Вверх

Российский контейнерооборот почти восстановился

01 мая 2009  

Россия вновь «на коне», если говорить о ее объемах контейнеризированной торговли. Совокупный контейнерооборот портов России за 2010 год вырос более чем на треть, поднявшись почти на докризисный уровень.

Порты Украины, № 04 (106) 2011
Контейнерные перевозки
Марк Шевченко

 

Россия вновь «на коне», если говорить о ее объемах контейнеризированной торговли. Совокупный контейнерооборот портов России за 2010 год вырос более чем на треть, поднявшись почти на докризисный уровень.
В прошлом году в связи с улучшением макроэкономической ситуации, ростом ВВП и стабильности на финансовых рынках, последовал и рост потребительской уверенности, что в свою очередь привело к постепенному восстановлению контейнерного трафика в российских портах. Всего всеми портами России в минувшем году переработано 3602021 TEU, что на 43,2 % превышает показатели 2009 года. Выросла и перевалка груженых контейнеров — на 37,4 % (2454852 TEU против 1786509 TEU позапрошлого года). Аналитики ожидают дальнейшего улучшения ситуации и в 2011 году.
В 2010 году морские перевозки контейнерного импорта в Россию выросли на 23 %, до 1676000 TEU. Эти цифры по- прежнему на 10 % ниже уровня, достигнутого в предкризисном 2008 году, но в нынешнем 2011 году аналитики ожидают дальнейшего 20-процентного роста. Более чем достаточно, чтобы окончательно восстановить утраченные позиции.
Океанский экспорт также вырос — на 14 %, до 1268000 TEU, чему способствовали дальнейшая контейнеризация прежде сугубо навалочных грузов. В этом отно
шении потенциал России представляется колоссальным.
Если вспомнить еще и о каботажных внутриевропейских объемах, прирост импортных и экспортных контейнеропотоков окажется даже более впечатляющим.
Как сообщает «Containerisation International» на основании данных консалтинговой компании MDS Transmodal, среди внешнеторговых партнеров России бесспорными лидерами остаются китайцы. Из КНР в Россию было перевезено 759002 TEU, в Китай из российских портов отправили 726190 TEU. Вторым по значению экспортером для России в 2010 году оказались США с 114518 TEU. Затем — Южная Корея (107642 TEU). Всего на долю десяти крупнейших стран-экспортеров на российский рынок в 2010 году пришлось 1329234 TEU.
В основном, ростом контей- нерооборота Россия обязана портам Северо-Запада. В частности, в Санкт-Петербурге в прошлом году было переработано 1929612 TEU (948433 TEU в экспортном направлении и 981156 TEU — в импортном). Львиная доля названного контейне- рооборота пришлась на Первый контейнерный терминал (ПКТ), управляемый Национальной контейнерной компанией. На его мощностях в 2010 году достигнут по сравнению с 2009 годом прирост в 23,5 %, до 1159900 TEU. Это более чем на 8 % превосходит показатели докризисного 2008 года, и близко к проектной пропускной способности ПКТ, которая равняется 1,3 млн TEU в год.
НКК со временем планирует довести грузооборот терминала до 1,6 млн TEU в год. Это предел, имея в виду, что развитие терминалов в пределах городской территории ограничено по экологическим и инфраструктурным соображениям.
Еще эффективнее отработал в минувшем году «Петролеспорт», входящий в группу «Global Ports Investments». Соперникам НКК удалось продемонстрировать 76-про- центный прирост контейнерооборо- та по сравнению с 2009 годом — до 541120 TEU.
Отметим, что рост в порту Санкт- Петербург мог бы быть и более значительным, но, как часто бывает в России, подвела суровая зима, осложнившая и без того непростую ледовую обстановку, впрочем, не только в гавани Санкт-Петербурга, но и в целом на Балтике, что привело к серьезным перебоям в работе петербургских терминалов (в ситуации затора российские импортные контейнеры обычно принимают Рига, Котка или Хамина). Вся надежда на строящийся НКК «Усть-Лужский контейнерный терминал» (УЛКТ), который предполагается ввести в эксплуатацию в сентябре 2011 года. Его проектная пропускная способность составит 3 млн TEU, что сделает терминал абсолютным российским лидером. Особенно важно то, что в Усть-Луге ледовая обстановка в зимний сезон намного легче, чем в Санкт-Петербурге.
В Калининграде в 2010 году переработали 231091 TEU — в два с половиной раза больше, чем годом ранее. Из этого объема 112633 TEU составили контейнеры экспортного грузопотока; 118458 — в импортном направлении.
Примерно 92000 TEU переработали самые северные российские порты — Мурманск и Дудинка.
Основными морскими воротами для Северо-Запада России является порт Гамбург, где перерабатывается на 10 % больше контейнеров для России, чем в Роттердаме. Забавно, что основными морскими воротами Германии по-прежнему является Роттердам. В 2010 году через эти два порта прошли 955000 TEU российских импортных TEU (в 2009 году — 612000 TEU).
Провайдеры транспортных услуг торопятся, чтобы не упустить свою часть пирога. Maersk открыл два новых прямых сервиса в порту Санкт-Петербург. Вероятно, и другие океанские перевозчики вскоре последуют примеру датчан. Так считает, например, Дуглас Баннистер из BoxiTradelntelligence. Он отмечает: «Медленный ход контейнерных судов уже абсорбировал имеющиеся избыточные мощности. Однако на 2011 год запланирован ввод в эксплуатацию еще более 40 крупных контейнеровозов. Для того, чтобы их абсорбировать, на направлении Азия—Европа необходимо открытие еще четырех новых сервисов».
Отметим, что в целом прямые сервисы в порты Балтийского региона, несмотря на бурный рост контейне- рооборота в портах России, были не столь уж традиционны в 2011 году. А жаль. Это помогло бы сэкономить средства на трансшипменте, улучшить качество предоставляемых услуг и абсорбировать больше контейнеровозов среднего размера, не говоря уже о снижении опасности заторов в порту благодаря снижению количества фидерных заходов.
Впечатляет и рост контейнерообо- рота в портах Дальневосточного региона — 831178 TEU, согласно информации ЗАО «Морцентр ТЭК». В 2009 году здесь перегрузили только 578441 TEU. Таким образом, рост составил 43,7 %, а лидерами перевалки в этом бассейне «Восточной стивидорной компанией» было переработано на 59 % больше контейнеров, чем в 2009 году, — 254290 TEU.
В порту Владивостока контейнеро- оборот в 2010 году составил 435416 TEU, на 44,6 % больше, чем годом ранее. При этом 159357 TEU пришлось на экспортные грузопотоки, а 135663 TEU было переработано в импортном направлении. Контейнерооборот ООО «Владивостокский контейнерный терминал» в 2010 году составил 288190 TEU, что на 40 % выше уровня 2009 года и на 19 % больше, чем в 2008 году.
В порту Восточный перевалили 254701 TEU, что составляет 159,3 % кон- тейнерооборота 2009 года. Наблюдался рост контейнерооборота и в Магадане, и на Чукотке, и в портах Сахалина (105,7 %, 138,6 % и 125,7 % в TEU соответственно).
Отметим, однако, что в портах Дальневосточного бассейна России, в отличие от портов Северо-Запада или Юга, перерабатывается значительное количество контейнеризированного кабо
тажа. Так, например, внутренние контейнерные перевозки через Владивосток составили 140396 TEU — почти треть контейнерооборота.
Хорошо обстоят дела и в Южном бассейне России. Контейнерооборот терминалов «Новороссийского морского торгового порта» вырос почти на 100 %, если сравнивать с результатами 2009 года. Всего в порту стивидоры переработали 429031 TEU, что примерно на 16 % превышает показатели 2008 года. Из этого объема 206744 TEU — контейнеры экспортного направления, 220903 TEU — импортного.
Группа НМТП планирует в 2011 году начать строительство контейнерного терминала пропускной способностью в 1,2 млн TEU в год и стоимостью примерно в 375 млн USD.
Неплохие результаты продемонстрировал и НУТЭП («Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие»), находившееся в прошлом году под контролем НКК. Здесь перегрузили 124626 TEU — более чем на 3 % больше, чем в кризисном 2009 году, и несколько больше, чем в 2008 году.
В марте нынешнего года группа компаний «Дело» выкупила 50 % долей НУТЭП у НКК за 115 млн USD, тем самым консолидировав в своих руках все активы терминала. Ожидалось, что терминал будет продан НМТП, но нынешние владельцы пока не приняли окончательного решения по этому вопросу. Мощность терминала на сегодняшний день составляет 215000 TEU в год.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать