Вверх

Признаки возрождения круизной Крымско-Кавказской линии

08 мая 2013  

Важнейшим направлением в развитии круизного туризма в бассейне Черного моря является возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний рынок причерноморских стран.

Признаки возрождения круизной Крымско-Кавказской линии

Первая «ласточка»

14 июня 2013 года из Одессы по круговому маршруту Севастополь — Анапа — Сочи — Феодосия — Ялта — Одесса стартует круизный лайнер «Адриана», который будет работать на линии до 13 сентября, рассказывает начальник пассажирского комплекса морвокзала Одесского порта Николай Маковецкий.

Судно зафрахтовано российской компанией «Black & Baltic Seas cruise company» (B&BS) у карибского судовладельца «Adriana Shipping». Круиз назван «Шесть курортных столиц Черного моря».

Компания-организатор намерена в течение летнего сезона 2013 года совершить 14 судозаходов в каждый из 6 городов и перевезти около 4 тысяч туристов. 

Компания B&BS была создана для осуществления круизных программ в Балтийском и Черноморском регионах, она является «дочкой» петербургской компании «Экспо-тур» с участием других инвесторов. «Экспо-тур» специализируется на сезонных круизах по Балтике. 

Проект следует оценивать как совместный, двусторонний, ибо без заинтересованности российских черноморских городов-портов, украинской стороны и огромной помощи Министерства по туризму Крыма, он вряд ли сможет состояться, заявил генеральный директор компании «Экспо-тур», президент Ассоциации участников круизного рынка Санкт-Петербурга Игорь Рюриков.

Он считает, что потребность в запуске внутренней круизной линии в Черном море назрела, во-первых, по причине общего роста круизного рынка, и, во-вторых, — повышенного спроса на безвизовые туры: черноморские круизы смогут стать прекрасной альтернативой речным круизам и пляжному отдыху на побережье. При этом важнейшим направлением в развитии круизного туризма в бассейне Черного моря является возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний рынок причерноморских стран.

Рассчитывая на интерес к черноморским круизам петербуржцев, B&BS Cruise Company совместно с симферопольской авиакомпанией Air Onyx планирует запустить с 22 июня чартерный авиарейс из Петербурга в Симферополь, стоимость билетов в обе стороны составит 10—11 тыс. рублей.

Пассажирский лайнер «Адриана» (длина 104 м, ширина 16 м, четыре палубы, полное водоизмещение — 3944 тонны, эксплуатационная скорость — 15 узлов) может разместить на борту 300 пассажиров, 100 членов экипажа. Судно имеет палубный бассейн с морской водой. В рекламных текстах его называют комфортабельным, но это понятие весьма относительное, учитывая возраст судна, построенного в 1972 году в Греции. В 2010 году лайнер прошел ремонт и переоборудование. Судно зарегистрировано под флагом Федерации Сент-Китс и Невис. 

Лайнер ранее работал в Карибском бассейне, откуда состоялся перегон на Черное море. Начальник Ялтинского порта Александр Котовский подтвердил, что к середине мая «Адриана» уже находилась в Ялте, где экипаж готовился к проведению круизной программы.

На форуме сайта www.infoflot.ru, отвечая скептикам по поводу возможного провала в связи с недобором круизных пассажиров на рейсы 2013 года, Игорь Рюриков сказал: «Вот не будет клиентов и не будет в следующем году рейсов. В этом сезоне — назад дороги нет».

Экскурс в историю 

Сегодня разве что историки помнят, что Крымско-Кавказская линия была учреждена Российским обществом пароходства и торговли (РОПиТ) еще в 1859 году. Тогда это была почтово-пассажирская линия между Одессой, Севастополем, Феодосией и Керчью, которая соединялась с Поти Кавказской линией. В 1878 году линия была продлена до Батума.

Крымско-Кавказская линия (ККЛ) вполне успешно существовала многие годы с перерывом на войны и революции. 

«После Великой Отечественной войны, — пишет в «Морской энциклопедии Одессы» ветеран пассажирского флота ЧМП Георгий Пилипенко, — на линии работали теплоходы «Россия», «Украина» (2), «Победа», «Адмирал Нахимов» и другие. Новый этап развития ККЛ в 1960 году связан с получением судов типа «Киргизстан» на 240 пассажиров, в 1964-м — «Иван Франко» (более 700 пассажиров), позже типа «Белоруссия», «Дмитрий Шостакович». 

Спрос на круизы имел всесоюзный характер, билетов не хватало. Однако круизом круговой рейс не считался, в СССР считалось, что отдыхом, туризмом должны заниматься профсоюзы и туристические организации, флот же существует «для доставки грузов и пассажиров с багажом в районах с превалирующей ролью морского транспорта». Как компромисс ККЛ стала грузопассажирской: по 7-дневному круговому маршруту с комплексным тарифом, который включал экскурсии в портах захода, концертно-развлекательную программу на борту. Расписание предусматривало дневные стоянки в Ялте, Туапсе, Новороссийске, Сочи, Сухуми, Поти, Батуми. 

В 80-х в сезон работало до 10 и более судов (около 6 тысяч каютных мест), судно отходило из Одессы ежедневно, в некоторые дни по 2 судна. В год перевозилось до 130 тысяч пассажиров. Перевозки были убыточными, рентабельность поддерживалась за счет отфрахтовки части судов зарубежными туристическими фирмами».

Увы, с развалом СССР и ЧМП линия прекратила существование. С начала 90-х по настоящий момент в Черноморском регионе отсутствовали пассажирские перевозки по Крымско-Кавказской линии. Редкие попытки возрождения круизного туризма на Черном море, предпринятые за эти долгие годы, к сожалению, так и не увенчались успехом. 

Можно вспомнить о стремлении реанимировать линию с помощью теплохода «Тарас Шевченко» руководителя компании «Антарктика» Валерия Кравченко, гибель которого, увы, все планы оборвала. Можно вспомнить усилия СК «Укрферри», которая попыталась поставить на эту линию автопассажирский паром «Южная Пальмира».

Шансы на успех

И вот новая попытка, которая может и увенчаться успехом. Российские туроператоры связывают возрождение Крымско-Кавказской линии с подготовкой к Олимпиаде в Сочи, которая состоится в 2014 году. 

Успеха не исключает и директор по развитию и маркетингу СК «Укрферри» Роман Моргенштерн. По его словам, обнадеживает то обстоятельство, что организаторы круизов уже имеют опыт организации круизных групп на судах из Санкт-Петербурга.

— Одной из наших ошибок,— говорит Роман Моргенштерн, — было то, что для организации круизов по Черному морю мы пытались использовать достаточно крупный и дорогой автопаром, что резко снижало эффективность проекта. Нынешние фрахтователи «Адрианы» пошли по более правильному пути. Они привлекли небольшой круизный теплоход, который вполне возможно хорошо загрузить, учитывая потенциал российского туристического рынка, на который они, в основном, и рассчитывают.

Правда, есть и одна серьезная проблема. Подходящий их планам лайнер они нашли на Карибах, перегон откуда довольно дорогое дело. Естественно эти расходы они должны были заложить в тарифы. И эти тарифы получились достаточно высокие. 

Если брать базисные ставки, то круговой круиз без питания от Одессы до Одессы будет стоить 730 долларов на человека. Питание для взрослого человека 45 долларов в день. Если сложить вместе, получится сравнимо со стоимостью семидневного круиза по Средиземному морю на лайнерах более комфортабельных и современных.

Но организаторы рассчитывают на то, что у огромного числа россиян до сих пор нет загранпаспортов, а круиз с посещением портов России и Украины можно совершить и по внутреннему паспорту.

Немалую долю круизных пассажиров могут составить и люди старшего поколения. Кто-то захочет внуков приобщить к подобным поездкам, кто-то не любит летать. Так что, если учесть всю огромную Россию, мне кажется, что для небольшого лайнера загрузка найдется. Украину же организаторы рассматривают как базу для догрузки.

За «Адрианой» — «Астория» 

Об оживлении черноморского круизного рынка свидетельствует и объявленная программа круизов пассажирского лайнера «Аstoria» компании Royal Caravella на сезон 2013 года. 

— Мы здесь выступаем в роли генерального агента судоходной компании Royal Caravella, — рассказывает директор туристической фирмы «МС Круиз» Марина Сабашникова. 

Круизный лайнер «Астория» построен в 1948 году. Но это очень надежное и крепкое судно (под португальским флагом), которое полностью реконструировалось и перестраивалось относительно недавно — в 2005 году. Лайнер крупнее теплохода «Адриана» и более высокого класса — 4+. Длина судна 160 метров, ширина 21 метр, его пассажировместимость в двухместном варианте проживания — 550 пассажиров. Экипаж состоит из 240 человек. Лайнер весьма комфортабельный. Ресторан вмещает всех туристов в одну смену. Музыкальный салон может принять всех гостей этого лайнера. Есть казино, бары, бассейн и другие места для отдыха.

Первые три круиза из Одессы начинаются 16 июля 2013 года по маршруту Одесса — Евпатория — Севастополь — Ялта — Сочи — Батуми — Одесса. 

После этой программы турецкая компания-оператор забирает лайнер на свои круизы по греческим островам до 10 сентября. Затем мы делаем средиземноморский круиз из Севастополя, за ним последует прогулка Одесса — Ялта — Одесса и вновь средиземноморские круизы из наших украинских портов. В том числе и серия паломнических рейсов по святым местам.

Цены на круизы будут, по ее мнению, вполне приемлемые. Прогулка из Одессы в Ялту, например, в праздники будет от 290 до 700 евро, в зависимости от категории кают. Но это с полным (шестиразовым) питанием на борту судна. Круиз до Батуми (7 дней и 6 ночей) — от 600 до 1500 евро.

Отмечая трудности привлечения инвесторов к проектам черноморских круизов, Марина Сабашникова отметила, что все такие проекты долгосрочные. И отдача здесь начинается не сразу. А большинству инвесторов хочется сегодня вложить, а уже завтра получить прибыль. В туризме такого не будет, а тем более в круизном проекте. Поэтому правильно было бы, если бы явилась некая ассоциация из нескольких инвесторов, которые начали бы вкладывать деньги, не рассчитывая на сверхприбыли, а рассчитывая на само это благое дело — возрождение круизного судоходства на Черном море.

Порты Украины, № 04 (126) 2013

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать