все необходимое: значительные оборудованные площади, солидный парк специализированной перегрузочной техники. Но главное — это коллектив. Трепетное отношение к делу, сплоченность, чуткость, терпение и отзывчивость — все это присуще нашим работникам. С таким коллективом можно легко пережить трудные времена и успешно развиваться.


Сегодня порт в основном специализируется на лесных грузах. Перспективным для нас является перевалка зерновых и других пищевых грузов, которыми так славится Бессарабский край.


Белгород-Днестровский порт выгодно отличается от многих других портов страны наличием свободных площадей. Это в дальнейшем позволит создать новые мощные комплексы и реализовать ряд перспективных проектов.


В среднем порт за год перерабатывает около 1 млн тонн грузов. В 2010 году грузопереработка порта была одна из наиболее высоких за все годы его существования, а финансовые показатели были просто рекордными. В марте 2011 года был установлен рекорд месячного объема грузопереработки экспортно-импортных грузов.


В порту успешно реализуются проекты, представленные в программе развития предприятия до 2015 года. Строятся новые склады открытого хранения, планируется строительство железнодорожной ветки к границе девятого-десятого причалов. В тылу 10-го причала будет возведен комплекс по переработке генеральных грузов. Ведется интенсивная работа по переоснащению средств малой и большой механизации. Одним из важнейших пунктов в программе развития является поддержание существующих глубин на подходных каналах, а со временем доведение их до проектных — 6,75 м, с шириной 85 м.


Однако есть у нас и масштабные долгосрочные проекты, реализация которых невозможна без помощи государства. Это:


1.Строительство второго железнодорожного входа в порт со станции Шабо, что в перспективе позволит построить второй грузовой район.


2.Замена конструкции подъемного моста, который сегодня ограничивает проход судна, с высшей точкой не более чем 28,5 м от ватерлинии.


3.Строительство моста через Днестровский лиман, как часть автомобильной магистрали Одесса—Рени в рамках международного транспортного коридора «Критский № 9».


Эти проекты в программе стратегического партнерства региона Приднестровье—Придунавье и ЕС указаны как особо перспективные. Поэтому мы верим в то, что они будут реализованы.


Представляем таблицу перевалки грузов в Белгород-Днестровском порту за все годы его существования. До 2000 года в порту, в основном, перерабатывались каботажные грузы (песок). В последние годы порт преимущественно переваливает экспортно-импортные грузы. Пик по объемам перевалки пришелся на 2006 — 2007 годы, когда в стране был строительный бум. В 2010, посткризисном году, порт сумел выйти на высокие показатели.


Олег МАНИТЕНКО,
начальник Белгород- Днестровского МТП

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать