Вверх

Портовая стратегия России до 2030 года

01 мая 2009  

Порты Украины, № 04 (106) 2011
Дмитрий Онисенко
За рубежом

 

Разработана стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, которая в настоящее время находится на стадии согласования. Заказчиком выступило ФГУП «Росморпорт», разработку осуществляла Российская Академия народного хозяйства и госслужбы при правительстве РФ. Документ имеет три горизонта планирования: краткосрочный прогноз до 2015 года (содержит конкретный план действий и мероприятий); среднесрочный прогноз до 2020 года (концепция развития) и долгосрочный прогноз до 2030 года. Стратегия формировалась на основе как глобальных прогнозов развития России, так и прогнозов развития бассейнов и конкретных портов.
Комплексный подход к развитию морехозяйственного комплекса страны, ясно сформулированная транспортная политика — все это было характерно и для предыдущего периода. Это приносит очевидные плоды.
С 2005-го по 2010 год прирост перевалки грузов составил в среднем 5,2 %, в абсолютном выражении — 119 млн тонн. За тот же период в 1,5 раза (на 241 млн тонн) увеличились мощности по перевалке грузов. В 2010 году порты России вышли на рекордный объем грузоперевалки — 500 млн тонн, что значительно превосходит годовые показатели всех портов СССР, которые были достигнуты в конце 1980-х и составляли порядка 420 млн тонн.
Согласно различным сценариям, объем грузоперевалки в 2030 году прогнозируется в пределах 1—1,6 млрд тонн. Наибольший рост (в 5—10 раз) ожидается в сфере контейнерных перевозок. Это связано с мировой тенденцией контейнеризации грузов, а Россия идет в русле общей тенденции.
В Южном бассейне ожидается рост грузовой базы от 180 до 346 млн тонн, доля сухих грузов возрастет до 53 %. Существующие мощности сегодня позволяют обеспечить спрос на перевал
ку грузов, однако в перспективе необходимо будет нарастить мощности на 154 млн тонн и таким образом довести общие мощности бассейна до 450 млн тонн в год.
Основной проект региона — сухогрузный район морского порта Тамань. Он станет крупнейшем в России сухогрузным портом, объемы перевалки там, согласно техническому заданию, должны составить 66 млн тонн в год. В марте этого года был подписан государственный контракт с ОАО «Лен- морНИИпроект» на проектирование этого объекта. В 2013 году будет начато строительство, в 2015-м намечено ввести в эксплуатацию первый этап. Тэкжб запланировано строительство и улучшение существующих терминалов в морских портах Тамань, Туапсе, Темрюк, Новороссийск.
Приоритетом развития на Каспийском море остается морской порт Оля. Проект включен в федеральную целевую программу. Строительство второго грузового района порта Оля предусматривает рост объемов перевалки до 8 млн тонн.
Грузовая база Северо-Западного бассейна, согласно планам, возрастет со 177 до 278 млн тонн в год, доля сухих грузов увеличится до 43 %. Здесь также произойдёт рост перегрузочных мощностей до 330 млн тонн в год.
Планируется строительство терминалов в районе Большого порта Санкт-Петербурга и аванпорта Санкт- Петербурга.
Наиболее перспективный порт Севе- ро-западного бассейна — строящийся порт Усть-Луга. При полной загрузке, согласно схеме развития, объемы перевалки в порту составят до 120 млн тонн в год.
В Калининградской области Т8КЖЄ планируется строительство нескольких терминалов. Особый интерес представляет строительство глубоководного контейнерного порта в бухте Приморская, недалеко от города Балтийск. В самом Балтийске сейчас также строится контейнерный терминал.
В портах Северного бассейна грузовая база сейчас составляет около 50 млн тонн, к 2030 году она должна возрасти до 84 млн тонн в год. На данный момент существующие мощности позволяют обеспечить спрос на перевалку грузов, однако к 2030 году их необходимо будет нарастить примерно на 2 млн тонн. Доля сухих грузов, по прогнозам, возрастет до 44 %. Наиболее перспективными проектами региона является строительство портового комплекса в районе Сабетта, нацеленного на перевалку СПГ; газового конденсата и нефти (совместный проект «Росморпорта» и компании «Но- вотек»); портового комплекса в районе губы Териберская («Росморпорт» и дочернее предприятие Газпрома). Также среди перспективных проектов развитие Мурманского транспортного узла. Здесь запланировано строительство контейнерного и угольного терминалов.
В Дальневосточном бассейне ожидается рост грузовой базы со 118 до 234 млн тонн в год, также существенно возрастет доля сухих грузов.
В настоящий момент существующие мощности позволяют обеспечить перевалку, но к 2030 году их нужно будет нарастить на 96 млн тонн.
Основные перспективные проекты в Дальневосточном бассейне — это, прежде всего, транспортный узел Находка — Восточный и развитие порта Посьет.
Также планируется реализация крупных частных проектов. Это строительство терминала по перевалке угля в порту Ванино компании «Мечо», мощностью до 25 млн тонн; введение в строй второй очереди порта Козьмино; строительство угольного терминала в бухте Изыльментьева на Сахалине для экспорта угля на Китай. Грузовая база
здесь будет сформирована за счет газификации Сахалина и освобождения значительных объемов угля.
«Росморпорт», создавая стратегию развития морской транспортной инфраструктуры России, ставит перед собой цель создать достаточные мощности для перевалки грузов и безопасного функционирования и развития
морской портовой инфраструктуры и морского транспорта. Результатом реализации стратегии станет, в первую очередь, формирование конкурентоспособной на международном уровне портовой инфраструктуры.

(Из доклада на конференции «ТрансРоссия-2011», апрель 2011 г.)

Дмитрий ОНИСЕНКО,
начальник инвестиционного управления
Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать