Вверх

Морские порты: стратегия «перевооружения»

01 февраля 2003  

Портальные краны — основное перегрузочное оборудование в морских портах Минтранса Украины. Техническое состояние подавляющего большинства из них оптимизма не вызывает. Средний возраст портальных в Ильичевском порту — 33 года, а есть порты, где ситуация гораздо хуже.

Морские порты: стратегия «перевооружения»

Портальные краны — основное перегрузочное оборудование в морских портах Минтранса Украины. Техническое состояние подавляющего большинства из них оптимизма не вызывает. Средний возраст портальных в Ильичевском порту — 33 года, а есть порты, где ситуация гораздо хуже.

В советский период украинские предприятия почти не производили портальные краны. Современные машины зарубежного производства очень дороги, а с учетом действующей в стране системы НДС и 30-процентной таможенной пошлины приобретение новых кранов затруднено. Поэтому перевооружение портов происходит в основном за счет «перераспределения» бывших в употреблении кранов между портами. И от того, будет ли в Украине создан свой портальный кран, во многом зависит будущее наших портов. В решении этой проблемы наметилось несколько направлений.

Первое определилось еще в середине 90-х. Инициативная группа разработала технические требования к новой машине и провела большую работу по организации международного тендера на выбор базовой модели крана для украинского предприятия-производителя. К сожалению, этот процесс растянулся на несколько лет, и только в 2000 году базовой моделью крана был определен ПК «Сокол» (компания «Кранбау-Киров», Германия). Производить его будет Новокраматорский машиностроительный завод.

В 2002 году ЗАО «Южмормонтаж» выразил готовность финансировать создание головного образца крана. На новом кране предусмотрены увеличение вылета стрелы до 34 м, установка частотного регулирования скоростей с рекуперацией электроэнергии, что обеспечит на каждом кране до 30 % экономии электроэнергии.
Инициатором второго направления работ по созданию украинского портального крана стал Мариупольский порт. В 1995 году на «Азовмаше» разработали проект портального крана «Азовец» модели КПП16-36-10,5, оснащенного тиристорной системой управления электроприводами крановых механизмов, изготовленных и поставленных финским концерном «Конекрейнс Интернешнл». Из-за ряда конструктивных недоработок кран был сдан в эксплуатацию только в январе 2001-го и в течение первого года из-за аварий и поломок простоял около 5 месяцев.

Третье направление также связано с Мариупольским портом, разработавшим условия с учетом технологии и номенклатуры перерабатываемых грузов. По этим условиям украинская компания «Конекрейнс Украина» разработала проект современного портального крана грузоподъемностью 40 т в крюковом режиме на вылете 10—34 м. Металлоконструкция крана изготовлена на «Азовмаше», а узлы, механизмы и электрооборудование с прогрессивной частотной системой — «Конекрейнс Интернешнл». Кран производит позитивное впечатление, в конструкциях ряда узлов и механизмов применены простые и оригинальные решения. Обращает на себя внимание система компьютерной диагностики, высокий уровень комфорта в кабине крановщика и электропомещении.

Еще одна новая модель крана («Марк-45») разработана фирмой «Конекрейнс Украина». Его металлоконструкция изготовлена на Запорожском заводе тяжелого краностроения. Сейчас идет его монтаж в Мариупольском порту.

Четвертое направление создания отечественного крана — сотрудничество «Азовмаша» с германской компанией «Ноелл», входящей в состав итальянской группы «Фантуцци-Реджиане». По заказу российского порта Темрюк на «Азовмаше» изготовляют металлоконструкции двух портальных кранов, а механизмы, электрооборудование и система управления электроприводами крановых механизмов будут поставлены «Ноелл». Грузоподъемность крана в крюковом режиме при вылете стрелы 34 м — 40 т; в грейферном режиме при вылете стрелы 8—34 м — 16 т; при работе с электромагнитами на вылете 8—34 м — 30 т (включая массу траверсы с электромагнитами).

Также интересны работы российского предприятия «Подъемтрансмаш». Россияне разработали 6 проектов портальных кранов, с параметрами и техническими характеристиками соответствующими данным известных портальных кранов типа «Альбатрос», «Сокол» и «Кондор». Особый интерес представляет разработка портального крана грузоподъемностью 32 т на вылете 8—32 м с оригинальной компоновкой подвижного противовеса. Узлы и агрегаты головного образца поставлены в Новороссийский морской порт, идет монтаж, но о рабочих качествах машины говорить еще рано.

Все эти проекты предусматривают установку на кранах прогрессивных систем управления — тиристорных и частотных. Солидная стоимость таких систем окупается высокой экономичностью за счет снижения расхода электроэнергии — до 30% .

Все работы направлены на создание кранов грузоподъемностью 16—40 т, предназначенных для обработки крупнотоннажных судов на глубоководных причалах портов. Таких портов в Украине всего 6—7. Разработка же кранов средней и малой грузоподъемности не проводится, а в них нуждаются не менее 12—14 морских, а также речные и рыбные порты.

Предлагаемые украинскими предприятиями разработки заслуживают внимания, так как их продукция может стать оптимальной по стоимости и более благоприятным условиям обеспечения сменно-запасными частями. Тем более, что в Украине наметилась определенная конкуренция среди заводов. Кстати, не сказал еще своего слова мощный производитель плавучих кранов — Севастопольский морской завод.

Еще один путь поддержания портальных кранов в надлежащем техническом состоянии — их модернизация. В нее входит замена релейно-контакторных систем управления электроприводами крановых механизмов на частотную с заменой электроприводов, механизмов, установкой более совершенных приборов безопасности и контроля. Проведение таких работ обеспечивает продление срока эксплуатации кранов на 10—12 лет. Стоимость модернизации составляет около 25 % стоимости нового крана. Эти работы выполняют «Южмормонтаж», «Конекрейнс Украина», «Конекрейнс Интернешнл», «Ноелл Реджиане Украина», «Кранбау Эберсвальде», «Эльпро АГ».

Какой парк портальных кранов у нас должен быть? Существует несколько точек зрения. Одна из них предполагает широкое использование мобильных портовых кранов (МПК). Как известно, эти сравнительно новые для украинских портов машины завоевали популярность в портах России, Балтии. В Украине Одесский порт имеет 3, порт Южный — 2 крана. Действительно, МПК по сравнению с традиционными портальными кранами имеют ряд преимуществ, но делать ставку только на их использование в наших портах нельзя. Установка МПК в рабочее положение на причалах перекрывает существующие железнодорожные пути, т. е. делает невозможной работу по «прямому варианту» и другим традиционным технологическим схемам. Для перемещения МПК необходимы значительные площади, что снижает эффективность использования складской зоны. Кроме того, пока нет четкой методики определения нагрузок на причал от МПК, что делает сомнительным их применение на многих существующих причалах.

Еще одно направление развития парка портальных кранов — применение так называемых мобильных портовых кранов на портале. Сегодня краны компаний «Готтвальд» и «Либхерр» предусматривают установку верхнего строения стандартного МПК на портал традиционного типа, однако они также снабжены сменными пневмоколесными тележками. Схема портала обеспечивает и применение крана на обычных рельсовых подкрановых путях, и перевод его в любую другую оперативную зону порта на пневмоколесных тележках. Такой кран работает в порту Туапсе. Если опыт эксплуатации подтвердит ожидаемые результаты, его можно рекомендовать к применению в портах Украины.

Виктор КОШЕЛЕВ,
заместитель председателя комитета по технологии и механизации
ассоциации «Укрпорт», начальник отдела механизации Ильичевского МТП

Порты Украины, № 02 (40) 2003

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать