Вверх

Самые глубоководные...

01 мая 2009  

Критерий глубоководностиСегодня в СМИ все чаще говорят о растущей потребности Украины в глубоководных портах. Но какой морской порт сегодня можно считать глубоководным? Увы, точного определения просто нет. Не придумали, не было надобности.

Порты Украины, № 02 (74) 2008
Актуальная тема
Константин Ильницкий

 

Критерий глубоководности
Сегодня в СМИ все чаще говорят о растущей потребности Украины в глубоководных портах. Но какой морской порт сегодня можно считать глубоководным? Увы, точного определения просто нет. Не придумали, не было надобности.
Сошлюсь на мнение доктора технических наук, заведующего лабораторией исследований конструкций гидротехнических сооружений «Черноморниипроекта» Михаила Пойзнера. Сегодня, считает он, глубоководным для нашего региона вполне можно считать порт, имеющий у причалов глубины 13 м и более. Хотя, например, в 70-е годы прошлого века в Союзе весьма условно считали глубоководными порты, имеющие глубины более 9,5 м. А в нормах технического проектирования гидротехнических сооружений на самой высокой строчке в сетке глубин значилась цифра 11,5 м.
Понятно, с тех пор морской транспорт шагнул далеко вперед, выросли объемы перевозок, выросли и размеры судов, для которых понадобились более крупные причалы с большими глубинами.
Причем рост этот весьма интенсивно шел и в последнее время. К примеру, самыми крупными судами-контейнеровозами в начале 90-х годов прошлого века были суда класса «панамакс» вместимостью около 4000 TEU. Но, уже начиная с 1995 года и по сегодняшний день, на волне контейнерного бума посыпались заказы на строительство массы контейнеровозов-«постпанамаксов». Это суда вместимостью от 4000 TEU до 7000—8000 TEU. А в нашем столетии пошла волна заказов на «суперпостпанамаксы» вместимостью более 8000—10000 TEU.
Я уже в печати приводил пример, что экономический смысл использования таких судов связан с тем, что судно вместимостью 10000 TEU дает экономию 37 % операционных расходов из расчета на один контейнер по сравнению с судном вместимостью 4000 TEU.
Для обслуживания таких гигантов надо кардинально перестраивать подходные каналы, акватории портов, приобретать новое погрузочное оборудование, интенсифицировать обработку судов, реорганизовывать всю логистическую цепочку продвижения контейнеров, чтобы приход одного груженого судна не парализовал работу порта. Для обслуживания таких гигантов нужны и другие глубины у причалов. Впрочем, стоит помнить: сами по себе глубины у причалов еще не гарантируют возможность захода в порт крупных судов. Нужны еще непременно подходящие габариты (в том числе, глубины) акваторий, подходных каналах, разворотных кругов.
Давайте сравним: типичное для «панамаксов» ныне действующее судно компании СМА CGM «Nothertn Faith» вместимостью 3538 TEU имеет осадку в полном грузу 11,7 м (длина судна — 239 м). Это означает, что ему для работы с полной загрузкой нужен причал с глубинами примерно 12,5 м. Это те предельные глубины, которыми, например, располагает основной причал контейнерного терминала Одесского порта.
Но вот построенное в 2006 году судно той же компании — «CMA CGM Carmen» вместимостью 8533 TEU (длина — 334 м) имеет осадку в полном грузу 14,5 м. Значит, ему нужен для работы с полной загрузкой причал с глубинами уже не менее чем 15,5 м. Чего нет не только на наших контейнерных терминалах, но и ни в одном украинском порту в
принципе.
Однако не будем отвлекаться. Цель данной публикации — просто подсчитать, сколько причалов и портов в черноморских странах могут быть отнесены к разряду глубоководных. Руководствоваться при этом будем ориентиром, предложенным Михаилом Пойзнером, а именно глубиной у причала в 13 м и более. Поскольку реальные глубины у причалов, особенно в устьевых портах с высокой заносимостью, могут меняться в течение года, опираться будем на глубины проектные, то есть те, на которые были рассчитаны конкретные причалы при их строительстве. При этом подсчитывать будем именно причалы и пирсы, а, например, комплексы для беспричального налива нефти оставим за рамками нашего исследования.
Всего в наш список попали 82 причала черноморских портов и терминалов. А «за бортом», увы, остались такие известные черноморские порты, как Батуми, Варна, Поти и многие другие, — их глубины не дотягивают до намеченной нами планки.
 

Лидеры Черноморья
Как видим из публикуемой таблицы, самым глубоководным портом Черного моря на начало 2008 года является порт Новороссийск с его нефтяным терминалом Шесхарис. Один причал Шесхариса имеет глубины 24 м, что позволяет принимать суда дедвейтом более 300 тыс. т. Впрочем, такие суда на Черное море не заходят. Новороссийцы вспоминали, что самое крупное судно, которое швартовалось в порту, было с дедвейтом 250 тыс. т. Но при обратном проходе Босфора это судно имело столько проблем с турецкими властями, что больше супертанкеры на Черноморье не появлялись. А крупнейшие из танкеров, которые регулярно идут на Шесхарис, имеют дедвейт порядка 150 тыс. т.
Всего ОАО «Новороссийский морской торговый порт» располагает 8 причалами с глубинами в 13 м и более. Четыре из них на том же терминале Шесхарис, включая самый глубоководный, два на пирсе № 3, где построен новый зерновой терминал, и по одному на пирсе № 5 и на пирсе Восточный.
В 2007 году грузооборот Новороссийского портового комплекса составил 113,4 млн т, в том числе 71,7 млн т — у ОАО «Новороссийский МТП».
Самым глубоководным портом на Черном море, работающим с сухими грузами, формально можно считать порт Эрдемир, являющийся, по сути, транспортным цехом одноименного турецкого металлургического комбината. Мощность порта — порядка 16 млн т. В 2007 году он переработал около 11 млн т грузов. В основном, это сырье для комбината — уголь, руда, а также металл. Один из причалов порта, имеющий глубины в 20 м и способный принимать суда дедвейтом до 200 тыс. т, и вывел Эрдемир в ряд лидеров Черноморья по глубоководности.
Констанца хотя и занимает третью строчку в списке глубоководных портов Черного моря, но по числу глубоководных причалов и потенциальной мощи, это безусловный лидер бассейна. (В 2007 году грузооборот Констанцы составил 57,8 млн т). Порт имеет 44 причала (!) — с глубинами 13 м и более (а всего порт располагает 132 причалами). Три причала в Констанце имеют глубины по 19 м: два — для навалочных грузов и один — для наливных, четыре причала — по 16,5 м — для навалочных и контейнерных грузов.
 

Прочие порты
Среди других портов, попавших в список глубоководных, отметим российские порты Туапсе и Тамань.
В Туапсе глубины в 13,5 м имеет причал, где перерабатывают уголь, руду, и глубины в 13 м имеет первый причал нефтетерминала.
В новом строящемся порту Тамань уже практически готов вынесенный в море причал терминала компании «Тольяттиазот» с глубинами 13,5 м. Он предназначен для работы с химгрузами.
Болгария в наш список попала благодаря двум причалам нового балкерного терминала в Бургасе, построенного в 2005 году за счет японских кредитов, — с глубинами 15,5 м и 14,5 м. Таких глубин не имеет подходной канал в Бургас. У балкерного терминала пока могут работать суда с осадкой до 11,5 м. Но в настоящее время идут работы по расширению и углублению канала до 15 м, которые позволят использовать глубоководные причалы почти на полную мощность.
В наш список попал и небольшой турецкий порт Ризе, расположенный в юго-восточной части Черного моря. Он имеет у одного из причалов глубины 14,5 м.
Причалы в Украине
По числу глубоководных причалов (23 причала) Украина на Черном море уступает только Румынии. У нас 8 портов и терминалов имеют причалы с глубинами в 13 м и более.
Сегодня самый глубоководный порт в Украине — Южный. Один из причалов порта (№ 3) имеет проектную глубину 16,5 м. Глубину в 15,6 м имеет причал № 8. 
Четыре причала порта имеют глубины 15 м. А причал № 6 хотя и имеет чуть меньше — 14 м, но при этом располагает запасом, позволяющим при необходимости довести глубины до 19 м. Такой «перспективы» не имеет ни один другой причал в стране.
Причалы терминала «Пивденный» в Южном с глубинами 15 м также имеют возможность для углубления до 18 м.
Кроме того глубины в 15 м у расположенного по соседству причала ООО «Трансбункер-Юг».
В акватории морского порта Южный еще два причала имеют глубины по 14 м. Это причал № 16 компании «Трансинвестсервис» и причал № 18, который был построен «Трансинвестсервисом» в 2007 году и передан в эксплуатацию совместному предприятию «ТИС — Руда», образованному этой компанией с Полтавским ГОКом. Это единственный абсолютно новый причал, который пополнил портовое хозяйство в прошлом году.
Если учесть, что «Трансинвестсервис» уже в нынешнем году достроит и примет в эксплуатацию еще два глубоководных причала (№№ 19, 20) для угольно-рудного терминала, а также то, что компания одновременно продолжает строить еще три глубоководных причала для будущего контейнерного терминала, то сегодня она безусловный лидер в развитии портового хозяйства страны.
Всего в акватории порта Южный насчитывается на начало 2008 года 13 причалов, которые мы отнесем к разряду глубоководных. В то же время стоит отметить, что нынешняя глубина подходного канала к Южному не позволяет в полной мере использовать возможности ряда причалов, поскольку равна 15,5 м, а объявленная капитанией порта гарантированная осадка для судов, идущих в Южный, сегодня 13,8 м. (Правда, капитания может дать разрешение, например, на отход судна с осадкой в 14,1 или 14,15 м при благоприятных погодных и прочих условиях).
На втором месте по «глубоководности» среди украинских портов находится Ильичевский морской торговый порт, который имеет 5 глубоководных причалов. Среди них реконструированные в прошлом году причалы №№ 3, 4 контейнерного терминала, которым оперирует компания «Укртрансконтенйнер». Эти причалы увеличили свои глубины до 13,5 м.
В настоящее время практически решен вопрос о выделении кредита ЕБРР в 26 млн EUR для реконструкции причалов №№ 7, 8, 9. По проекту реконструкции они, в частности, должны обрести глубины в 16 м.
В акватории Ильичевского МТП глубинами в 13 м располагает также причал ЗАО «Ильичевский топливный терминал». А всего в этой акватории на начало 2008 года насчитывается 6 глубоководных причалов. Глубины на подходном канале Ильичевска — 15,5 м.
В Одесском порту глубины в 13 м и более имеют 4 причала, два из которых расположены на нефтетерминале. Но уже в нынешнем году будет введен в эксплуатацию строящийся компанией «Бруклин-Киев» глубоководный причал 29 Z. Глубины подходного канала Одесского порта — 13,5 м.
Не исключено, что уже в самом ближайшем будущем пальму первенства формально самого глубоководного украинского порта может перехватить Севастополь, благодаря компании «Авлита». Эта компания на своем терминале уже провела значительные гидротехнические работы по модернизации одного из причалов, который после достройки может получить глубины до 17 м.
 

Осадка и дедвейт
Нередко даже в специализированной литературе или прессе, характеризуя глубины у причала, говорят о максимально допустимой осадке судна. Величина такой осадки тоже может характеризовать свойства причала, но она никак не равна глубинам. Судно должно иметь под килем запас воды, гарантирующий ему безопасное плавание. В зависимости от свойств грунта, волнения моря, течений и других факторов минимально необходимый запас может быть разным. От 30—40 см (если грунт илистый при прочих благоприятных условиях) до 1 м и более (если грунт скальный и условия усложнены). Ведь стоит крупному груженому судну слегка накрениться, оно может скулой зацепить грунт. А 1 градус крена для судна шириной 24 м дает увеличение осадки примерно на 20 см.
Следующая оговорка касается изменившейся за последние годы конструкции судов. Суда сегодня не просто стали больше, они стали шире и полнее. С целью максимального сокращения затрат на перевозку современные балкеры строятся с фантастическим коэффициентом полноты корпуса — до 0,88. Такое судно имеет очень высокий коэффициент грузоподъемности по отношению к своим физическим размерам. А это значит, что из двух судов с одинаковой осадкой в полном грузу судно новой конструкции может иметь гораздо больший дедвейт, чем судно давней постройки.
С другой стороны, например, новые танкеры в соответствии с последними требованиями безопасности стали строить с двойным дном. А такая конструкция значительно утяжеляет судно и увеличивает его осадку. Для крупных судов это может быть увеличение до 1 м осадки по сравнению с танкерами такого же дедвейта, но старых конструкций.
Думаю, уместно в данной публикации напомнить читателям и о такой особенности портов Черного моря, которую вполне можно считать преимуществом перед теми портами мира, что существуют в условиях значительных приливов и отливов. Например, для портов Северной Европы разница между уровнем воды во время прилива и отлива может достигать 4,5 м. То есть, для приема судна с осадкой 14 м в полном грузу необходимо в этих условиях иметь и у причала, и на подходном канале глубины порядка 19 м. Это безумно дорого. Поэтому большинство портов проблему решают другими способами. Первый — строительство шлюзов и доков, которые позволяют поддерживать высокий уровень воды для зашедших туда во время прилива судов. Второй — создавая большие глубины не на каналах, а непосредственно у причалов, к которым суда проходят только в полную воду. В этом случае судну обычно приходится ожидать прилива для выхода из порта в полном грузу. В целом же затраты на гидротехнические сооружения в этих портах значительно выше по сравнению с аналогичными портами Черноморья.
Зададимся естественным вопросом: а сколь велика грузоподъемность судов, которые могут обрабатываться у причалов, отнесенных нами к категории глубоководных?
Капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский помог мне составить таблицу, которая дает приблизительный ответ на этот вопрос.
То есть, в морских портах Украины, располагающих причалами с глубинами максимум в 13—15 м, могут обрабатываться суда на их полную загрузку соответственно дедвейтом от 55 до 100 тыс. т. Звучит не так уж плохо, но, к сожалению, у нас таких причалов совсем немного.
А какие самые крупные транспортные суда заходили в украинские порты? Рекордсменом здесь можно считать иранский танкер 150-тысячник «Iran Sarvestan». Это судно дедвейтом 149999 т взяло в 2005 году в Южном на борт 113136 т нефти.
Самое крупное судно, обработанное в Ильичевском порту, — балкер «Азов» дедвейтом 100 тыс. т, который заходил в порт в 1975—1976 годах. А самое крупное судно, обработанное в Ильичевске уже во времена независимой Украины, — контейнеровоз «Maersk Davao» дедвейтом 68,2 тыс. т и вместимостью 5060 TEU. Кстати, в нынешнем году рассматривается вопрос о заходах в Ильичевск контейнеровоза «MSC Barbara» дедвейтом 85,8 тыс. т и вместимостью 6724 TEU.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Комментарии


Комментировать