Вверх

Одесский порт: пора реформ

01 апреля 2003  

В планах Министерства транспорта Украины развитию морехозяйственного комплекса придается огромное значение. В условиях растущей конкуренции между европейскими портами Георгий Кирпа поставил вопрос о реформировании морской отрасли, преодолении диспропорции в эффективности хозяйственной деятельности украинских портов, совершенствовании структуры портового хозяйства. Реформы в первую очередь коснулись деятельности Одесского морского торгового порта — флагмана морехозяйственного комплекса Украины. О том, как они проводятся, каковы перспективы развития ОМТП, рассказывает начальник порта Андрей Юрьевич Егоров.
 

— В прошлом году Одесский порт достиг рекордной выработки за всю свою историю — 33,6 миллиона тонн перерабатываемых грузов. Удастся ли вам закрепиться на этом рубеже?

— Рекордные показатели были достигнуты за счет беспрецедентных скидок, которые порт давал субъектам предпринимательской деятельности. Несмотря на рекордный грузооборот, эффективность работы Одесского порта была значительно ниже, чем Мариупольского и некоторых других портов. При росте грузооборота на 17,5 % удельный показатель прибыли в расчете на тонну груза снизился на 11 %. С точки зрения экономики это полный нонсенс. Поэтому для нас сейчас важно не столько повторение рекордов по валу продукции (такая «рекордная политика» была характерна для экономики советского периода), сколько повышение эффективности хозяйственной деятельности. Вместе с тем приложим все усилия, чтобы выполнить государственный план. Порт — сложный механизм, и главное, чтобы все его подразделения работали с полной самоотдачей в условиях приоритета экономической целесообразности и выгоды.

— Вы новый человек в Одесском порту. С какими трудностями пришлось столкнуться на первых порах?

— Прежде всего — психологические вопросы. Нужно было разобраться в настроениях, которые господствовали в коллективе, в том, как люди воспринимают реформы Минтранса — как навязанные извне или как необходимые для дальнейшего повышения жизнеспособности порта. В первую очередь пришлось обратить внимание на кадровую проблему. Мы пересматриваем штатное расписание, но не для сокращения кадров, а для оптимизации руководства производственной деятельностью. К этому делу подключен УкрНИИМФ.

Предыдущий руководитель порта уволил многих полезных сотрудников. Сейчас беседуем с каждым из них, выясняем причины, по которым они были отстранены от работы, определяем их профпригодность. В аппарате управления работало много людей пенсионного возраста, практически не было притока молодежи. Мы разработали целую программу по адаптации нового поколения портовиков. Конечно, будем продолжать работать и с ветеранами порта, которые могут принести ему пользу. Предстоит создать своеобразный мост из прошлого в будущее.

— Вам пришлось столкнуться с солидным отставанием от графика погрузочно-разгрузочных работ, которое порт допустил в первом квартале этого года. Была ли уверенность в том, что сможете наверстать упущенное?

— На деятельность порта в первом квартале повлияло несколько объективных неблагоприятных факторов. Прежде всего — сложная ледовая обстановка в Одесском заливе с 1 февраля по 15 марта. В марте — апреле из-за штормов несколько раз закрывался пролив Босфор. Повлияла и война в Ираке. Увеличились фрахтовые ставки и страховые полисы для судов, направлявшихся в зону Персидского залива. На деятельности некоторых комплексов сказался спад на мировом рынке металла. Пришлось проанализировать работу подразделений, переориентировать некоторые из них на новые виды деятельности, обратить внимание на эффективность работы гидротехнических сооружений и техники. В штатном расписании предусмотрели новые службы — юридическую и железнодорожную. Первая создана для обеспечения правовой поддержки в работе всех подразделений. Она поможет исправить многочисленные нарушения, выявленные во время проверки хозяйственной деятельности порта за 2001—2002 годы, предупредить новые нарушения, принять к должникам меры судебного воздействия. Уже сейчас это дает реальные плоды: дебиторская задолженность за шесть месяцев 2003 года снижена на 59 % — с 36 до 19 миллионов гривен. Железнодорожная служба должна улучшить взаимодействие с Одесской железной дорогой, повысить оперативность погрузочно-разгрузочных работ, отсечь от порта всевозможных посредников, к которым уходила немалая часть нашей прибыли.

— Давайте подробнее остановимся на ваших взаимоотношениях с частными стивидорными компаниями. Не секрет, что многие руководители сопротивлялись внедрению системы новых отношений, которые предполагались реформами Минтранса…

— Сегодня идет последовательный диалог с компаниями, которые ведут хозяйственную деятельность на территории порта. С двумя новый договор подписан, с остальными планомерно улаживаем все вопросы. Думаю, в ближайшее время деятельность всех подразделений в порту будет осуществляться в рамках законодательства Украины. Скажу так: эффективность использования государственного имущества кардинально пересматриваем, но это никоим образом не повлияет на объемы грузопереработки. Мы партнеры, а значит, должны защищать не только свои интересы, но и общие.

В работе частных компаний выявлено много нарушений, возбуждено несколько уголовных дел. Но мы продолжаем сотрудничество со всеми, кто хочет работать. Понимаем: не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает. В экономическую деятельность частных компаний никто не вмешивается. Подтверждение тому — рост грузооборота у большинства из них по итогам работы в первом полугодии.

— Не могли бы вы прокомментировать таблицу с показателями работы портовых комплексов, которая сейчас лежит перед нами?

— О росте грузооборота большинства компаний, занимающихся разносторонней стивидорской деятельностью, я уже рассказал. Четыре компании — «Металзюкрейн», «Новолог», «Айронимпекс-Украина», «Олимпэкс купе» — зависят от ситуации на рынке металлов. Две последние занимались в прошлом году перевалкой металлолома. Их грузооборот в нынешнем году снизился из-за введения законодательства, ограничивающего экспорт металлолома из Украины. Значительно упала производительность компаний «Металзюкрейн» и «Айронимпекс-Украина». Причины объективные. Во-первых, на 74 тысячи тонн сократилась поставка продукции украинскими металлургическими гигантами. Во-вторых, уменьшились транзитные потоки из Молдавии — на 10 тысяч тонн (из-за сокращения производства на Рыбницком металлургическом заводе), из Белоруссии — на 120 тысяч тонн (из-за ее переключения со второго полугодия на порты Балтики), из России — на 442 тысячи тонн (из-за переключения на свои порты). На мой взгляд, помочь этим компаниям в их тяжелом положении может Украинская железная дорога, введя конкурентоспособные ставки на транзитную транспортировку металлоизделий.

— Именно этим вызвано создание нового комплекса ППК-11? Вы не хотите зависеть от посредников, монополизирующих какой-то отдельный вид деятельности?

— Это, конечно, повлияло на наше решение. Причалы порта должны работать эффективно. Анализ показал, что они загружены только на 43 %. Кроме того, мы хотели вернуться к самостоятельной деятельности — погрузочно-разгрузочным работам, которыми порт всегда занимался. Это повысит отдачу в бюджет. За долгое время у порта появилось множество клиентов. Зачем отдавать их в чужие руки и делиться прибылью, когда можно все сделать самим?

— Значит ли это, что вы будете сворачивать отношения с частными компаниями, работающими в порту?

— Ни в коем случае. В свое время их привлечение помогло порту выйти на новый качественный уровень. Мы только хотим сделать их деятельность открытой и прозрачной. Они должны передать функции финансового учета и контроля в объединенную бухгалтерию порта. На таких условиях с нами готовы сотрудничать множество других компаний.

— Вы сказали, что несколько стивидорных фирм, работающих в порту, согласились на ваши условия и подписали новые договоры, с остальными ведутся конструктивные переговоры. Не подтолкнуло ли их на это создание в порту самостоятельного погрузочно-разгрузочного комплекса?

— Возможно, отчасти и так. Ведь мы не привязываемся к какому-то определенному виду работ, действуем мобильно. Наши докеры занимаются погрузочно-разгрузочными работами на разных причалах. В следующем году специально для этого комплекса построим новый — 1-з. Он будет расположен в левой части Андросовского мола, возведенного еще в середине позапрошлого века и сильно разрушенного в этом месте. Предстоит намыв территории, дноуглубительные работы. Мы создадим совершенно новый причал с двумя железнодорожными фронтами, четырьмя портальными кранами типа «Сокол», с большой площадкой для складирования навалочных грузов и металлопродукции. Его ввод в действие позволит комплексу выйти на производительность 200 тысяч тонн грузов в месяц.

— Это перспективы. А что делается для выполнения текущего плана? Данные многолетних исследований показали, что с июля по сентябрь в Одесском порту обычно наблюдается спад погрузочно-разгрузочных работ.

— Мы серьезно отнеслись к этому факту. Заключено несколько договоров с различными фирмами на поставки грузов именно в этот период. Из-за летнего спада украинского экспорта администрация порта старается привлечь импортные грузы — зерно, сахар, руду. Здесь требуется помощь Кабмина. К нам уже обращались крупные трейдеры, но несогласованность в вопросах таможенных пошлин отпугивает их от подписания договоров.

Порт возлагает надежды на рост грузооборота контейнеров в связи с организацией Минтрансом контрейлерных перевозок поездами «Викинг» (в Клайпеду) и «Одесса» (в Москву). Ожидается открытие нового маршрута в Санкт-Петербург. Убеждаем грузовладельцев и экспедиторские компании в необходимости переориентации контейнерных перевозок с автомобильного на железнодорожный транспорт. Симбиоз железнодорожных и морских контейнерных перевозок даст заметный результат в росте грузопотоков.

— Как вы прокомментируете итоги работы Одесского порта в первом полугодии?

— Трудный переходный реформаторский период не повлиял на темпы развития ОМТП. Они в целом остаются достаточно высокими, а за май — июнь значительно опережают аналогичные показатели прошлого года — рекордного в истории одесской гавани. Так, в мае объем грузопереработки составил 3005,8 тысячи тонн грузов. Практически ни один порт Украины не вышел на такой уровень по сумме работ за все первое полугодие. В июне грузооборот порта составил 3047 тысяч тонн, из них 1107,9 тысячи тонн сухих и 1939,1 тысячи тонн наливных грузов. В целом июньский объем грузопереработки превысил прошлогодний более чем на 10 %. При этом перекрыто отставание темпов роста в феврале — марте, вызванное объективными обстоятельствами — трудной навигационной обстановкой в одесском заливе и проливе Босфор, сокращением судоходства из-за войны в Ираке. Ударный труд в последние два месяца позволил порту превысить рекордные показатели грузооборота за второй квартал прошлого года на 5 % и первого полугодия этого года приблизительно на 0,5 %. Значительно выросли грузопотоки контейнеров, сахара-сырца, бумаги и картона, нефти, сжиженного газа и другие.

За шесть месяцев 2003 года получено 122 миллиона 941 тысяча гривен прибыли — это на 42 миллиона 34 тысячи больше прошлогодних показателей. Существенно увеличились — на 26,26 % отчисления в бюджет. Теперь порт сможет больше средств направлять на социальные программы.

— Кстати, на одной из пресс-конференций вы объявили о новой социальной политике.

— Мы проанализировали отчисление денежных средств на социальные нужды в ОМТП с 1993 года: в среднем они составляли от 1 до 10 % от прибыли. В нынешнем году в эту сферу решено направить 30 миллионов гривен — сумму по сегодняшним временам немалую. Она составляет 24 % от прибыли, полученной в первом полугодии. В конце третьего квартала впервые за последние семь лет начнем строительство 80-квартирного жилого дома для работников порта. Будем восстанавливать пионерский лагерь, который долгое время был заброшен, отремонтируем наши детские сады, общежития. Сделаем так, чтобы на новом ППК-11, где уже сейчас работает более ста человек, были созданы образцовые условия для труда и отдыха докеров и инженерно-технического персонала.

Все, что предпринимается в Одесском порту, делается ради того, чтобы в бюджет поступало как можно больше денежных средств, а значит, можно было решать социальные вопросы не только одного порта, но и всей Украины в целом.
 

Интервью взял
Александр ЮРЧЕНКО

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать