Вверх

Нефть: авансы и реалии

02 апреля 2003   Валентина Михайлова

Порты Украины, № 03 (41) 2003

Нефть — один из главных движителей политики. Но это совсем не значит, что политических усилий достаточно, чтобы нефтяные реки побежали туда, куда политикам хочется. Делать политику на нефти, которая, как и любой транзитный груз, ищет пути с наименьшей транспортной составляющей, — это умение государства получать прибыль здесь и сейчас.

В этом смысле высокая оценка проекта транспортировки каспийской нефти в Европу по маршруту Одесса — Броды и далее через планируемый нефтепровод Броды — Гданьск, сделанная Еврокомиссией в конце мая 2003 года, является солидным политическим авансом. Но насколько существенным будет финансовый результат предложенного маршрута, мы узнаем не раньше 2005 года. Этот срок называют те, от кого, собственно, зависит согласие поставлять каспийскую нефть в Европу по предложенному Украиной пути. К тому времени основная нефть пойдет по трубе Баку — Джейхан в Турцию, в полную силу заработает трубопровод КТК (Тенгиз — Новороссийск), расширятся, как обещают, возможности трубопроводов Баку — Новороссийск, Баку — Супса, прояснится ситуация с загрузкой Босфора и станет ясно, достанется ли что-то новому украинскому нефтепроводу.

А пока комплекс Одесса — Броды должен работать и окупать себя. Надо отдать должное его создателям. Проект создавался не под конкретный нефтепоток. Были предусмотрены максимально возможные варианты загрузки, вплоть до поставки нефти на все нефтеперерабатывающие заводы страны. Поэтому маршрут, предложенный россиянами, — качать нефть через Белоруссию в нефтепровод Броды — Одесса и далее отправлять ее танкерами через Босфор, может, и выглядит как вызов маршруту, одобренному Еврокомиссией, но как временный вариант позволит использовать новостройку более эффективно. Тем более что сегодня альтернативы российскому нефтяному транзиту в Украине нет.

Неблагоприятные факторы — передел иракской нефти и намерения Европы сокращать потребление нефти и нефтепродуктов с высоким содержанием серы — вынуждают российские компании наращивать объемы экспорта в невероятном темпе и по невероятным маршрутам.

Сегодня нефтетерминал «Пивденный» посажен с Одесским портом на одну трубу Кременчуг — Одесса. Есть «окно» у одесситов — нефть качают на «Пивденный». Роль портового диспетчера выполняет хозяин терминала — ОАО «Укртранснафта», расположенное в Киеве.

Сверхсовременный терминал, который может за два дня накопить судовую партию для стотысячника, собирает нефть по каплям, хорошо если неделю. Здесь очень высокая интенсивность погрузки (при соответствующих возможностях танкера) — 12 тыс. тонн в час. Танкер дедвейтом 100 тыс. тонн обрабатывается за 11 часов. Для сравнения: в Одесском порту интенсивность составляет 2,5—3 тыс. тонн.

К слову, «Пивденный» первым в Украине начал принимать танкеры дедвейтом 150 тыс. тонн. Полностью загружать не позволяют глубины, но 105 тыс. тонн на борту — уже дополнительный доход для фрахтователя. В целом терминал рассчитан на перевалку 14 млн тонн нефти в год.

Возможно, условия, предложенные новым комплексом, в какой-то мере подорвали грузовую базу Одесского порта. В первом квартале там сработали чуть хуже, чем за аналогичный период прошлого года: 93 %, или 3,5 млн тонн сырой нефти. «Пивденный» перегрузил за три месяца 560 тыс. тонн.

— Наш терминал, — говорит начальник терминала «Пивденный» Борис Викторович Бирюков, — не строился как альтернатива Одесской нефтегавани. Поэтому в первую очередь осуществляются сделки, заключенные Одесским портом. Но для того чтобы увеличить объемы нефти, планируется на трубе Снигиревка — Одесса поставить еще одну подкачивающую станцию. Тогда наш терминал по такой схеме сможет перегружать 4—6 млн тонн в год.

Продолжает наращивать объемы Феодосийский морской торговый порт. На протяжении 2003 года рост нефтеперевалки составляет более 70 % к уровню прошлого года. За 5 месяцев погружено на танкеры 4464 тыс. тонн нефти. За аналогичный период прошлого года — 2587 тыс. тонн. Во многом тут заслуга руководства и Феодосийского морского порта, и Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, которое смогло спрогнозировать рост и своевременно подготовить техническую базу для перевалки значительных объемов транзитной нефти. Создание привлекательных маршрутов для транспортировки транзита и есть политическая дальновидность, государственный подход.

На 16 июня 2003 года объемы рейдовой перевалки в российском порту Кавказ составили почти 420 тыс. тонн нефтепродуктов. За аналогичный период прошлого года было перегружено 253 тыс. тонн. И все же начальник морской администрации портов Темрюк и Кавказ Валерий Васильевич Сазонов критически оценивает работу порта Кавказ. Могут и должны, считает он, грузить еще больше. В основном этим маршрутом идет нефть компании «Юкос», которая постоянно наращивает объемы добычи. Кроме того, в нынешнем году прекратилась рейдовая перевалка нефти в украинском порту Керчь, и этот дополнительный объем груза вернулся опять в Россию. Вернулся не потому, что в порту Кавказ создали более привлекательные условия перевалки. Технологически Керчь на голову выше. Нефть ушла даже не потому, что сработала политика московского министерства: российские грузы — российским портам.

— Это украинские власти с процедурой оформления транзита так накрутили. А нашим нефтетрейдерам терять время на ее распутывание невыгодно, — прояснил ситуацию Валерий Васильевич.

К этому можно только добавить, что первый опыт перевалки нефтепродуктов на рейде дал Керченскому порту в 2001 году дополнительно 370 тыс. тонн. Реально порт может переваливать в несколько раз больше.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать