Вверх

Повод для встречи изменить нельзя

01 мая 2009  

Порты Украины, № 3 (85) 2009
Валентина Михайлова
Рейтинги

 

27 марта этого года состоялась церемония награждения победителей Национального морского рейтинга по итогам 2008 года.
Всего по итогам 2008 года Национальный морской рейтинг выявил 48 победителей в 13 номинациях.*
В церемонии награждения приняли участие заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Юрий Крук, заместитель главы Одесской областной госадминистрации Петр Хлыцов.

В жизни всегда есть место рекорду
Как и год назад, вновь зал ресторана «Гранд-Европа» на Одесском морском вокзале собрал ведущих и лучших специалистов отрасли. И хотя церемония награждения победителей в таком формате проходит всего во второй раз, можно уже говорить о том, что праздник прижился, «оброс» традициями, что его идея пришлась по душе работникам портов, терминальным операторам, агентам, экспедиторам… И не только тем из них, кто оказался в числе награжденных.
Необходимо, признавались многие, хотя бы раз в год почувствовать себя, свой коллектив частью большого морского сообщества.
— Очень важно, — сказал начальник Одесского морского торгового порта Николай Павлюк, — что это не безликая акция. Самый главный смысл такого мероприятия, как я это вижу, — это единственная возможность встретиться руководителям, представителям морской отрасли в непринужденной обстановке. Наш профессиональный праздник обычно проходит в другом формате. А в таком составе нас собирает только Национальный рейтинг. На первых порах, когда к портовикам больше прислушивались, Минтранссвязи собирал нас. Потом все заглохло. И хорошо, что мы можем собраться сами, высказаться без всякого давления. А молчать не надо. К сожалению, появившаяся у руководителей откуда-то трусость, приводит ко многим бедам.
Не молчит тот, кто уверен в своем профессионализме, кто осознает весомость собственного вклада в общее дело. А это познается только в сравнении.
Поддержать лучших специалистов отрасли, дать им понять важность их вклада в развитие отрасли, экономики страны, это было, пожалуй, главной целью, которую преследовали организаторы Национального морского рейтинга — издательство «Порты Украины» и информационно-аналитический центр «BlackSeaTrans». Принцип определения победителей прост и понятен. Лучший тот, кто показал в сравнении с другими наивысший показатель то ли в тоннах, то ли в процентах. Впрочем, так было и в прошлом году.
Всего по итогам 2008 года выявлены 48 победителей в 13 номинациях («Золотая тонна», «Золотой контейнер», «Морской агент», «Экспедитор года», «Обновление флота», «Поставщик перегрузочной техники», «Развитие линейного судоходства» и т. д.). Число победителей по сравнению с предыдущим годом выросло более чем в полтора раза (по итогам 2007 г. их было 30). На этот раз, составляя рейтинги, организаторы больше внимания уделили работе частных терминальных операторов и компаний, сотрудничающих с ними. Такой подход, с одной стороны, позволяет более объективно оценить усилия компаний, прежде всего, экспедиторских и агентских, с другой — сопоставить динамику развития государственных торговых портов и терминалов других видов собственности.
Открывая церемонию награждения Национального морского рейтинга, генеральный директор ассоциации «Укрпорт» Виктор Борисенко вспомнил, как зарождалась идея проведения рейтинга, тогда еще только среди государственных портов:
— Пять лет назад еще шли споры о том, что считать, кого и как отмечать. Тогда и была учреждена ассоциацией «Укрпорт» и журналом «Порты Украины» первая награда «Золотая тонна». Ею решено было отмечать порты, превысившие лучшие результаты в обработке грузов за год, достигнутые предприятием когда-либо за всю его историю.
Появление этой первой награды отметило определенную веху в развитии морских торговых портов независимой Украины. Некоторые из них к тому времени стали превышать лучшие показатели советских лет, что еще 10 лет назад казалось фантастикой.
В 2007 году морские торговые порты Украины оставили позади лучшую «советскую» точку отсчета. И продолжали наращивать объемы перевалки. В 2008 году было обработано 132,2 млн тонн грузов, почти на 7 % больше, чем в 2007 году. А год портовикам пришлось завершать в условиях мирового кризиса.
Как и год назад, число победителей номинации «Золотая тонна» сохранилось — четыре порта превысили свои рекорды: Николаевский МТП (9,3 млн тонн), Одесский МТП (34,6 млн тонн), СМП «Октябрьск» (2,5 млн тонн) и порт Южный (21,7 млн тонн).
На свои наилучшие показатели за годы существования независимой Украины вышел Херсонский МТП — 4,3 млн тонн.
Сложно сказать в нынешних непростых экономических условиях, удастся ли какому-нибудь порту взять более высокую планку и добиться этой номинации через год. Однако очевидно, даже сегодня, на фоне падения объемов перевалки, портовики Украины умудряются ставить рекорды.
— Несколько дней назад, — напомнил Виктор Борисенко, — Одесский порт установил рекорд, переработав 645 вагонов за сутки. Эти моменты и события в жизни трудовых коллективов достойны внимания. А мы почему-то стесняемся их отмечать так, как это делалось раньше.
Эта «стеснительность» и подвигла организаторов на проведение Национального морского рейтинга. Дело в том, что пятый год подряд редакция журнала «Порты Украины» предлагает своим экспертам — руководителям и ведущим специалистам предприятий и организаций водного транспорта Украины — оценить итоги прошедшего года. Экспертам задаются три неизменных вопроса. Им предлагается назвать достижение года, неудачу года и человека года. Так вот, кадровая чехарда и кадровые ошибки занимают лидирующую строчку в номинации «Неудачи года». Церемония награждения, по мнению организаторов, должна в какой-то мере восполнить кадровые промахи.

Герои симпатий
Намного, конечно, сложнее определять победителей в главных номинациях — «Достижение года» и «Человек года». Организаторы рейтинга, направляя анкеты экспертам, напоминают, что за фамилией претендента должно стоять конкретное дело. Безусловно, в ответах есть доля субъективизма. Речь идет не только о симпатиях к конкретным людям, эксперты по-разному понимают, что есть вклад в развитие отрасли. Но вот любопытно, когда подсчитываются все голоса, оказывается, эксперты все же попадают в яблочко.
Пятый год коллеги выводят в лидеры номинации «Человек года на водном транспорте» начальника Одесского порта, Героя Украины Николая Павлюка. В этом году один из экспертов объяснил свой выбор без ссылок на конкретные достижения: «Просто потому, что Николай Пантелеймонович есть, и все не так безнадежно воспринимается. Само его присутствие в отрасли придает ей вес и не дает забыть о былом величии». Такие признания не единичны. Означает ли это, что Николай Павлюк стал просто героем симпатий? Отнюдь. Одесский порт по итогам 2008 года победил в номинациях «Золотая тонна», «Абсолютный рост» (прибавил к грузообороту более 3 млн тонн), «Золотой причал» (за сдачу причала №29). Это все реальные и большие дела.
Человек, занявший второе место в номинации «Человек года» — основатель компании «ТИС» Алексей Ставницер. И у этой компании побед в рейтинге не меньше, чем у Одесского порта.
Компания «ТИС» удостоена главной награды Национального рейтинга «Достижение года-2008» за сдачу в эксплуатацию самого современного и крупного в Украине угольно-рудного терминала в акватории порта Южный мощностью 12 млн тонн в год. Эта компания, кроме того, показала лучшие результаты среди частных терминальных операторов и в этой категории предприятий заняла первое место в номинациях «Абсолютный рост», «Золотой причал», третье место — в номинации «Темпы роста».
Занявший третье место в номинации «Человек года» начальник Ильичевского морского торгового порта Геннадий Скворцов был отмечен экспертами, прежде всего, за бойцовские качества при отстаивании интересов порта. Проблема рейдерства в портах, с чем Геннадию Скворцову пришлось столкнуться, остается актуальной в Украине на протяжении последних лет. Однако и о производственных показателях порта можно говорить много добрых слов. Прибыль в 2008 году выросла в разы.
По мнению Юрия Крука, Национальный рейтинг — очень весомый праздник. И не только потому, что на нем отмечают лучших руководителей и предприятия. Есть возможность собраться вместе и в непринужденной обстановке обсудить целый ряд важных проблем.
И очень хорошо, подчеркнул Ю. Крук, что организаторы вместе с экспертами, подводя итоги, не обособляют государственные предприятия от частных. Такое сравнение позволяет глубже понять и оценить происходящее в отрасли.

Сотрудничество или конкуренция?
На государственные морские торговые порты приходится основная доля в общем грузообороте морских и речных портов и терминалов. В 2008 году она составила 70 %. Однако эта цифра не дает полного представления о вкладе частных компаний в общий рост грузооборота. Дело в том, что во многих портах сегодня перевалкой занимаются частные операторы.
В ходе подготовки к Национальному морскому рейтингу впервые подсчитаны и сведены в одну таблицу все 77 негосударственных компаний, которые в 2008 году занимались портовой перевалкой грузов. Сюда вошли как частные терминальные операторы, работающие на причалах государственных портов, так и компании, работающие на терминалах других видов собственности.
В суммарном грузообороте портов и терминалов Украины 2008 года (187,6 млн тонн) на долю негосударственных стивидорных компаний, переработавших более 90 млн тонн, приходится 48 %. Это чуть больше, чем в 2007 году, когда на долю негосударственных стивидорных компаний приходилось 47,5 %. Двумя годами ранее их доля едва превышала 40 %.
Частные терминальные операторы в последние годы не только наступают на пятки государственным портам, а по ряду позиций опережают их. И это понятно — они работают в другом законодательном пространстве. В таких позициях, как инвестирование, у них например, больше свобод. И потому больше инвестируют в развитие своих предприятий.
В прошлом году на морской карте Украины появился, кроме уже названного угольно-рудного терминала компании «ТИС», новый контейнерный терминал в Одесском порту компании «Бруклин-Киев Порт», которая удостоена второго места в номинации «Золотой причал».
Или, например, ни один государственный порт не показал таких высоких результатов в номинации «Темпы роста», как победители среди частных компаний — «Нибулон» (прирост составил 183 %), «ТИС» (+ 59%), «Авлита» (+ 48 %).
Николай Павлюк, высоко оценив достигнутые результаты частными терминалами, призвал собравшихся «из рейтингов делать вывод. Так кто будет впереди? Частные или государственные терминальные операторы?».
Ответ на этот вопрос для начальника Николаевского морского торгового порта Василия Капацыны очевиден — самый эффективный путь развития портов лежит в совместном сотрудничестве, в государственно-частном партнерстве.
— Победа в номинации «Золотая тонна», — сказал Василий Николаевич, принимая почетный знак, — для Николаевского порта весомое достижение. Это результат реформирования работы нашего порта на базе государственно-частного партнерства. Мы подсмотрели этот опыт у Одесского порта и уже два года занимаемся созданием частных стивидорных компаний.
И не удержавшись, добавил в азарте:
— В следующем году мы «сделаем» одесские порты. Ученики всегда должны идти дальше своих учителей.
Так, сотрудничество или конкуренция? Главное, чтобы это служило общему делу.
— Действительно, если не стремиться к первому месту, то кто будет двигать экономику отрасли и страны? — прозвучал на церемонии шутливый, но вполне законный вопрос.
Как сложится нынешний год для морской отрасли Украины? Сменят ли новые лидеры старых? Появятся ли новые номинации? Участники Национального рейтинга предлагали, например, оценивать вклад в работу портов грузоотправителей, ввести номинацию, скажем, «Золотой доллар» и оценивать финансовые показатели портов…
Ссылаясь на результаты работы трех главных портов Украины — Одесского, Ильичевского МТП и порта Южный с начала 2009 года, заместитель главы Одесской областной госадминистрации Петр Хлыцов, выразил надежду, что существенные потрясения из-за кризиса отрасли не грозят и лидеры сохранят первые позиции.
А вот коренные изменения грядут. О них напомнил директор института «УкрНИИМФа» Александр Лесник:
— 2009 год — год реформ в морской отрасли. Создается государственная морская администрация. Планируется принять Закон о портах, который сулит существенные перемены в портах. Будет создаваться правовая основа внесения изменений и выведения на современный уровень КТМ Украины…
Изменения, конечно, грядут. Но очевидно, что неизменным остается повод для встречи лучших специалистов морского сообщества — церемония награждения Национального морского рейтинга.
Организаторы рейтинга благодарят все предприятия и компании, которые с пониманием отнеслись к идее проведения праздника и приняли в этом посильное участие. Слова особой признательности — Одесскому порту и его профсоюзному комитету, благодаря усилиям которых Национальный морской рейтинг обрел место встречи.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать