Вверх

Реки Беларуси впадают и в Черное море

23 июля 2013   Марк Шевченко

Международные грузоперевозки по белорусским рекам фактически не осуществляются уже более 5 лет (речники это связывают с перекосами тарифной политики на БелЖД). Единственное исключение — теплоход «Надежда», перевозящий калийные удобрения по маршруту Мозырь — Николаев для последующей их отгрузки на морские суда.

Сегодня в системе водного транспорта Беларуси функционируют 10 речных портов. Есть также 4 предприятия, обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугский канал. Самый большой порт по площади в Мозыре, а по объемам перевозок — порты в Бресте и Гомеле. 

Большинство этих предприятий входит в состав РТУП «Белорусское речное пароходство». Вышестоящей организацией для пароходства является Управление морского и речного транспорта, которое входит в состав Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В состав РТУП «Белорусское речное пароходство» входят восемь портов-филиалов: в Гомеле, Мозыре, Речице, Бресте, Пинске, Микашевичах, Могилеве и Бобруйске. Филиалы не являются юридическими лицами. 

По состоянию на 1 января 2013 года на балансе пароходства находилось 9 единиц пассажирского флота, 54 единицы буксирного флота (в основном проектов 730 и 570 различных модификаций) мощностью 300 л.с., 108 единиц несамоходного флота грузоподъемностью 900 тонн (проектов 775, 775А) и 22 единицы несамоходного флота грузоподъемностью 350 тонн (проектов 187Г, 619А, 888), 88 единиц стоечного и вспомогательного флота (плавкраны, причалы, дебаркадеры, земснаряды, понтоны и т.д.), 1 единица служебнопассажирского флота т/х «Огонек», 5 единиц служебно-разъездных судов и судов спецназначения. 

За навигацию 2012 года пароходством перевезено 2711,5 тыс. тонн грузов и 186,2 тыс. пассажиров. Увы, эти объемы весьма далеки от тех, которые наблюдались в прошлом. 

Обратимся к истории. РТУП «Белорусское речное пароходство» (бывшее Днепро-Двинское речное пароходство) выделилось из состава Днепровского и Северо-Западного пароходств в 1931 году. В то время за пароходством числилось всего несколько небольших, в основном деревянных судов.

С 1931го по 1940 год коллективами речников была проделана значительная работа по развитию водного транспорта. Флот постоянно обновлялся, его суммарная грузоподъемность увеличилась в 2,4 раза. В 1940 году пароходством было перевезено 1776 тысяч тонн грузов. По отношению к 1931 году количество перевезенного груза увеличилось в 3,2 раза, а грузооборот — в 6 раз. Пассажирооборот увеличился в 3,7 раза. 

С началом Великой Отечественной войны развитие водного транспорта было приостановлено. Днепро-Двинское речное пароходство попало в зону вражеской оккупации, но с 1944 года — года освобождения Белоруссии — началось масштабное восстановление флота и возобновление работы портов, пристаней и судоремонтных предприятий. Всего было восстановлено 265 самоходных и несамоходных судов, 226 судов вновь построено. Флот пополнился буксирными теплоходами повышенной мощности, эффективными в эксплуатации с хорошими условиями работы для экипажей, несамоходными судами грузоподъемностью 700—1000 тонн. Пассажирский флот пополнялся комфортабельными судами. 

К 80м годам объем перевозки грузов увеличился в 20 раз по сравнению с довоенным периодом, объем переработки грузов в портах более чем в 20 раз. Были построены речной порт Пинск, речной вокзал в Мозыре. К началу 90х годов водный транспорт представлял собой отрасль с развитой инфраструктурой. 

В связи с распадом СССР развитие водного транспорта было приостановлено. Следует отметить, что речной транспорт Беларуси вообще всегда развивался не «благодаря», а «вопреки». Достаточно сказать, что, несмотря на большую протяженность водных путей, составляющую 2,5 тыс. км, только на самых крупных водных артериях глубина достигает 1,5 метра. В постсоветское время резко снизились объемы перевозок грузов и пассажиров. Например, в 2010 году по рекам Беларуси было перевезено 6,2 млн тонн грузов, в основном строительного песка и щебня. Это на 13 % больше, чем по итогам 2009 года, но почти в 3 раза меньше, чем в последнем «советском» 1991 году, когда объем перевозок составил 18 млн тонн. 

Беларусь делает попытки обзавестись и собственным морским флотом: само собой разумеющееся желание, так как страна нуждается в перевозке примерно 20 млн тонн внешнеторговых грузов. 23 ноября 2010 года Минским городским исполнительным комитетом было зарегистрировано закрытое акционерное общество (ЗАО) «Белморфлот». Доли акционеров компании в уставном фонде были распределены следующим образом: 70 % акций принадлежит Корпорации «Zepter Group» (Швейцария), 30 % — другим зарубежным инвесторам. Основой флота предполагалось сделать суда, приобретаемые на условиях финансового лизинга. Всего планировалось купить 7 сухогрузов, построенных на китайских и хорватских судоверфях — по 20—30 млн USD каждый. Кроме того, значительное количество грузовых судов планировалось брать в аренду. К сожалению, арендой дело и ограничилось. В создании национального морского флота никаких подвижек не произошло, по признанию, сделанному в июне прошлого года заместителем начальника управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андреем Чернобыльцем.

В нынешнем году компания «Zepter Group» привлекла в качестве стратегического партнера в ЗАО «Белморфлот» польскую компанию FAM Sp. z o.o. Сделка по продаже акций «Белморфлота» была зарегистрирована 24 мая в системе БЕКАС Белорусской валютнофондовой биржи. В результате сделки было продано 550 акций ЗАО «Белморфлот» (55 % уставного фонда). Сумма сделки составила, таким образом, всего 55 тыс. USD. 

Регулярные перевозки внешнеторговых грузов по внутренним водным путям в направлении портов Черного моря Беларусь намерена развивать в текущем 2013 году, как сообщил представитель Министерства транспорта и коммуникаций страны агентству «РИАНовости». «Одним из основных направлений в области водного транспорта в 2013 году станет развитие регулярных перевозок белорусских внешнеторговых грузов в направлении черноморских портов. С этой целью будет проведена работа по улучшению судоходных условий на внутренних водных путях», — сказал собеседник агентства. При этом он отметил, что в текущем году продолжится реконструкция Днепро-Бугского канала и строительство судоходного шлюза «Залузье».

Порты Украины, № 06 (128) 2013

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать