Вверх

Опасный законопроект

01 мая 2009  

Порты Украины, № 04 (106) 2011
Всеволод Попов
Андрей Петров
Экономика и управление

 

В апреле 2011 года комитет BP по финансам, банковской деятельности, налоговой и таможенной политике рассмотрел законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, поданный Кабмином и зарегистрированный 31 марта 2011 г. (per. №8321). Этот документ предусматривает исключить из кодекса п. 197.9. об освобождении от налогообложения [НДС] операций по поставке услуг иностранным и отечественным судам, * осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов, которые оплачиваются портовыми сборами.


Главное научно-экспертное управление Верховной Рады уже отметило, что «в поданных к проекту документах отсутствуют объяснения о целесообразности принятия такого решения».
К сожалению, оказалось, что сегодня нет руководящего органа морской отрасли — Укрморречфлота, который первый должен был забить во все колокола, предупреждая о тяжелых последствиях принятия подобного документа. Но свое обращение в комитет Верховной Рады по вопросам транспорта и связи направила ассоциация портов «Укрпорт» за подписью ее президента Геннадия Скворцова.
Ассоциация обращает внимание народных депутатов на глубокие негативные последствия неосмотрительного решения, к которым могут привести предложенные изменения.
На протяжении последних лет неоднократно решались вопросы относительно понижения уровня портовых сборов в украинских портах для привлечения грузопотоков, повышения конкурентоспособности по отношению к иностранным портам (России, Румынии, Болгарии), в первую очередь для транзитных грузов.
Принятие вышеназванного законопроекта приведет к начислению НДС на целевые портовые сборы и платы, прежде всего, для иностранных судов, которые осуществляют более 90 % перевозок грузов через порты Украины,
что реально приведет к увеличению стоимости судозаходов на 20 %. Как можно начислять НДС на нерезидентов в условиях отсутствия механизма возврата этого налога?
Порты Украины в первую очередь потеряют значительные объемы транзитных грузов, которые составляют 35 % от общего объема грузооборота, и, как следствие, потеряют доходов более 500 млн грн в год. Потери бюджета в год достигнут более 250 млн грн.
При этом временные поступления в госбюджет в виде НДС от портов возможно получить до 305 млн грн только в первый год, поскольку объемы транзитных грузов будут потеряны надолго, возможно, и навсегда.
Если к потерям портов прибавить потери от уменьшения объемов перевозок транзитных грузов Укрзализныцей и автоперевозчиками, то можно сказать, что бюджет вообще от предложенных изменений не получит никакого увеличения.
О настоящей угрозе национальной экономической безопасности для Украины, об угрозе утраты ею статуса транзитного государства говорится в обращении в Верховную Раду Украины начальника Одесского морского порта Николая Павлюка.
Принятие указанного законопроекта, говорится в обращении, предусматривает начисление НДС к ставкам портовых сборов и плат для иностранных судов, чему нет аналога ни в одном из иностранных портов Черноморского бассейна, что противоречит международной морской практике.
По подсчетам Одесского порта, начисление НДС на портовые сборы только по одному порту приведет к следующим ежегодным потерям:
?нефтеналивных грузов в размере 7,7 млн тонн, соответствующих доходов в порту в размере 213,7 млн грн и потере поступлений в госбюджет в размере 84,7 млн грн;
?металлопродукции в размере 2,1 млн тонн, доходов в порту в размере 112,4 млн грн и потере поступлений в госбюджет в размере 33,1 млн грн;
?сахара в размере 0,5 млн тонн, доходов в размере 18,3 млн грн и потере поступлений в Госбюджет в размере 4,4 млн грн;
?контейнеров в рамере 0,4 млн тонн, доходов в размере 36,6 млн грн и потере поступлений в госбюджет в размере 9,2 млн грн;
?растительных и технических масел в размере 0,2 млн тонн, доходов в размере 5,2 млн грн и потере поступлений в госбюджет в размере 2,1 млн грн и так далее.
Общий уровень потерь грузопере- работки Одесского порта в год может составить 12 млн тонн. При этом объем потери доходов порта в год составит почти 420 млн грн, а госбюджет недополучит более 145 млн грн.
Кроме негативных последствий для грузовых перевозок, принятие данного законопроекта приведет к снижению количества судозаходов пассажирских круизных судов. Это может привести к дополнительным потерям почти 12 млн грн в год, а потери поступлений в госбюджет составят около 5,5 млн грн.
По мнению начальника Одесского морского торгового порта, увеличение поступлений в госбюджет более целесообразно осуществлять не за счет навязывания дополнительных платежей и налогов, а путем последовательного принятия ряда мероприятий (в том числе усовершенствования действующего законодательства), направленных на создание благоприятных условий для развития транспортного потенциала Украины.
Речь идет о полноценном введении «трансшипмента» контейнеров в отечественных портах путем внесения изменений в Закон Украины «О транзите грузов» и Закона Украины «О перевоз
ке опасных грузов»; о развитии внутренних перевозок контейнеров водным транспортом (Черное море — Днепр, Черное море — Азовское море) путем совершенствования таможенных процедур; о приведение контрольных процедур в портах к европейским стандартам; о развитии паромных сообщений;
о принятии сквозных тарифов на перевозки транзитных грузов по территории Украины и т.д.
Учитывая все вышесказанное, портовики выступают категорически против принятия такого законопроекта.

Андрей ПЕТРОВ

 


Комментарий специалиста

Редакция попросила прокомментировать ситуацию с портовыми сборами хорошо знакомого портовикам эксперта по вопросам тари- фообразования в портах Всеволода ПОПОВА:

—Почему традиционно портовые сборы для загранперевозок освобождались от НДС?
—В связи с высоким уровнем сборов в отечественных морских портах по сравнению со сборами в конкурирующих иностранных портах вопрос о взимании НДС при начислении портовых сборов с судов под иностранным флагом и под флагом Украины взаграничном плавании раньше никогда не рассматривался.
Традиционно высокий уровень судовых портовых сборов в отечественных морских портах вызван большими расходами на содержание гидротехнических сооружений, особенно в портах, находящихся в сложных физико-географических условиях расположения, со сложной инфраструктурой устройства. А также тем, что, работая в стране с жесткой системой налогообложения, отечественные морские порты, в отличие от иностранных
портов, не получали и не получают от государства финансовой помощи на содержание дорогостоящих гидротехнических сооружений.
Произведенный ГП «УкрНИИМФ» сравнительный анализ уровня ставок судовых сборов в отечественных морских портах и портах РФ, являющейся основным поставщиком транзитных грузов и главным конкурентом на рынке портовых услуг, показал, что расходы судов на оплату сборов в морских портах Украины (ещё до их увеличения в 1,58 раза в 2008 году) значительно превышали аналогичные расходы судов в конкурирующих российских портах после их пересмотра и введения с 9 января 2008 года.
Насколько может ухудшиться конкурентоспособность наших портов из-за возможного введения НДС?
Ответ на этот вопрос может быть дан только при исследовании уровней сборов в отечественных и зарубежных морских портах, а также при проведении комплексного сравнительного анализа уровня тарифов отечественной транспортной системы («ж/д — морские порты») и зарубежных транспортных систем, работающих на международных рынках транспортных услуг.
Не вызывает сомнений, что, несмотря на консервативность фрахтовых ставок на перевозку грузов, 20-процентное повышение расходов судов в заграничном плавании при взимании всех судовых портовых сборов с начислением НДС приведет к повышению фрахтовых ставок на перевозку грузов через отечественные морские порты, следовательно, к снижению их конкурентоспособности на рынке портовых услуг. Это подтверждается фактом значительного снижения объема транзитных грузов в Украине, происшедшего после упомянутого повышения уровня ставок всех взимаемых в отечественных морских портах судовых сборов.
Кто больше всего пострадает?
Уменьшение объемов транзитных грузов для Украины — это снижение доходов и прибыли (эффективности работы) прежде всего отечественных транспортных предприятий, непосредственно участвующих в транспортировке грузов через Украину (железная дорога, автотранспорт, порты), а также предприятий и организаций, осуществляющих обслуживание транзитных грузопотоков в стране. Кроме того, отечественных промышленных предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность — реализацию производимых ими товаров на мировом рынке и импорт в страну товаров иностранных производителей.
То, что доходы некоторых морских портов после произведенного в 2008 году значительного повышения ставок всех судовых портовых сборов на 58 % увеличились, еще не говорит об эффективности этих мероприятий для отрасли в целом. Для железной дороги и автотранспорта сокращение объемов перевозок транзитных грузов — прямой убыток, не говоря уже о потерях тех предприятий и организаций, которые занимаются обслуживанием грузопотоков в стране.
Могут ли быть выигравшие из- за введения НДС?
Вопросы налогообложения и, в частности, взимания НДС при начислении судовых портовых сборов в стране относятся к макроэкономике. Поэтому оценка эффективности взимания НДС в рассматриваемом случае должна производиться для страны в целом, а не для отдельных предприятий, организаций либо отрасли. По моему мнению, взимание НДС при начислении судовых портовых сборов для страны в целом будет неэффективным (снизятся отчисления предприятий в госбюджет), так как произойдет снижение конкурентоспособности отечественных морских портов и сокращение транзитных грузопотоков для Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать