Вверх

О структуре управления морским и речным транспортом

01 января 2003  

Порты Украины, № 05 (43) 2003
Геннадий Скворцов

Основные положения Концепции административной реформы в Украине (далее — Концепция) в соответствии с Указом Президента Украины от 22 июля 1998 года № 810/98 предусматривают «переход к использованию функционального принципа образования министерств в объединении с отраслевым принципом в том случае, если это обусловлено спецификой соответствующих секторов государственного управления и текущим состоянием социально-экономического развития государства».

Минтранс Украины — это многоотраслевое министерство, и реализация сочетания указанных принципов здесь заслуживает особого внимания. Оптимальной является такая система управления транспортным комплексом государства, в которой функциональный принцип построения министерства сочетается с отраслевым принципом построения правительственных органов государственного управления отдельными видами транспорта. В этом случае обеспечивается возможность реализации общих основ государственной политики в сфере управления транспортным комплексом с учетом специфики транспортных отраслей.

Структура управления водным транспортом в последние годы неоднократно претерпевала существенные изменения, но тем не менее до сих пор, к сожалению, остается неупорядоченной.

Заметим, что Концепция рекомендует «избегать механического сокращения численности управленческих кадров, если это не является естественным следствием усовершенствования управления, а тем более может ухудшить его результаты». Однако организационные преобразования системы управления отраслью водного транспорта не в полной мере отвечали указанным положениям Концепции, вследствие чего была утрачена специфика управления водным транспортом и критично уменьшилась численность аппарата управления. Создание элементов отраслевой структуры — предприятий, организаций и учреждений не всегда было системно отработано. Это привело к тому, что некоторые нормативные акты, которыми определена структура отрасли и функции ее составных частей, противоречат друг другу, усложняя процесс управления.

Сегодня в соответствии с действующим законодательством в Украине определен единственный правительственный орган государственного управления в отрасли водного транспорта — Государственный департамент морского и речного транспорта (Укрморречфлот). Вместе с тем существует ряд учреждений, созданных в отрасли постановлениями Кабинета министров Украины и приказами Минтранса и подчиненных непосредственно Министерству транспорта. Среди них:

1. Главная государственная инспекция Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины). В соответствии с положением, утвержденным постановлением Кабмина от 30.12.1998 № 2098, создана «для осуществления государственного надзора за безопасностью судоходства на морском и речном транспорте». Однако в положении не определены статус и источники финансирования Госфлотинспекции, что с самого начала внесло массу недоразумений относительно ее полномочий. Существенным недостатком стало предоставление ей функций, не связанных с надзорной деятельностью, что обусловило несогласованную деятельность Госфлотинспекции и Укрморречфлота на протяжении долгого времени.

2. Инспекция Главного государственного регистратора флота. Создана приказом Минтранса от 20.10.1997 № 369 во исполнение постановления Кабмина от 26.09.1997 № 1069 «Об утверждении порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины». В соответствии с положением «является органом морского транспорта, входящим в сферу управления Министерства транспорта Украины». Содержится за счет сборов, которые взимаются за выполнение государственных функций. За счет сборов также возмещаются затраты на аренду помещений, на содержание единой государственной электронно-информационной системы регистрации судов в Украине и другие затраты, связанные с регистрацией, включая выдачу судовых документов.

3. Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Создана постановлением Кабмина от 31.01.2001 № 83 на основе государственного предприятия по аттестации и регистрации плавсостава Украины. В соответствии с положением «является государственной организацией, основанной на государственной собственности, и принадлежит к сфере управления Министерства транспорта». Содержится за счет поступлений за выполнение государственных функций. Большей частью выполняет функции регистрационно-разрешительного учреждения, то есть бюро.

4. Регистр судоходства Украины. Создан постановлением Кабмина от 08.06.1998 № 814 «Об усовершенствовании технического, классификационного и судоходного надзора на морском и речном транспорте». Является национальным классификационным обществом, которое осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных торговых судов. Основан на государственной собственности, принадлежит к сфере управления Минтранса и действует на правах государственного предприятия на основах хозрасчета.

5. Государственное объединение «Укрморпорт». Создано приказом Минтранса от 27.12.2002 № 933 «с целью координации хозяйственной деятельности предприятий, которые входят в его состав, обеспечения надлежащих условий их функционирования, развития материально-технической базы предприятий».

Отметим, что деятельность всех без исключения надзорных органов в сфере морского и речного транспорта так или иначе противоречит действующему законодательству Украины, а именно — закону от 30.06.1999 № 783-XIV «Об источниках финансирования органов государственной власти», согласно которому инспекции осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в пределах, предусмотренных Законом Украины о Государственном бюджете страны на соответствующий год.

Ни одним нормативным документом, регулирующим деятельность надзорных органов, не определено их взаимодействие с правительственным органом государственного управления — Укрморречфлотом. При этом используются формальные аргументы об обязательности подчинения таких учреждений министерству и игнорируется специфика Минтранса как многоотраслевого министерства, в котором такие надзорные учреждения являются сугубо отраслевыми. Остается констатировать, что система государственного управления отраслью водного транспорта при такой организации не может быть целостной.

Создание государственного объединения «Укрморпорт», ставившее целью разгрузить Укрморречфлот от выполнения функций хозяйственного управления и создать целевой фонд для решения актуальных проблем отрасли, решило проблему частично. В состав объединения не вошли государственные судоходные компании и судоремонтные заводы, которые на сегодня наименее рентабельны. Таким образом, Укрморречфлот не освобожден полностью от функций хозяйственного управления, тем не менее рентабельные предприятия выведены из-под его влияния. С другой стороны, хотя на Укрморпорт не возложены функции обеспечения безопасности мореплавания, службы капитанов морских торговых портов, входя в состав портов, находятся под его непосредственным руководящим влиянием, что дополнительно децентрализует управление безопасностью мореплавания.

Сложилась ситуация, в которой вместо единой системы государственного управления существует, с одной стороны, крайне ограниченный численностью (около 60 сотрудников) и перегруженный ответственностью за функционирование отрасли и обеспечение безопасности Укрморречфлот, а с другой — многочисленные хозрасчетные надзорные учреждения, ответственность которых за результат их деятельности не определена ни одним нормативным документом.

При этом правительственный орган государственного управления, обязанный реализовывать специфику управления отраслью, практически лишен эффективных рычагов управления, так как не имеет права издавать нормативные документы, заключать контракты с руководителями предприятий.

Управление в сфере водного транспорта осуществляется по трем основным направлениям:

— управление государственным сектором отрасли морского и речного транспорта — предприятиями, действующими на хозрасчетной основе (морские торговые порты, судоремонтные заводы, государственные судоходные компании и т. п.);

— управление предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства, судов, портов и портовых сооружений («Госгидрография», ГП «Дельта-лоцман», лоцманские службы морских торговых портов, ГП «Морком», ГП «Морская аварийно-спасательная служба», Инспекция по вопросам подготовки и дипломирования моряков, предприятия морских и внутренних водных путей, научные учреждения и т. п.);

— организация надзорной деятельности в отрасли морского и речного транспорта (Госфлотинспекция, Регистр судоходства Украины, инспекции государственного портового надзора, Инспекция главного государственного регистратора флота).

Для эффективного функционирования экономического механизма отрасли и обеспечения выполнения международных обязательств Украины в сфере морского и речного транспорта деятельность в этих направлениях должна координироваться правительственным органом государственного управления — Укрморречфлотом.

Деятельность отрасли тесно связана с необходимостью международного сотрудничества, соблюдения норм международного морского права и обеспечения требований международных конвенций, в которых участвует Украина. Эта проблема обостряется в последнее время, в частности, из-за усиления активности международного терроризма. С 1 июля 2004 года согласно резолюции ИМО будет введен в действие Международный кодекс охраны судов и портовых сооружений (ISPS), который предусматривает наличие инфраструктуры, обеспечивающей безопасность судов, пассажиров, грузов и портовых сооружений. Укрморречфлот уже разрабатывает соответствующие организационные мероприятия.

Систему государственного управления отраслью водного транспорта предлагается усовершенствовать по таким направлениям:

— упорядочить управление деятельностью хозрасчетных предприятий в рамках ГО «Укрморпорт», подчинив его Укрморречфлоту, как было определено приказом Минтранса № 933;

— сосредоточить функции государственного управления отраслью, в том числе безопасностью судоходства, и организации государственного надзора в правительственном органе государственного управления — Укрморречфлоте.

— упорядочить статус и функции существующих надзорных органов в отрасли водного транспорта, в частности реорганизовать Инспекцию по вопросам подготовки и дипломирования моряков в соответствующее Бюро с подчинением его Укрморречфлоту, Инспекцию Главного государственного регистратора флота — в соответствующее подразделение Укрморречфлота, а также оптимизировать структуру Госфлотинспекции Украины и ввести ее в состав Укрморречфлота.

С целью реализации предложений подготовлен проект постановления Кабинета министров Украины «Об усовершенствовании структуры государственного управления в сфере водного транспорта».
 

Геннадий СКВОРЦОВ,
директор Укрморречфлота

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать