Вверх

Позитивный сценарий

08 октября 2014   Валентина Михайлова

В ближайшие несколько лет терминалы ТИС-Руда и ТИС-Уголь нарастят мощности на четверть

Позитивный сценарий

Известно, что гениальные идеи одновременно приходят нескольким людям, но только один из них получает свидетельство об изобретении. Тот, кто оказался расторопней. В бизнесе действует тот же закон, сформулированный деликатными англичанами как «время - деньги», а нашими соотечественниками - в виде шутки про тапки для тех, кто раньше встает. В украинском морском бизнесе пальма первенства по скорости превращения идей в реальные перегрузочные терминалы явно принадлежит компании ТИС.

Скорость как фактор успеха

ТИС в начале 2000-х отличало от других частных стивидорных компаний то, что она была как бы вне отраслевого статуса. Другие «частники» оперировали государственными причалами в рамках договоренностей с морскими торговыми портами и, следовательно, основательно зависели от профильного министерства. ТИС была менее зависима от решений морского начальства, но и практически лишена его поддержки. Возможностей обходить бюрократические рифы здесь было не больше, чем у других, однако внутренняя свобода команды и жажда реализации идей оказались сильнее отечественной бюрократии.

Для создания самого крупного в СНГ угольно-рудного перевалочного комплекса (объединяет два терминала ТИС-Руда и ТИС-Уголь) специалистам компании понадобилось всего четыре года. А ведь это комплекс, годовая мощность которого соизмерима с объемом перевалки среднего черноморского порта - 12 млн тонн, и постоянно продолжает расти. Возможно, где-то в мире это обычный срок для создания таких объектов. Но только не в Украине, где одни согласования порой длятся годы.

Итак, все началось, когда терминал минудобрений ТИС был уже полностью загружен, когда был построен второй специализированный зерновой терминал, на тот момент самый крупный на Черном море. Тогда и предложил прежний генеральный директор компании Алексей Михайлович Ставницер осваивать территории, где не было глубин и рос камыш, и развивать ТИС уже как порт, переваливающий разнообразную номенклатуру грузов. Но для начала предстояло определить грузопотоки, которые не иссякнут ни через 5, ни через 10 лет.

Маркетинговый анализ грузопотоков, качественных характеристик грузов, прогнозирование объемов перевалки и расчет параметров очередного терминала под эти грузы лег в том числе на плечи исполнительного директора терминалов ТИС-Руда и ТИС-Уголь Александра Чебручана и его заместителя по коммерческой работе Дмитрия Галимова. Они работали тогда в отделе развития.

- Мы анализировали грузопотоки, - вспоминает Дмитрий Галимов, - и предположили, что в ближайшие 5-7 лет ожидается рост перевалки угля и руды. Это были растущие рынки. Уже тогда было понятно, что Украина может стать серьезным экспортером руды, и было видно, что в стране недостаточно терминалов, способных обрабатывать большие объемы угля и руды. Порты, которые этими грузами занимались, Южный и Ильичевск, не располагали современной технологией. На тот момент они не могли принимать и быстро грузить крупные суда, такие как «панамакс» или «кейпсайз».

Терминал ТИС-Руда строился на паях с крупнейшим в Украине экспортером железорудных окатышей Полтавским горно-обогатительным комбинатом (компания Ferrexpo). Терминал, собственно, и рассчитывался под будущие потребности этого экспортера.

Правда, поначалу Полтавский ГОК не обеспечивал полностью всю загрузку терминала: отправлял не более 1,5 млн из проектных 5 млн тонн в год. Для загрузки мощностей привлекали грузы третьих лиц - уголь, железорудное сырье. А с 2011 года комбинат вышел на такие объемы, что смог полностью загрузить терминал своим окатышем. И объемы растут. В последнее время к перевалке полтавского груза частично стали подключать соседний терминал ТИС-Уголь. И это при том, что мощности ТИС-Руды давно превысили тот уровень пропускной способности, который определяли для него специалисты,строя прогнозы. Есть высокая вероятность того, что в 2014 году терминал сможет обработать 6,5 млн тонн полтавского экспорта. Это было бы невозможно без слаженной работы и взаимодействия с соседним терминалом ТИС-Уголь и, конечно же, как подчеркивают руководители комплекса, «без сверхэффективной работы железнодорожного департамента ТИС, который возглавляет Анатолий Иванович Верлан, чьи методы работы и инновации достойны отдельной статьи в журнале».

Аналогичная ситуация с углем. Терминал ТИС-Уголь тоже превысил свои первоначальные проектные мощности. Планировалось переваливать здесь до 7 млн тонн в год, а в 2014 году может быть переработано, согласно прогнозам, до 8,5 млн тонн. Оперирует терминалом стивидорная компания, уже независимая от какого-либо производителя, экспортера, трейдера. (Отдельно заметим: на обоих терминалах увеличить мощности перевалки удалось путем изменения технологий, модернизации некоторых узлов, не прибегая к каким-то принципиальным изменениям или реконструкции, не тратя большие средства).

- Грузопоток растет. Все так, как мы и рассчитывали десять лет назад. Мы тогда сделали правильный выбор, раз развиваемся успешно, - подытоживает Дмитрий Галимов.

Дополняющие технологии

ТИС-Руда ориентирован на одного грузоотправителя и одно направление - экспорт. Поэтому здесь применили конвейерную технологию как самую эффективную для насыпных массовых грузов. Так работают все специализированные угольно-рудные порты Румынии, Голландии, Бельгии, Австралии, Бразилии.

Непрерывность процесса обеспечивает высокий темп обработки вагонов и судов. Традиционная погрузка краном требует дополнительных движений, вспомогательных технологических операций, которые удорожают и замедляют процесс. В первом случае груз течет рекой по конвейерной ленте в нужном направлении, во втором - одна порция груза прежде, чем попасть на судно, может перемещаться по территории несколько раз: из вагона - на склад, со склада - на площадку, с площадки - на судно.

Очевидно,что конвейерная технология с применением вагоноопрокидывателей - более щадящая, например для вагонов, которые не испытывают ударов грейферными кранами при извлечении груза. Плюс, не замедляя процесса выгрузки или погрузки, можно очищать груз от инородных предметов, используя встроенные системы очистки в конвейерной технологии, такие, как фильтрующие и улавливающие решетки, магнитные детекторы и сепараторы. Закрытые ленты, на которых перемещается груз, ограничивают пыление. Все это особенно актуально для угля и руды.

И наконец, конвейер позволяет более рационально использовать площади. На небольшом участке можно построить склады, которые вмещают больше груза за счет его штабелирования с помощью стакеров на высоту 18-20 метров. Обычный кран на такие высоты не дотянется.

- Мы прогнозировали, что будут востребованы терминалы, которые смогут принимать крупнотоннажные суда, обеспечивая высокие скорости погрузки и выгрузки как флота, так и железнодорожного подвижного состава, - вспоминает Дмитрий Галимов. - И для этого конвейерная технология подходила как нельзя лучше, но мы также прогнозировали, что будет расти импорт навалочных грузов в Украину. ТИС-Руда - сугубо экспортный терминал, рассчитанный на прием груза с железной дороги. На нем не поработаешь с другими видами грузов - нет кранов. Поэтому помимо этого терминала мы прорабатывали идею строительства дополнительных мощностей, которые были бы экспортно-импортно ориентированы и нацелены больше на переработку угля. Мы также понимали, что спрос на такие терминалы будет не только у Полтавского ГОК, а также и со стороны других экспортеров железорудного сырья, таких как «Метинвест», «Арцелор Миттал Кривой Рог», «Индустриальный Союз Донбасса», и других экспортеров угля и железорудного сырья, в т.ч. российских.

Так родился терминал ТИС-Уголь, который принял первое судно в конце 2008 года. Два причала общей длиной 500 метров и с глубинами 15 метров могут принимать судно класса «кейпсайз», либо одновременно два «панамакса». На причале работают две судопогрузочные машины и три крановых перегружателя. В процессе строительства подкорректировали планы и сделали упор на прием импортных грузов. Тогда уже было понятно, что Украине потребуется импортный коксующийся уголь. На сегодняшний день возможности этого терминала по экспорту, если брать за основу уголь, примерно 7,5 млн тонн, по импорту - 2,5 млн тонн в год. Неудивительно, что именно через этот терминал сегодня начался ежемесячный прием до 300 тыс. тонн импортного угля, в т.ч. энергетического, закупаемого государством и частными компаниями для нужд энергетики.

По большому счету, оба терминала строились как единое целое с разными, но дополняющими друг друга технологиями обработки судов на едином причальном фронте. Технологически можно обработать судно в любой точке этого фронта, грузить суда почти с любого склада. Можно использовать мощности ТИС-Уголь для обработки руды и наоборот. Это дает высокую гибкость, маневр и оперативность в работе.

Купите рекорд!

Когда строили терминалы, то ставили себе задачу предоставлять услуги на уровне сервисов лучших терминалов мира. Специально ездили знакомиться с работой крупнейших европейских терминалов навалочных грузов - Роттердам, Гент. Все лучшее, что увидели, пытались воплотить у себя.

Изначально были нацелены на высокие нормы погрузки и высокие скорости обработки вагонов. Так и получилось. Сегодня по темпам отгрузки экспортных грузов ТИС работает на уровне порта Роттердам, специализированных и крупнейших в мире бразильских портов. Единственный конкурент по скорости на Черном море - румынская Констанца. А для украинских портов любой самый высокий показатель перевалки на ТИС автоматически становится украинским национальным рекордом.

В первый же год работы зафиксировали рекорд - 64 тыс. тонн железно-рудного концентрата в сутки. Сегодня это показатель средней интенсивности погрузки. Последовавший затем рекорд - более 90 тыс. тонн - теперь делается на каждом третьем судне. В августе 2014 года достигли нового рекордного показателя - за сутки на судно погрузили 106 тыс. тонн.

- У нас вся техника нового поколения, она практически вся рассчитана на производительность от 3 тыс. тонн в час, - поясняет Дмитрий Галимов. - Это позволяет погружать 100 тыс. тонн в сутки, если на одном судне используются одновременно 2-3 технологии погрузки. Мы рекорды ради рекордов не делаем, все зависит от необходимости обработки на высоких скоростях. На августовский рекорд в 106 тыс. тонн мы пошли, потому что надо было это судно к определенному сроку перешвартовать на дозагрузку к причалам порта Южный. Был очень плотный график постановки судов, перерыв между ними был в один-два дня. Готовились к этому рекорду за две недели. Планировали размещение груза на складах, график подхода вагонов, обеспечили их подход, чтобы задействовать выгрузку и по прямому варианту. Если рекорд востребован, мы готовы на него идти. Это можно рассматривать как новую услугу - предоставление сверхвысокой нормы обработки судов. Любой рекорд - это дополнительные трудозатраты терминала, и правильно было бы для этого вида сервиса определить расценки, предлагать и продавать его грузовладельцу. Такой практики в работе украинских портов нет. Но мы уже подумываем о введении такого новшества.

Среди звучных событий, равносильных рекорду, - заход на причалы ТИС в 2009 году судна типа «кейпсайз». Судно такого класса тогда впервые зашло в порты Украины. С того времени украинские порты стали активно работать с крупнотоннажными судами. Не имея возможности из-за глубин грузить их полностью у причалов, догружали на рейде. Например, 15-метровые глубины позволяют погрузить на кейпсайз грузоподъемностью 200 тыс. тонн в среднем 130 тыс. тонн у причалов ТИС. Сегодня ситуация несколько изменилась. Недогруженные на терминале ТИС-Уголь крупнотоннажники ставятся на дозагрузку к причалам ГП МТП Южный, глубины у которых недавно благодаря государственной программе дноуглубления, доведены до 18,5 метров. Для судов с окатышами, груженными на ТИС-Руде, такой необходимости нет. Полтавский ГОК оперирует собственным судном «Айрон Дестини» с кранами на борту, он и производит доза- грузку кейпсайзов на рейде.

Отсутствие достаточных глубин у причалов, безусловно, сдерживающий фактор. Технические возможности позволяют провести дноуглубление у причалов угольно-рудного комплекса ТИС до 19 метров, и это часть государственной программы дноуглубления акватории Южного. Для новых планов, которые ТИС намерен реализовывать, очень важно не затягивать выполнение этих обязательств.

Терминал в терминале

Отвечая на мой вопрос, какие перспективы в этом году у рудно-угольного комплекса, его исполнительный директор Александр Чебручан был предельно точен:

- Ближайший год - это не перспективы, это текущая ситуация. Мы на сегодняшнюю ситуацию не работаем, мы работаем на тенденцию. Сначала проводим маркетинговый анализ, определяем перспективное направление, если наблюдаем тенденцию поувеличению грузопотоков того или иного вида груза, то даем предложение акционерам, как его можно привлечь и что сделать, чтобы принять растущие объемы.

Есть еще один инструмент, которым здесь пользуются при стратегическом планировании. ТИС разрабатывает стратегию развития на вырост, ориентируясь на позитивный прогноз. Но реальные объекты вводят в строй поэтапно, сначала в рамках негативного прогноза, затем среднего и, наконец, наращивают мощности до «позитивного» максимума.

Судя по тенденции показателей, для терминала пришло время позитива - комплекс готовится увеличить годовые объемы еще минимум на 5 миллионов тонн. Это вполне реально, считают специалисты, учитывая, что новый инвестиционный проект будет ре- ализовываться 2-3 года, в течение которых экономика Украины сможет стать крепче.

- Надеюсь, - делится Александр Чебручан, - акционеры поддержат программу бюджетирования последнего квартала 2014 года, а также программу инвестиций на 2015 год. После реализации этих программ два терминала выйдут на общую пропускную способность на уровне 20 млн тонн грузов в год. Для этого надо в первую очередь расширить возможность железной дороги. Во вторую - создать дополнительные склады, приобрести все необходимое для них перегрузочное оборудование - стакеры, реклаймеры, приобрести судопогрузчик, построить вагоноо- прокидыватель... Словом, сделать все, что нужно по технологии, которая используется сейчас. Это, по сути, будет еще один терминал, который естественно впишется в инфраструктуру комплекса.

Порты Украины, № 08 (140) 2014

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать