Вверх

Пути угольного транзита

01 апреля 2003   Константин Ильницкий

Все большее место в грузообороте украинских морских портов в последнее время занимал уголь, причем в основном российский транзит.

Пути угольного транзита

Порты Украины, № 03 (41) 2003

Все большее место в грузообороте украинских морских портов в последнее время занимал уголь, причем в основном российский транзит. Если в 2000 году доля угля в общем грузообороте морских портов страны составляла всего 6,9 %, то в 2002-м — уже 10,3 %. По своим объемам (11,038 млн т, из которых 9,044 млн т — транзит) уголь в 2002 году занял четвертое место среди всех грузов, уступив лишь металлам (25,038 млн т), нефти (18,895 млн т) и зерновым (11,884 млн т).

В первом квартале нынешнего года, несмотря на трудности зимы, продолжали расти грузопотоки угля через украинские порты: было переработано 2,726 млн т (из которых 2,241 млн т — транзит), что на 7 % больше, чем за аналогичный период 2002 года.

Эксперты прогнозируют значительный рост российского экспорта угля в силу его хорошего качества и растущего спроса на мировом рынке, особенно в развитых странах. В 2002 году Россия отправила на экспорт 51 млн т угля, в том числе 40,2 млн т через морские порты (России — 27 млн т, Украины — 9 млн т, стран Балтии — 4,2 млн т).

К 2010 году, пишет в журнале «Морские порты России» председатель комитета АСОП по загрузке портов А. Я. Шутка, предполагается увеличить морской экспорт российского угля до 55 млн т. Но единственный в российских портах специализированный перегрузочный комплекс есть в порту Восточный (мощностью 12 млн т), где в 2002 году уже было перегружено 12,5 млн т угля. В других портах перегрузка ведется на универсальных причалах грейферными кранами, что определяет низкую интенсивность погрузки. К тому же отсутствие возможности принимать крупнотоннажные суда дедвейтом выше 40 тыс. т значительно снижает конкурентоспособность российского угольного экспорта.

В итоге в 2002 году было отказано грузовладельцам в перевозке 2,3 млн тонн угля при ежемесячном планировании экспортных перевозок.

Кроме того, разработки российских ученых показали неэффективность многих маршрутов российского угольного экспорта (например, отправки угля в Турцию через Мурманск). На конференции «Порты и портовое хозяйство» в апреле 2003 года отмечалось, что слишком мало угля направляется через южный бассейн, хотя здесь можно организовать перевозки со значительно меньшими затратами. По оценкам СоюзморНИИпроекта, если направлять активнее уголь на порты южного бассейна, то общая экономия транспортных издержек может составить до 60 млн долларов в год.

Такая ситуация могла бы обнадежить наших портовиков, если учесть, что именно в южном бассейне у России минимальные возможности для работы с углем. В прошлом году здесь было переработано всего 2,5 млн т угля, из них 2 млн т в Туапсе и 0,5 млн т в мелководном Ейске.

И действительно, если посмотреть на результаты работы ряда украинских портов за первый квартал 2003 года, то увидим, что в Николаевском порту перевалка угля выросла в 14,5 раза, в Керченском — в 12,2 раза, в Ильичевском — в 8,3 раза и т. д. Но при этом, увы, значительно сократилась переработка угля в порту Южный. Здесь, похоже, сыграли свою роль более высокие южненские тарифы, притом что очень конкурентоспособные условия для угля предлагают сегодня порты Прибалтики.

Впрочем, россияне в перспективе не склонны делиться угольными грузопотоками ни с Украиной, ни с Прибалтикой. Минтранс России планирует до 2010 года построить несколько высокопроизводительных специализированных комплексов для перевалки угля. С 4 мая 2003 года уже начал работу по временной схеме угольный терминал в строящемся российском порту Усть-Луга на Балтике. Планировалось, что в 2005 году терминал с необходимой транспортной инфраструктурой будет достроен и выйдет на проектную мощность — 8 млн т угля в год.

Планируется строительство третьей очереди угольных комплексов, терминалов в порту Восточный (мощностью 6,5 млн т), Ванино, Мурманске, Кандалакше...

Что касается южного бассейна, то здесь у россиян не столь обширные планы. Но уже в 2003 году, полагает А. Я. Шутка, можно подключить к переработке угля на юге малые порты (Таганрог, Темрюк и Азов — по 500 тысяч т) и увеличить мощности порта Туапсе за счет аренды причалов соседнего судоремонтного завода. В более долгосрочной перспективе программой развития порта Туапсе предусмотрено строительство двух новых причалов для генгрузов, что позволит увеличить пропускную способность для угля еще на 1 млн т.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать