Вверх

Рынок контейнерных перевозок продолжает набирать обороты

01 июня 2003   Наталья Рыженкова

В мире за последние пять лет стали перевозить контейнеров примерно в 1,6 раза больше. Ежегодно объем перевозок грузов в контейнерах увеличиваются на 5—13 %.

Рынок контейнерных перевозок продолжает набирать обороты

Порты Украины, № 05 (43) 2003
Наталья Рыженкова
Контейнерные перевозки

Стремительное развитие контейнерного бизнеса наблюдается у наших российских соседей. По прогнозам немецкой консалтинговой компании «TransCare AG», входящей в число лидеров в сфере логистики и интермодальных контейнерных перевозок в Европе, общий объем контейнерного грузопотока в России в ближайшие 10 лет может возрасти до 7 млн TEU, причем порядка 5 млн придется на российские порты. Для сравнения: в 2002 г. суммарный грузопоток составил около 1,5 млн TEU.

Сегодня стремительно набирает темп контейнерный рынок в Восточной Балтике — прежде всего за счет перевалки в порту Санкт-Петербург. Специализированный Первый контейнерный терминал (ПКТ), по словам коммерческого директора Александра Светличного, в 2002 г. обработал 438,4 тыс. TEU (+31,1 % к 2001 г.) и в 2003-м планирует переработать около 550 тыс. TEU (за 8 месяцев оборот составил 290 тыс. TEU). В марте этого года на терминале был установлен абсолютный рекорд по перевалке контейнеров — 45 тыс. TEU. Терминал модернизируется, к 2005 г. предполагается увеличение мощностей по переработке контейнеров до 700 тыс. TEU в год.

С июня 2003 г. на ПКТ изменена система тарифов. В зависимости от категории тарифы на перегрузку контейнеров будут составлять: 60—151 USD за единицу для груженых контейнеров и 52—120 USD за единицу для порожних. На ПКТ вводится новая технологическая схема работы: теперь весь документооборот будут вести судоходные линии и их агенты (раньше эти услуги предоставляли экспедиторы). По оценке специалистов ПКТ, общая стоимость внутрипортового экспедирования существенно не повысится, но возрастет скорость обработки судов и контейнеров.

Помимо ПКТ в Большом порту Санкт-Петербурга работают еще два терминала по переработке контейнеров — в Лесном порту и на причалах Северной верфи, где обрабатывается около 25 % контейнерных грузов, проходящих через Большой порт.

Значительный рост контейнерного грузопотока — 31 % в сравнении с 2001 г. наблюдается и в Калининградском порту. Общая перевалка контейнеров в 2002 г. составила 27,9 тыс. TEU против 21,3 тыс. TEU в 2001-м. За первое полугодие 2003 г. порт переработал 17 тыс. TEU.

Для освоения растущих контейнерных грузопотоков на Балтике в строящемся порту Усть-Луга планируется создание контейнерного терминала проектной мощностью около 3 млн TEU в год. Уже к 2007 г., по завершении первого этапа строительства, пропускная способность терминала составит 820 тыс. TEU.

На осень 2003 г. запланирован ввод в эксплуатацию контейнерного терминала в порту Оля (Астрахань), ориентированного на экспортно-импортные грузы из Ирана и Индии. Мощность терминала составит 20 тыс. TEU в год.

Основной порт по переработке контейнеров на Черном море — Новороссийск. Потенциал его составляет до 60 тыс. TEU в год: 35 тыс. TEU может обработать Новороссийский морской торговый порт и 25 тыс. TEU — ОАО «Новорослесэкспорт». В 2002 г. в Новороссийском морском торговом порту переработка грузов в контейнерах возросла на 67 % по сравнению с 2001-м и составила 32,66 тыс. TEU. Всего по порту Новороссийск оборот контейнерных грузов за первое полугодие 2003 г. увеличился на 20 %.

Чтобы расширить возможности переработки грузов в контейнерах, в Новороссийском порту планируют ввести в эксплуатацию в январе 2004 г. на 39-м причале Юго-Восточного района контейнерный терминал (это совместный проект с группой «Дело»). Предполагаемая мощность его оценивается в 120 тыс. TEU на первом этапе (2—3 года), на последующих — до 1,5 млн TEU в год.

Перевалкой контейнеров в Украине занимаются пять портов — Одесский, Ильичевский, Мариупольский, Измаильский, Николаевский. Около 95 % всех перерабатываемых контейнеров приходится на Одесский и Ильичевский порты. Годовой грузооборот контейнеров в Одесском порту в 2002 г. увеличился на 47 % и составил 111,17 тыс. TEU. И уже за 8 месяцев нынешнего года, сообщает начальник порта Андрей Егоров, грузопоток контейнеров увеличился почти на 30 % в сравнении с тем же периодом 2002 г. и составил 99,9 тыс. TEU. В основном это экспортно-импортные грузы, с незначительным преобладанием импорта. Традиционные импортные грузы в контейнерах — товары легкой, пищевой и машиностроительной промышленности. На экспорт в контейнерах все чаще отправляются металл, удобрения и другие грузы.

Сегодня в Одесском порту два с лишним десятка контейнерных судоходных линий — «Maersk SeaLand», «CMA СGM», «X-press Container Line», «P&O Nedlloyd» и др. C мая на терминале заработали еще две — «K-Line» и фидерная линия «UFS». Побывавший в Одессе в августе президент самой крупной французской контейнерной компании «CMA СGM» Жак Сааде сообщил об открытии в начале октября прямого океанского контейнерного сервиса, который берет свое начало в Китае и пройдет через Одесский и Ильичевский порты. Линию будут обслуживать суда вместимостью свыше 2000 TEU.

Возможности нынешнего контейнерного терминала Одесского порта практически исчерпаны, и рост потока грузов заставляет искать пути развития терминала. Требуют расширения складские мощности — либо за счет размещения контейнеров на близлежащих складских площадках, которые используются стивидорными компаниями под хранение металла, либо же за счет намывания новых площадей, что потребует значительных затрат.

В январе будущего года для складирования порожних контейнеров начнут использовать площадку TIR-паркинга, который переедет за пределы порта.

Необходимо и техническое перевооружение терминала. В ноябре завершится модернизация причального контейнерного перегружателя, что позволит на 2-м причале ставить под погрузку сразу два контейнеровоза. До конца года в порт поступит ричстакер грузоподъемностью 42 т и 18-тонный погрузчик с фронтальным спредером для порожних контейнеров.

В Ильичевском морском порту оборот контейнеров в 2002 г. увеличился на 33 % и составил 103,2 тыс. TEU (рекордный показатель, достигнутый в годы СССР, — 147 тыс. TEU). За 8 месяцев перевалка контейнеров возросла до 89,36 тыс. TEU.

Сегодня мощности контейнерного терминала Ильичевского порта используются практически полностью. Поэтому руководство порта вместе с ГО «Укрморпорт» активно занимаются развитием терминала. Ведутся строительно-технические работы, приобретается дополнительная техника, внедряется современная система учета движения контейнеров. Все это позволит в ближайшие два года значительно увеличить пропускную способность терминала.

В то же время, учитывая перспективы активного роста контейнерных перевозок на Черноморье, заявил на совещании с руководителями портов в Киеве министр транспорта Георгий Кирпа, Минтрансу необходимо определиться с местом строительства нового контейнерного терминала в Ильичевске, Донузлаве или в николаевском регионе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать