Вверх

Перспективы развития перевалки грузов в Мариупольском МТП

01 мая 2007  

Порты Украины, № 05 (67) 2007
Александр Олейник, начальник отдела договоров Мариупольского морского порта


Анализ грузопереработки
Прежде всего необходимо отметить, что Мариупольский порт осуществляет перегрузку только сухих грузов (навалочных и генеральных). Динамика последних лет нашей работы — неуклонный рост объемов перевалки грузов. 2006 год порт завершил с превосходными, можно сказать, результатами — вновь достигли рекордного в истории предприятия грузооборота — 15 млн 829 тыс. т. План министерства был выполнен портом на 105 %.
По сравнению с 2005 годом выросла перевалка экспортных грузов — за счет черных металлов и каботажных грузов. Однако сократилась перевалка транзитных грузов — почти на 8 %, за счет уменьшения грузопотока серы. В связи с этим произошло перераспределение и в структуре грузов. Удельный вес навалочных грузов в общем объеме перевалки составил 48,7 % (56,2 % — 2005 г.), генеральных — 51,3 % (43,8 % — 2005 г.).
Основным грузом, перевалкой которого занимается Мариупольский порт, был и остается металл. Емкость складских площадей позволяет единовременно размещать до 1 млн т этого груза. В 2006 году портом перегружено 7907,9 тыс. т, что на 1654,7 тыс. т больше (26,5 %), чем в 2005 году.
Второе место в объеме грузопереработки занимает уголь. В 2006-м угля переработано 3382,1 тыс. т, что на 9,2 % меньше, чем в 2005 году. При этом порт осуществляет перевалку угля по двум технологическим вариантам. Во-первых, через площадки, оборудованные портальными кранами, при помощи грейферов. Они расположены на причалах угольной гавани №№ 11, 12, 13. На этих площадках перегружают в основном сортовые угли и кокс с особыми требованиями по сохранности фракции при перегрузочных операциях. Емкость складов на грейферных площадках на сегодняшний день — порядка 120 тыс. т. Валовая норма обработки флота по этому варианту составляет порядка 7 тыс. т в сутки.
И второй вариант — через углепогрузочный комплекс (УПК), на котором применены схемы непрерывной транспортировки грузов (конвейеры) с вагоноопрокидывателями, стаккерами, реклаймерами и углепогрузочными машинами, находящимися непосредственно на причале № 14. Емкость складов на УПК составляет порядка 180 тыс. т. Валовая норма обработки флота — 8 тыс. т в сутки.
Все большее значение для порта приобретает грузопоток глины, объем которого в 2006 году составил 2847,8 тыс. т, а это 18 % от общего грузопотока. Валовая норма переработки глины — 5 тыс. т в сутки. Складские площади позволяют единовременно накапливать до 190 тыс. т. В Украине разработки этого вида сырья ведутся весьма активно, и Мариупольский порт уделяет этому грузопотоку особое внимание.
Чего нельзя сказать, например, о грузопотоке серы, который формировался на протяжении 15 лет. В 2006 году ее было переработано вдвое меньше, чем в 2005-м (650,7 тыс. т против 1212,8 тыс. т). Есть объективные причины падения грузопотока серы, на которые Мариупольский порт не может повлиять, — более эффективная логистика перевалки данного груза через порты РФ.
Несколько слов нужно сказать о контейнерах и зерновых грузах. Эти грузопотоки не являются бюджетоформирующими для Мариупольского порта, но спрос на перевалку этих видов грузов существует — и довольно устойчивый. Контейнеров порт, при проектных мощностях в 50000 TEU, перегружает сейчас порядка 10000 TEU (в 2006-м — 9574 TEU, или 141 тыс. т).
При эксплуатации 3-х крытых складов для перевалки зерновых грузов и максимальной норме единовременного хранения 12 тыс. т порт перегружает порядка 500 тыс. т. зерновых. Так в 2006 году было отправлено на экспорт 418 тыс. т. Много это или мало могут оценить специалисты. Но при условии, что груз завозится непосредственно в склад для накопления автомашинами, а потом подвозится на причал, средняя «оборачиваемость» склада составляет около 3-х раз в месяц.
Грузонапряженность причалов, т. е. количество переработанного портом за 2006 год груза, приходящегося на один погонный метр причала, составляет 354 т/п. м (против 334 т/п. м в 2005-м). По этому показателю наш порт опережает не только все украинские порты, но и самые передовые порты Европы.
Естественно, беспредельно увеличивать такие показатели, как грузонапряженность причалов, валовая норма обработки флота или коэффициент использования механизмов, невозможно. А выполнять плановые задания и удовлетворять постоянно растущий спрос на услуги порта необходимо. Поэтому стратегия и программа развития перевалки генеральных и навалочных грузов в Мариупольском порту есть и довольно впечатляющая.
 

Перспективы развития производственных мощностей
В соответствии со схемой генерального плана развития Мариупольского порта на период до 2020 года, освоение перспективного грузооборота предполагается как за счет реконструкции и технического перевооружения существующих портовых мощностей, так и путем строительства во вновь образуемом Западном районе порта новых перегрузочных комплексов (ввиду того, что резервы внутреннего развития порта исчерпаны).
С целью создания новых производственных мощностей для переработки объемов преобладающих видов грузов (навалочных и генеральных) планируется: до конца 2008 года построить новый причал № 20 универсального назначения для металлов (длиной 220 м, глубиной 9,75 м, мощностью до 850 тыс. т/год); до конца 2012 года построить два новых причала №№ 21, 22 для перегрузки контейнеров (общей длиной 400 м, глубиной 9,75 м, мощностью до 1800 тыс. т/ год); до конца 2020 года осуществить строительство причала № 19 универсального типа для металлов и навалочных грузов (длиной 200 м, глубиной 9,75 м, мощностью до 950 тыс. т/год).
С целью обеспечения защиты создаваемых перегрузочных комплексов и безопасности судоходства в Западном районе порта необходимо строительство соответствующих берегоукрепительных и оградительных сооружений общей длиной около 4600 м:

  •  в период 2006-2008 гг. — 760 м, Юго-Западный мол;
  •  в период 2008-2012 гг. — 2560 м, Восточный волнолом (I очередь);
  •  в период 2012-2020 гг. -1280 м, Восточный волнолом (II очередь).

Для реализации предлагаемой схемы развития порта потребуется отвод берегового участка, прилегающего к существующей территории порта длиной 180 м. В дальнейшем это позволит образовать искусственно территорию для складских площадей двух контейнерных причалов общей площадью око-ло 16 га.
Вынос причального фронта на 250-300 м от существующей береговой линии позволит также обеспечить нормативную санитарно-защитную зону для порта размером до 300 м.
Увеличение грузооборота порта произойдет за счет экологически безопасных грузов — металлов и контейнеров, размещаемых на проектируемых новых перегрузочных комплексах и площадях. Новая конфигурация оградительных сооружений позволит сформировать в дополнение к существующим — вторые Южные входные ворота порта шириной 100-150 м, что в случае экстремальной экологической ситуации даст возможность полностью локализировать внутреннюю акваторию порта с применением боновых заграждений. Увеличение размера внутренней акватории порта позволит производить у оградительных сооружений частично отстой судов в ожидании грузовых операций.
 

Инвестиционная деятельность
Пока порт планирует осуществлять все вышеуказанные проекты в рамках собственной инвестиционной деятельности. Насколько она эффективна, можно оценить по итогам 2006 года. Портом освоено инвестиций (без НДС) на сумму 108 млн грн, выполнение плана по инвестициям составило 105 %, или +5,5 млн грн.
В отчетный период проводились капитальные вложения в строительство и реконструкцию в сумме 98,5 млн грн, в том числе по важнейшим объектам:

  • - реконструкция погрузочного комплекса генеральных и навалочных грузов на причале № 1 — 47,8 млн грн;
  • - строительство тепловозного депо — 0,5 млн грн;
  • - строительство весового комплекса и единого офиса (программа ) — 0,7 млн грн (ввод — 1,1 млн грн);
  • - реконструкция электроснабжения 3 трансформаторных подстанций грузовых районов: ТП-4а, ТП-8а, РП-1 — 4,9 млн грн;
  • - монтаж и запуск в эксплуатацию портального крана «МАРК 7» — 13,8 млн грн (ввод — 16,4 млн грн);
  • - строительство портального крана «МАРК 9» — 6,2 млн грн;
  • - реконструкция спортивного комплекса «Портовик» — 4,4 млн грн.

За 2006 год было приобретено оборудования на сумму 10,8 млн грн.
К сожалению, есть проблемы, которые порту самому решить трудно. Единственный ледокол, находящийся на балансе Мариупольского порта и обеспечивающий проводку судов и спасательные операции в ледовых условиях, физически и морально устарел (1954 г. выпуска). Его техническая реконструкция очень дорогостояща и недостаточно эффективна. Мариупольскому порту срочно необходим новый ледокол. В случае остановки ледокола «Капитан Белоусов» навигация в Азовском море и работа в порту в зимний период могут приостановиться.


 

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать