Вверх

Морские маршруты сжиженного газа

01 июня 2003  

Европейские страны все активнее переводят автомобильный транспорт на сжиженный газ (смесь пропана и бутана). Относительно низкая стоимость, а главное, экологическая- безопасность и безвредность делают его сегодня основным альтернативным топливом.

Наибольшую заинтересованность в переводе автомобильного транспорта на газ проявляют страны черноморского и средиземноморского бассейнов — Турция, Италия, Кипр и другие. Значительно выросло потребление сжиженного газа в центральноевропейских странах. В Польше, Болгарии и Румынии сегодня даже ощущается некоторый его дефицит. Стремительно развивается рынок сжиженного газа в Японии, Корее и Китае. Потребность в нем огромная.

На последней мировой конференции по сжиженному газу в Бангкоке, участником которой была и наша компания «Гермес и Ко», основное внимание уделялось проблемам обеспечения этим сырьем стран Юго-Восточной Азии. Понятно, что единственно возможный транспорт для поставки газа в этот регион — морской. А поставщиками, кроме США и Алжира, сегодня вполне могут выступать российские, украинские и казахские производители через крупных мировых трейдеров.

В Украине основной экспортный поток направлен на Польшу, и лишь незначительная часть продукции украинских нефтеперерабатывающих заводов направляется в порты для перегрузки и отправки в страны-импортеры морским путем. Это происходит не оттого, что польский рынок самый удобный. Напротив, он очень капризен и ненадежен. Чего стоят только 20—30-дневные простои сотен вагонов на «закрытых» польских пограничных переходах! Почему же украинские трейдеры упорно везут газ в Польшу? А куда еще, если нет отработанного механизма перевалки газа на морские суда? Как экспортировать его, например, на Кипр, в страну, где умное правительство закрыло последний нефтеперерабатывающий завод, дабы не уничтожать уникальную природу своей страны, живущей исключительно туризмом?

Сегодня украинские порты в состоянии переваливать все — нефть, металлолом, зерно. Сжиженный газ, конечно, не исключение. Но сколько же газа можно перегрузить за год на всех существующих сегодня перевалочных пунктах черноморского побережья Украины? Ильичевск — 150—250 тыс. тонн, Одесса — 180—200 тыс. тонн, Рени — до 160 тыс. тонн. Значит, всего максимум 600 тыс. тонн в год. Между тем сегодня одна Турция импортирует 3,5—4 млн тонн газа в год. Вспомните: ведь даже на карте Украины виден северный турецкий берег. Транспортное плечо довольно короткое, и доставка будет обходиться сравнительно недорого. Можно не сомневаться: сколько бы газа им ни предложили в Украине, столько бы они его и купили. А сегодня почти весь газ турки вынуждены ввозить из Алжира.

Так вот, когда у нас в компании проанализировали ситуацию, родилась идея построить в Керченском морском рыбном порту терминал для хранения и перевалки газа. Первую очередь терминала достроили в начале 2003 года, и мы стали успешно переваливать украинский и российский газ. Проектная мощность терминала — примерно 240 тыс. тонн в год. Но, к сожалению, сегодня мы вынуждены работать не на полную мощность из-за того, что основные трейдеры проявляют экспортную активность ближе к середине осени. Это связано с ростом потребления газа в странах-импортерах и, естественно, с повышением цен на мировых биржах в осенне-зимний период. При этом в России и Украине цены на сжиженный газ, как правило, падают.

Сегодня мы уже приступили к подготовке строительства двух подземных хранилищ объемом по 8000 м3 каждое. Оснастим терминал автоматизированной системой управления по последнему слову техники, он будет полностью взрыво-, пожаро- и экологически безопасен.

Этот терминал позволит нам максимально уменьшить стоимость перевалки газа, увеличить скорость погрузки судов, работать, четко придерживаясь графика прихода судов и не задерживая железнодорожные цистерны, ну и, наконец, производить смесь с содержанием пропана и бутана в необходимых заказчику пропорциях. Надеемся заметно увеличить возможности фирм-экспортеров украинского, российского и казахского сжиженного газа. Не останется внакладе и государство. Помимо прямого дохода в виде налога на средства, получаемые за перевалку, государственная казна получит существенное пополнение и от транзита газа через территорию Украины. К тому же на терминале будут созданы новые рабочие места. В результате выиграют все — государство, город, порт, производители, ну и трейдеры, конечно.

Мы уверены, что сумеем в короткий срок выйти на полную проектную мощность. Всегда рады доброму, выгодному и плодотворному сотрудничеству с экспортерами сжиженного газа.

Владимир Карпушкин, генеральный директор производственно-коммерческой фирмы «Гермес и Ко»

Порты Украины, №5 (43) 2003

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать