Вверх

Под крылом металлургов

01 мая 2009  

Порты Украины, № 04 (60) 2006
Порты юга России
Константин Ильницкий

 

Самый восточный на Черноморском побережье грузовой порт России — Туапсинский. Автобус к нему из Новороссийска идет около трех часов, бесконечно петляя по горному серпантину.

Порту, прижатому горами к морю, принадлежит второе место по объемам перевалки грузов на Черноморском побережье России и пятое — на всем Черном море. Перевалка более 99 % всех грузов приходится здесь на ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП). В распоряжении компании — 14 причалов. Два самых глубоководных из них (в нефтегавани и на сухогрузном районе) имеют глубины 13,5 м.

Общий грузооборот ОАО «ТМТП» в 2005 году составил 21,3 млн т, из которых 14,7 млн т нефти и нефтепродуктов и 6,5 млн т сухих грузов. Грузооборот 1-го полугодия 2006 года — 10,43 млн т (-2 %). (Совсем скромные объемы грузов переваливаются в Туапсе на причалах рыбного порта еще одной стивидорной компанией — ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт»).

Торговый порт уже несколько раз менял основных собственников (пока 25 % акций + 1 акция находятся у государства). Два года назад почти 70 % акций ОАО «ТМТП» приобрели структуры Новолипецкого металлургического комбината, который экспортирует через Туапсе более 2 млн т металла. В НЛМК объясняли покупку стремлением контролировать всю цепочку своего экспорта. Но уже весной нынешнего года в прессе прозвучала информация о том, что Туапсинский порт может быть вновь продан. Новолипецкий комбинат, сообщила газета «Ведомости», объявил о готовящейся реструктуризации активов, которая была одобрена советом директоров компании. На балансе НЛМК будут собраны только профильные предприятия, а остальные должны быть проданы или переданы другим структурам.

Директор комбината по связям с инвесторами Антон Базулев сообщил газете, что «порт не полностью вписывается в определение вспомогательного логистического актива НЛМК. И если порт будет решено продать, НЛМК либо сохранит за собой терминалы для обработки стали и других своих грузов, либо установит долгосрочные контракты на перевалку».

Слева из окон новенькой гостиницы «Каравелла», находящейся в одном здании с управлением морского торгового порта, хорошо видны причалы нефтеналивного района, а справа — лес кранов сухогрузного района.

С работой сухогрузного района порта украинских портовиков знакомили советник председателя правления компании Александр Габедава и начальник района Павел Чубинидзе.

Они удивились, что гости собрались на прогулку в порт в светлых брюках, туфлях. Дело в том, что значительная часть территории района была завалена огромными буртами угля. Уголь грузился грейферами на несколько судов, и хотя бурты поливали водой из шлангов, черной пыли вокруг было вдоволь.

Всего в порту стабильно перерабатывается сейчас около 3 млн т угля в год, рассказывает Александр Габедава. Он идет на экспорт в Болгарию и другие страны. Из сухих грузов через Туапсе идут, в основном, металл, сахар и зерно. Пока еще не сезон, переработка зерна не ведется, но в прошлом году мы переработали около 600 тыс. т. И считаем этот груз очень перспективным для порта. Поэтому уже спроектирован новый зерновой терминал мощностью 2 млн т в год с возможностью единовременного хранения 102 тыс. т. Строительство первой очереди на имеющемся причале начнется в нынешнем году. А во второй очереди будет построен и новый причал. Закончить терминал планируем в 2010 году. Сейчас район располагает 6 сухогрузными причалами протяженностью 1200 м. Если бы были площади, можно было бы работать с большими объемами, но сегодня порту развиваться некуда.

Павел Чубинибзе показал приямок на причале, куда с вагонов-зерновозов ссыпается зерно. Оттуда уже грейферами его отправляют на судно — технология привычная для многих украинских портовиков. На этом причале в сезон можно обрабатывать до 120 вагонов в сутки — это 6500-7000 т зерна.

Многие тыловые площади причалов придавлены штабелями слябов. Почти все из Новолипецка, рассказывает Чубинидзе. Сейчас отгружаем примерно по 150 тыс. т в месяц металла, в основном слябы. Вес одного — от 9 до 30 т. Чтобы от тяжести штабелей не «поплыли» причалы, стремимся строго соблюдать имеющиеся предписания. В одних точках можно выставлять штабель повыше, но с давлением не более 20 т на квадратный метр, в других — много ниже. Для работы со слябами используем тяжелые краны, например, четыре совсем еще новых портальных «Готтвальда» грузоподъемностью до 63 т. А в июле нынешнего года к нам должны прийти еще три новых крана «Кондор» грузоподъемностью до 45 т.

Вместе с металлом приходит большое количество лесоматериалов, которые используются как сепарация. В порту эту сепарацию разделывают на дрова и по минимальной цене продают своим работникам, а также в соответствии с имеющейся социальной программой отпускают бесплатно жителям города — пенсионерам, инвалидам, участникам войны.

Для перевешивания грузов в порту есть трое электронных железнодорожных весов и одни автомобильные. Так что на все три маневровых района можно проехать «через весы».

Среди ближайших перспектив порта — перевалка масел в экспортном и импортном вариантах. Для этого порт арендовал простаивавшие причалы Туапсинского СРЗ и уже закупил часть оборудования для нового комплекса. Отгрузка масел предусматривается небольшими партиям — до 3 тыс. т, большие объемы не позволяют пока переваливать малые глубины у причалов СРЗ.


 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать