Вверх

Налогообложение моряков

01 мая 2009  

Налоговая реформа — одна из немногих социально значимых, которая была проведена в Украине в 2011 году. Налоговый кодекс Украины (НК), эта священная книга налоговиков, был принят 2 декабря 2010 года. Вот уже год, как он действует, так что можно подвести некоторые итоги. Здесь мы рассмотрим порядок налогообложения моряков.

Порты Украины, № 01 (113) 2012
Крюинг
Николай Мельников

 

Налоговая реформа — одна из немногих социально значимых, которая была проведена в Украине в 2011 году. Налоговый кодекс Украины (НК), эта священная книга налоговиков, был принят 2 декабря 2010 года. Вот уже год, как он действует, так что можно подвести некоторые итоги. Здесь мы рассмотрим порядок налогообложения моряков.
Главная проблема наших моряков состоит в том, что у независимой Украины нет значительного флота. Вот такой парадокс — флота нет, а моряки есть, причем в большом количестве, по разным данным — от 40 до 100 тыс. и более человек. Этот парадокс решается очень просто. Наши моряки ходят на судах под чужими флагами. Перестают ли они от этого быть «нашими»? Заглянем в Налоговый кодекс. Там мы находим правила определения лица в качестве налогового резидента Украины. Эти правила достаточно сложны, так что они дают, как говорится, «множество лазеек», но суть состоит в том, что в простом случае гражданин Украины будет признан налоговым резидентом. Таким образом, независимо от того, является ли моряк работником портофлота или трудится на судне под флагом какого- либо другого государства, если у него нет каких-либо особенностей правового статуса, например, семьи, которая проживает в другом государстве, то моряк—гражданин Украины считается резидентом Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Каковы же эти последствия? А именно: правовые последствия получения дохода из иностранного источника. Для того, чтобы определиться в этом отношении, заглянем в подп. 170.11.1 Налогового кодекса. Все иностранные доходы моряк должен задекларировать и уплатить с них налог. Вернее, два налога: один — в Украине, а другой — в государстве, под флагом которого он ходит. Вы скажете: несправедливо! Действительно, на этот счет в кодексе есть следующая норма: для получения права на зачет налогов, уплаченных в другой стране, налогоплательщик должен получить в стране, где был получен доход, от компетентного органа соответствующую справку и легализовать ее таким образом, чтобы налоговики в Украине могли уменьшить украинские налоги на сумму налогов, уплаченных в другой стране (п. 5 ст. 13 НК).
Значит, моряк должен знать, с какими странами у нас имеется договор об избегании двойного налогообложения, запросить справку, легализовать ее и попросить налоговика, чтобы он учел это обстоятельство. По роду своей деятельности мы много времени и внимания уделяем вопросам, связанным с международным налогообложением, так что приходится общаться с иностранными контрагентами. Это общение подводит нас к выводу о том, что практически провести все эти операции наши моряки не могут. С другой стороны, и не очень-то стремятся, хотя интерес к этому предмету проявляют очень живой. Моряки считают: раз они инвестируют экономику Украины теми средствами, которые зарабатывают за границей, то это приносит гораздо больше пользы, чем те суммы, которые они уплатят в наш бездонный бюджет в качестве налогов и сборов.
Со своей стороны, мы считаем, что это так и есть. Кроме того, нужно каким-то образом выделить правовой статус моряков — граждан Украины, которые работают на судах под иностранными флагами, как это сделано в других государствах. Наши контрагенты и коллеги — это Эдуард Кузнецов из Латвии (Marine Legal Bureau), Андрей Космачевский и Андрей Супруненко из России (юридическая фирма «Ремеди»), Артур Эберг («Эберг, Степанов и партнеры») также из России, Кшиштоф Ковальчик из Польши (BSJP Brockhuis Jurczak Prusak Sp. k.) и другие рассказали о том, как решаются проблемы налогообложения моряков в их странах.
Например: в Латвии моряки- резиденты, независимо от того, под какими флагами они ходят, должны уплачивать подоходный налог по фиксированной ставке — 25 %. Причем командный состав (офицеры) судна уплачивают эти 25 % с 2,5 минимальных ставок заработной платы, то есть 125 латов в месяц, а команда — с 1,5 минимальных зарплат, что составляет в настоящее время 75 латов, независимо от фактического заработка. Не будем уже упоминать о том, что в Латвии в настоящий момент минимальная зарплата — 200 латов, что составляет более 280 евро. Простота и прозрачность такого порядка делает его наиболее удобным и лучшим во многих отношениях среди всех стран Европейского Союза.
Не стоит думать, что законодатель в Латвии сам пошел на это. Такой порядок был принят в 2009 году Сеймом в результате активной деятельности Ассоциации крюинговых компаний, Союза капитанов Латвии и других общественных организаций, которые добивались от правительства и Сейма удовлетворения своих требований.
В соседней Литве не было столь мощного лобби, так что моряки-подфлажники там платят подоходный налог по ставке 15 % со всех заработанных сумм, как и украинские моряки. Такой же примерно порядок налогообложения моряков-резидентов Польши, которые ходят на судах под иностранными флагами, работая в иностранных судоходных компаниях.
В Российской Федерации 7 ноября 2011 года был принят закон, вступивший в силу с 1 января 2012 года, которым созданы благоприятные условия для членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Правда, на правовом статусе моряков положения этого закона отражаются косвенно, поскольку непосредственным предметом регулирования являются страховые взносы в Пенсионный и другие социальные фонды, которые уплачиваются лицами, производящими выплаты вознаграждений членам экипажей за исполнение трудовых обязанностей. Ставки таких взносов стали равны нулю. Вообще-то правила налогообложения российских моряков в России немногим отличаются от украинских правил.
Возвращаясь к нашим порядкам, стоит отметить, что для законодателя было бы гораздо больше пространства для маневра в отношении налогообложения доходов моряков, если бы в Украине был введен второй судовой реестр подобно тому, как это сделано в Российской Федерации и в ряде других европейских странах.
А каков порядок налогообложения моряков в стране, которая была законодателем морских порядков в течение столетий, — в Великобритании? Доходы моряка облагаются в Соединенном Королевстве, в первую очередь, в зависимости от того, проживает ли он на территории страны или нет. Сперва устанавливается его отсутствие на территории Великобритании на протяжении календарного года. Работал ли он, был ли безработным или находился в отпуске, то есть причина отсутствия значения не имеет. Противный случай означает присутствие моряка на протяжении отчетного года в течение 183 дней или более на территории страны или возвращение в отчетный период на территорию Соединенного Королевства. Чтобы исходить из этого, последнего, случая (ситуации), нужно произвести простой подсчет: количество дней, проведенных на территории страны, сравнивается с количеством дней в отчетном периоде, деленном на 2. Если эти суммы равны или вторая меньше, то принимается во внимание последний случай.
Затем устанавливается, совершил ли моряк хотя бы один рейс или часть рейса в иностранный порт в отчетном году. Это значит, что судно с моряком на борту хотя бы раз вошло в порт или вышло из порта. Наконец, требуется, чтобы работа совершалась в качестве члена экипажа на борту судна. Иначе, как же можно назвать его моряком, не так ли? В этом отношении ключевым понятием является понятие «судно».
Мы много писали об этом понятии. Выясняется — не зря. Дело в том, что оно никак не определяется в налоговом праве. С точки зрения суда, таким образом, оно имеет оценочный характер. С одной стороны, это понятие иногда не вызывает сомнений на практике. Это значит, что некоторые плавучие сооружения вполне интуитивно можно считать судами без какого-либо сомнения. С другой стороны, имеются сооружения, которые с большой вероятностью не будут признаны судном, например, стационарная морская платформа для добычи нефти или газа. К тому же имеется некоторая «сумеречная зона», в которой плавучее сооружение может быть признано судном, а может быть и не признано в зависимости от обстоятельств. Например, специальные лодки береговой охраны.
Только при наличии всех позитивных ответов на означенные вопросы возникает отношение по поводу налогообложения доходов моряка.
Что касается Украины, нам представляется, что главное — это отношение государства к своим гражданам — украинским морякам. Они должны почувствовать, что наше государство обращает на них свое внимание не только для взимания налогов. Когда моряк почувствует заботу со стороны государства, в том числе заботу о защите его честных доходов, он вряд ли станет искать всевозможные пути уклонения от уплаты налогов.

Николай МЕЛЬНИКОВ,
партнер Международной юридической службы
Владимир ЛЕБЕДЕВ,
эксперт-консультант


 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать