Вверх

Порты стран Балтии в 2011 году

01 апреля 2012   Марк Шевченко

Общий грузооборот портов Восточного побережья Балтийского моря увеличился в прошлом году на 7,35 %, что на 22,683 млн тонн больше, чем в 2010 году. Всего здесь переработали почти 331 млн тонн различных грузов. Всего в шести портах Литвы, Латвии, Эстонии перевалили в прошлом году 145375,8 тыс. тонн: это почти 44 % от общего грузооборота портов Восточного побережья Балтики. И эти показатели близки к показателям Украины. Морские порты и терминалы нашей страны в 2011 году перевалили около 156 млн тонн различных грузов.

Порты стран Балтии в 2011 году

Общий грузооборот портов Восточного побережья Балтийского моря увеличился в прошлом году на 7,35 %, что на 22,683 млн тонн больше, чем в 2010 году. Всего здесь переработали почти 331 млн тонн различных грузов.

Всего в шести портах Литвы, Латвии, Эстонии перевалили в прошлом году 145375,8 тыс. тонн: это почти 44 % от общего грузооборота портов Восточного побережья Балтики. И эти показатели близки к показателям Украины. Морские порты и терминалы нашей страны в 2011 году перевалили около 156 млн тонн различных грузов.

Отметим, что, если бы не российский Приморск с его гигантскими объемами налива, порты Эстонии, Латвии и Литвы переработали бы больше, чем российские порты бассейна.

Кстати говоря, в том числе и за счет российского транзита, который в 2011 году демонстрировал устойчивый рост. Всего переработка российских грузов увеличилась в портах Балтии на 11,7 % — на 7,3 млн тонн (отметим, что переработка российского транзита в портах Украины выросла всего лишь на 280 тыс. тонн).

В первую очередь, этот рост был обеспечен наращиванием перевалки угля (плюс 29,7 %) и минеральных удобрений (плюс 24 %). Заслуживает внимания то обстоятельство, что экспорт угля через российские порты вырос лишь на 14 %, а переработка минеральных удобрений и вовсе снизилась. На российском побережье Балтийского моря попросту не хватает соответствующих портовых мощностей.
Среди портов трех стран Балтии в лидеры 2011 года вырвалась Клайпеда, опередившая Ригу и Вентспилс, а также объединенный порт Таллинна, в который входят мощности Мууги, Палдиски, «Old City» и Сааремаа. Всего в прошлом году Клайпеда переработала 36,59 млн тонн (примерно на 123 тыс. тонн больше, чем ближайший преследователь Таллинн), а вместе с терминалом Бутинге, через который осуществляется импорт нефти, — 45,5 млн тонн. Перегрузка сыпучих и навалочных грузов, составившая почти 40 % всего грузооборота, выросла в порту на 23,4 %, до 14,524 млн тонн. Генеральных грузов (30,1 % грузооборота) перегружено на 13,8 % больше, чем годом ранее — 11,032 млн тонн, почти столько же перекачано наливных (30,2 %) — 11,033 млн тонн.

Рост грузооборота в порту достигнут, прежде всего, за счет увеличения переработки минеральных и химических удобрений (плюс 2,887 млн тонн), контейнеризированных грузов (плюс 0,722 млн тонн), руды (плюс 0,617 млн тонн), ро-ро грузов (плюс 0,608 млн тонн), нефтепродуктов (плюс 0,376 млн тонн). Отметим, что переработка контейнеров в порту выросла на 29,5 % по сравнению с 2010 годом, до 382185 TEU.

В 2011 году в порту были переработаны самые высокие в его истории объемы транзита — 16,21 млн тонн.
В целом важность Клайпеды как морского транспортного хаба сложно переоценить: это самый северный незамерзающий порт на Восточном побережье Балтики. Его годовая пропускная способность составляет примерно 45 млн тонн. Глубина подходного канала составляет 15 м, акватории — 13— 14,5 м. В развитие порта в 2008—2013 годах запланировано инвестировать порядка 350 млн евро.
Для Беларуси Клайпеда выполняет функции морских ворот. Белорусские товары — это около 30 % всего транзита по территории Литвы и не менее 25—30 % загрузки Клайпедского порта.

Пример такого сотрудничества — подписанный в сентябре 2011 года контракт между Белорусской нефтяной компанией и литовским нефте- терминалом Klaipedos naft. В течение 2011—2012 годов (то есть всего за полтора года) через нефтетерминал пройдет 2,5 млн тонн мазута, произведенного на Мозырском НПЗ и «Нафтане» в Новополоцке. Отметим, что еще в 2010 году терминал в Клайпеде служил для перевалки в Беларусь нефти из Венесуэлы. Через него же вывозились произведенные из южноамериканского сырья нефтепродукты для компании Shell. Кстати, именно через Клайпеду с середины 2009 года белорусская компания «Крафттранс» отправляет в Венесуэлу свои трактора.

Уже в 2007 году Клайпеда обогнала латвийский Вентспилс по перевалке белорусских удобрений и остается лидером по настоящий момент. В 2007 году через Клайпеду прошло 2,75 млн тонн удобрений, через Вентспилс — 2,46 млн тонн; в 2008 году — 3,05 млн тонн и 1,39 млн тонн соответственно. В 2009 году «Беларуськалий» вообще отказался от сотрудничества с латвийским портом. В 2010 году поставки через Вентспилс были незначительны, а в 2011 году вновь прекращены.
Отметим, что за первый квартал 2012 года грузооборот Клайпедского морского порта упал на 9 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, до 8,2 млн тонн.

Отлично 2011 год отработала Рига. Грузооборот Рижского свободного порта составил 34,072 млн тонн, что на 11,8 % больше, чем в 2010 году (30,47 млн тонн).

Львиную долю грузооборота перевалки (58,6 %, или около 20 млн тонн) составили в структуре перевалки насыпные грузы, прежде всего, транзитный уголь (39,6 % всего грузооборота порта). По данным порта, прирост в этой группе грузов составил 14,5 %. Больше чем в 2010 году (на 24,5 %) перевалили минеральных удобрений, на 35 % — зерновых. Удвоилась перевалка ферросплавов. На 54 % больше перегрузили стройматериалов, увеличился грузооборот по сахару, металлолому.

Самый большой прирост грузооборота наблюдался в порту по сектору наливных грузов — плюс 15 %. За полный 2011 год в порту перевалили 7,52 млн нефтепродуктов, что почти на 1 млн тонн больше, чем годом ранее.

Выросла и переработка контейнеризированных грузов. Если в 2009 году она составила 1,86 млн тонн, то в 2010 году — 2,65 млн тонн, а в прошлом году — 3,15 млн тонн (плюс 19 %).

В сегменте перегрузки генеральных грузов наблюдался весьма умеренный рост (всего + 1,1 %), но они не оказывают слишком значительного влияния на общий грузооборот порта.

Важно напомнить, что примерно 80 % загрузки порта составляют транзитные грузопотоки — в основном российского происхождения.
Кстати говоря, в январе 2012 года в Рижском Свободном порту было перевалено 3,4 млн тонн различных грузов — десятилетний рекорд грузооборота. Рига в январе 2012 года стала лидером среди портов балтийских стран, обогнав Клайпеду, Таллинн и Вентспилс. Важным фактором является то, что объемы переваленных стратегически важных для порта грузов — уголь, контейнеры и нефтепродукты — значительно превысил показатели за январь 2010 года. За первый квартал 2012 года грузооборот в порту вырос на 23,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9,5 млн тонн.

В 2011 году на 14,7 % выросли показатели грузооборота еще одного латвийского порта — Вентспилса (28,452 млн тонн против 24,815 млн тонн в 2010 году). Это новый рекорд. Прежний был установлен в 2005 году. Порт Вентспилс расположен возле устья реки Вента и оборудован терминалами для перегрузки нефти и нефтепродуктов, жидких химикатов, удобрений, металла, лесных грузов, продукции рыбной промышленности, угля, контейнеров и контрейлеров.

Основными переваливаемыми грузами в порту являются наливные — нефтепродукты (львиная доля налива), сырая нефть, жидкие химикаты, аммиак. Более половины грузооборота Вентспилса составила перевалка нефтепродуктов (50,8 %). В абсолютных цифрах это 14,458 млн тонн (+ 8,2 % в сравнении с 2010 годом). Всего здесь переработали около 15 млн тонн налива.

Насыпные грузы — это 10,947 млн тонн в 2011 году (+25,2 %). Особенно примечателен рост перегрузки транзитного российского угля на Baltic Coal Terminal — 6,616 млн тонн, или +80,5 % по сравнению с 2010 годом.

Объемы перегрузки генеральных грузов составили 2,52 млн тонн, рост на 25,5 %. Примечателен в этом секторе рост перевалки ро-ро грузов (плюс 46 %), 1,888 млн тонн в абсолютных цифрах. Для паромного сообщения прошлый год вообще для порта оказался удачным. В частности, на линии Вентспилс — Нюнехамн начал курсировать новый паром «Scottish Viking», и количество пассажиров на этой линии утроилось.
Кстати, порт прекрасно начал и новый 2012 год. Грузооборот за первый квартал, как сообщает администрация порта, вырос на 19 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Всего за январь—февраль переработали более 8,5 млн тонн.
Несколько хуже обстояли дела в еще одном латвийском порту — Лиепае. Администрация свободной экономической зоны Лиепаи, в которую входит и территория порта, уже давно находится в тщетном поиске инвесторов для реализации масштабных проектов в порту, одной из самых главных проблем которого является недостаточность глубин (это самый мелководный порт в восточном секторе Балтийского моря). Нет перспектив — нет и инвесторов. Впрочем, в 2012 году здесь планируется на средства Евросоюза завершить дноуглубление (с 10,2 до 12 м). В 2011 году здесь переработали 4,856 млн тонн грузов, рост по сравнению с предыдущим годом составил 10,8 %.
Основные грузы Лиепаи — зерно, нефть и нефтепродукты, лесные и черные металлы. Грузооборот порта весьма зависит от транзитных грузопотоков, в особенности из Беларуси (нефтепродукты и сыпучие). В прошлом году власти страны обратились с призывом к представителям российского бизнеса использовать для перевалки порт Лиепая, обещая поддержку на государственном уровне.
За первые два месяца 2012 года грузооборот порта вырос на 35,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Всего в январе—феврале здесь переработали 1,02 млн грузов.
В состав АО «Таллинна Садам», условно говоря, портов «большого Таллинна», входят порт Ванасадам («Old City»), где принимают пассажирские суда и обрабатывают ро-ро грузы, порт Мууга (контейнеры, сыпучие — уголь, удобрения, зерно, металлолом и проч., наливные, генеральные и ро-ро грузы), порт Пальяссааре (генеральные, сыпучие и наливные грузы), порт Палдиски Лыунасадам (генеральные, сыпучие, наливные и ро-ро) и порт Сааремаа, предназначенный для обслуживания пассажирских судов и яхт.
Таллиннский порт закончил 2011 год не слишком удачно. В отличие от всех прочих портов стран Балтии грузооборот здесь снизился, пусть и на незначительные полпроцента. В прошлом году в Таллинне переработали 36,467 млн тонн различных грузов (против почти 36,65 млн тонн в 2010 году), что дало возможность Клайпеде обойти эстонский порт в неофициальной табели о рангах прибалтийских гаваней.
Объемы переработки генеральных грузов в порту составили 5,879 млн тонн, что на 9,9 % больше, чем в 2010 году. В частности, выросла переработка ро-ро грузов (3,690 млн тонн, + 4,4 %), а перевалка контейнерных грузов подскочила на примечательные 30,1 % — 197717 TEU, плюс 45748 TEU по сравнению с показателями 2010 года.
Не столь успешен был Таллинн в переработке сыпучих, навалочных грузов: снижение составило 26,1 %. Несколько выросла переработка удобрений, металлолома, но зато обрушилась перевалка, например, угля — на более чем 76,3 % (меньше на 1,575 млн тонн, чем годом ранее), упала переработка зерна и щебня (на 0,8 % и 39,6 % соответственно).
Впрочем, имея в виду, что налив составляет приблизительно 71,7 % всего грузооборота Таллинна, эти потери нельзя назвать особенно болезненными. Перевалка сырой нефти и нефтепродуктов через таллиннские терминалы составила 26,314 млн тонн, то есть выросла за год на 2,3 %.
За четыре месяца 2012 года грузооборот порта упал на 13,6 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Но самые высокие темпы роста из всех прибалтийских портов показал в 2011 году порт Силламяэ, являющийся совместным российско-эстонским предприятием и располагающийся на крайнем северо-востоке Эстонии. По информации администрации порта, грузооборот порта вырос в 2011 году на 40 %, до 4,9 млн тонн. Отметим, что и в 2010 году рост грузооборота в порту был сорокапроцентным. В следующем году стивидоры обещают довести грузопереработку в порту до 6 млн тонн (рост с 2006 года, когда здесь переработали 623 тыс. тонн, почти десятикратный). Вполне возможно, имея в виду все преимущества порта. Из перечисленных выше гаваней это, пожалуй, единственный порт, работающий почти исключительно транзитные российские грузопотоки. Это и понятно: он является самым близким к территории России портом Евросоюза (всего 25 км от российской границы). Кроме того, он не замерзает зимой (за последние 15 лет ледовая проводка понадобилась лишь однажды), является глубоководным (по крайней мере, на подходном канале обеспечены глубины до 16,5 м) и многофункциональным. Инфраструктура порта позволяет переваливать нефть, нефтепродукты, продукты нефтехимии, СПГ, сыпучие грузы, генеральные грузы, проектные и негабаритные грузы, ро-ро грузы, а также в ближайшем будущем контейнеры (строительство контейнерного терминала, начатое в прошлом году, должно завершиться к 31 декабря 2012 года).

Порты Украины, № 04 (116) 2012

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать